Тайны арктических морей - Морские вести России

Тайны арктических морей

30.11.2022

Севморпуть

Комплексные исследования и мониторинг надводной и подводной экологической безопасности Северного морского пути

Фото: Центр морских исследований МГУ имени М. В. Ломоносова

Глобальные природные процессы и антропогенное воздействие в Арктике оказывают существенное влияние на изменение облика региона. В северных районах сложилась своя, хрупкая и уникальная экосистема, включающая широкое видовое разнообразие флоры и фауны, в том числе редких и охраняемых видов животных и растений.

Николай Шабалин, исполнительный директор ЦМИ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ольга Коновалова, замруководителя управления научных исследований и разработок ЦМИ МГУ им. М.В. Ломоносова

Владислав Калениченко, начальник отдела экологии ЦМИ МГУ им. М.В. Ломоносова

Илья Копоть, старший специалист ЦМИ МГУ им. М.В. Ломоносова

Варвара Мулер, специалист ЦМИ МГУ им. М.В. Ломоносова

При этом Арктика – регион с населением почти 4 млн человек, обладающий огромным потенциалом. В соответствии с планом развития Севморпути на период до 2035 года, утвержденным распоряжением правительства от 1 августа 2022 г. № 2115-р, необходимо обеспечить безопасное, бесперебойное, экономически выгодное и круглогодичное судоходство, а также его устойчивое развитие, включающее соблюдение экологической безопасности акватории.

Белые пятна экосистем

Обеспечение экологической безопасности СМП имеет ключевое значение для развития Арктического региона и возможно только при применении системного подхода, к которому относится как нормативно-правовое обеспечение, так и управленческие, навигационные и технологические решения, а также оперативное взаимодействие органов власти, природопользователей и экспертного сообщества.

Одним из наиболее эффективных механизмов получения необходимой информации о текущем состоянии окружающей среды на акватории СМП и воздействии судоходства на биоразнообразие является экологический мониторинг, проводимый на постоянной основе с оптимальным для получения информации пространственно-временным разрешением и применением современных технологий.

Фондовые и литературные данные демонстрируют значительные пробелы в знаниях об экосистемах акваторий СМП. Наиболее подробно изучены моря Западной Арктики, в то время как исследования в восточных морях носят точечный характер. При этом результаты исследований, проводимых в рамках исполнения обязательств организациями-недропользователями, не раскрываются как конфиденциальные. Недостаток данных, опубликованных в открытых международных источниках, также оказывает сдерживающее влияние на развитие представлений о СМП как экологически безопасном транспортном пути.

В связи с этим для обеспечения экологической безопасности региона с учетом глобальных изменений, а также нарастающей интенсивности судоходства по СМП требуется создание более обширной программы комплексных и систематических исследований окружающей среды. Ее миссия – научное обоснование подходов для обеспечения экологической безопасности СМП и формирование механизмов для ее реализации с привлечением международного экспертного сообщества для верификации получаемых результатов.

Первым шагом на данном пути стал совместный проект госкорпорации «Росатом» и Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова (ЦМИ МГУ) по разработке рамочной программы экологического мониторинга СМП, участие в которой также приняли ведущие эксперты из российских и международных научных организаций.

Концепция проекта представляет собой интеграцию результатов экологического мониторинга как с деятельностью международного экспертного сообщества, так и с системами цифровых сервисов непрерывного мониторинга и пополняемых баз данных. Проект разрабатывается строго в соответствии с требованиями законодательной, нормативно-правовой базы РФ и международными экологическими стандартами.

Целью проекта являются комплексная оценка текущего состояния окружающей среды в акватории СМП и изучение влияния арктического судоходства на биоразнообразие Арктики, а также разработка программы регулярного мониторинга акватории с целью обеспечения устойчивого и безопасного для окружающей среды развития региона. Фокус внимания проекта – каботажное и транзитное арктическое судоходство и портовая инфраструктура СМП на этапе строительства и эксплуатации.

В рамках проекта сделан ряд важнейших шагов на пути к достижению поставленной цели. Так, в период с 2021 по 2022 год уже реализованы:

сбор и анализ фондовых данных предыдущих исследований;

пилотный экологический мониторинг на 50 комплексных станциях на протяжении всей акватории;

лабораторные исследования и анализ полученных данных;

формирование международной группы экспертов и создание рабочей группы (РГЭ) для разработки программы целевого мониторинга биоразнообразия;

запуск пилотной версии цифрового сервиса спутникового мониторинга судовой нагрузки и загрязнений на протяжении всей акватории;

разработка программы регулярного мониторинга акватории для обеспечения устойчивого и безопасного для окружающей среды развития региона.

В ходе выполнения мероприятий по пилотному экологическому мониторингу на 50 комплексных станциях на всей протяженности СМП в 2021 году были выполнены:

– мониторинг гидрометеорологических условий; атмосферного воздуха; морских вод; донных отложений; биоты (бактериопланктон; зоопланктон; фитопланктон; ихтиопланктон; макробентос, мейобентос, микрофитобентос и макрофиты; морские птицы; морские млекопитающие);

– токсикологические исследования (исследования загрязненности воздуха, морской воды, донных отложений);

– контроль биологических инвазий, метагеномные исследования.

5000 миль за кормой

Полевые работы в границах акватории СМП проводились с августа по ноябрь 2021 года на трех научно-исследовательских судах: ИС «Алексей Марышев», НИС «Профессор Логачев» и ИС «Картеш». Суммарно судами было пройдено более 5000 миль. Сетка станций экологического мониторинга была разработана с учетом анализа открытых литературных и фондовых данных исследований прошлых лет.

Говоря о лабораторных исследованиях и анализе полученных данных, нужно отметить, что они проводились в период с октября по декабрь 2021 года в специализированных лабораториях Москвы и Санкт-Петербурга. Итогом камерального этапа работ стал выпущенный в декабре 2021 года отчет по результатам выполненного экологического мониторинга. Данные, полученные в ходе пилотного мониторинга 2021 года, помогут учесть необходимые корректировки методик выполнения работ с учетом специфики акватории СМП и их применимость для данного района, а также выбрать необходимый перечень исследуемых показателей.

В 2021 году был реализован пилотный проект в виде цифрового сервиса спутникового экологического мониторинга судовой нагрузки и загрязнений акватории. Результатом проекта стало обнаружение шести локальных загрязнений в Енисейском заливе, море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Карском морях. Последующая верификация полученной информации показала работоспособность применяемых методов цифрового сервиса.

С целью получения экспертной оценки программы и результатов экологического мониторинга, а также разработки рекомендаций к комплексной программе мониторинга ЦМИ МГУ совместно с Akvaplan-niva LLC (Норвегия) создали международную группу экспертов экологического мониторинга СМП (МГЭ).

Работа экспертной группы осуществлялась на рабочих онлайн-совещаниях. Кроме того, некоторые члены МГЭ принимали непосредственное участие в проведении научно-аналитической экспертной работы по экологическому мониторингу, а другие выступали в качестве рецензентов финальной версии программы экологического мониторинга.

Участники МГЭ – эксперты, представители более 15 ведущих российских и зарубежных научно-исследовательских институтов, ассоциаций, объединений и общественных организаций в сфере охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия из России и Европы.

Среди них такие организации, как Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН, Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт, Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН, Центр морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова, Всемирный фонд дикой природы (WWF, Россия), а также эксперты из рабочих групп Арктического совета: CAFF, AMAP и PAME.

Пилотный экологический мониторинг, выполненный в 2021 году, стал первым комплексным экологическим проектом, реализованным сразу на протяженности всей акватории СМП. На основе результатов сбора и анализа фондовых данных предыдущих исследований по региону, пилотного экологического мониторинга, а также совместной с МГЭ научно­аналитической работы по разработке модели оценки влияния судоходства и портовой инфраструктуры на морские экосистемы в акватории СМП была разработана Рамочная программа экологического мониторинга акватории, в которой обоснован с научной и законодательной точки зрения необходимый объем дальнейших работ. Рамочная программа получила поддержку и высокую оценку представителей российского и зарубежного экспертных сообществ по итогам рецензирования.

Результаты проделанной работы были также представлены в мае на международной конференции Arctic Frontiers 2022. в рамках сессии Pan-Arctic Infrastructure Development. Доклад получил широкий отклик и вызвал интерес среди участников конференции.

Что дальше

Дальнейшая работа по проекту подразумевает разработку детализированных программ и методологических рекомендаций для каждого из направлений мониторинга акватории совместно с экспертным сообществом, продолжение работ по ежегодным натурным наблюдениям, а также тестирование и развитие цифровых сервисов для мониторинга судовой загрузки и загрязнений акватории.

Интенсификация освоения прибрежных арктических территорий и акваторий в соответствии с планом развития СМП будет сопровождаться непрерывной актуализацией программы комплексного экологического мониторинга и создания рабочей системы экологического менеджмента, способной справляться с новыми вызовами, связанными с климатическими изменениями Арктики, способствуя поддержанию устойчивого развития региона.

Морские вести России №14 (2022)


ПАО СКФ
Подписка 2023
SmartPort
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ