Ключевой проект цифровизации - Морские вести России

Ключевой проект цифровизации

02.06.2021

Севморпуть

До 100 терабит в секунду от Мурманска до Владивостока: какой будет линия связи «Полярный экспресс»?

Министерство транспорта РФ презентовало проект строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Мурманск – Владивосток «Полярный экспресс». Уникальная система обеспечит толчок к развитию портовой инфраструктуры на трассе Северного морского пути, а также Арктической зоны и Дальневосточного федерального округа (ДФО) в целом.

Сергей Алексеев

Детали проекта в ходе пресс-конференции ТАСС представили заместитель министра транспорта Российской Федерации Александр Пошивай, заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Денис Ушаков, генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников, генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов и генеральный директор компании «Управление перспективных технологий» Алексей Стрельченко.

«Цифра» идет в Арктику

Проект строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Мурманск – Владивосток был анонсирован на форуме «Транспорт России» в ноябре прошлого года.

Проект реализуется под эгидой Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта при помощи двух подведомственных предприятий – «Росморпорт» и «Морсвязьспутник». Головным исполнителем по строительству определено АО «Управление перспективных технологий».

Реализация проекта позволит подключить к новой подводной магистрали районы арктического побережья и Дальнего Востока, что будет способствовать выполнению требований Указа Президента РФ от 26 октября 2020 года № 645.

Линия обеспечит надежными и высокоскоростными каналами связи передачи данных портовую инфраструктуру в Арктике на трассе Северного морского пути и в Дальневосточном федеральном округе, способствуя целям цифровой трансформации водного транспорта.

«В мае 2021 года РФ примет на себя обязанности председателя в Арктическом совете на новый двухлетний цикл. Реализация проекта «Полярный экспресс», в том числе в рамках международного сотрудничества с другими государствами – членами Арктического совета, станет значимым вкладом РФ в мировую информационную телекоммуникационную инфраструктуру. Это особенно важно в условиях все возрастающей потребности в увеличение мощности магистральных каналов связи, требуемых для развития как цифровой экосистемы РФ, так и транзитного потенциала между Европой и Азией», – отметил замминистра транспорта Александр Пошивай.

Новая система общей протяженностью 12 650 км будет проложена по географически кратчайшему маршруту между Европой и Азией. Глубоководная прокладка кабеля начнется в конце мая – начале июня текущего года.

«Проект является ключевым для развития цифровизации Севморпути и Арктического региона. Этот проект нужен нашей экономике, без него никак в рамках стратегических задач, поставленных президентом и правительством. Мы сейчас находимся на пороге четвертой технической революции. И если этот шаг не сделаем, в этой революции попадем в число отстающих, чего себе позволить не можем.

Порты Арктической зоны являются приоритетными в части роботизации. Здесь ВОЛС обеспечит необходимую цифровую поддержку. Освоение Арктики без цифровизации просто невозможно», – подчеркнул заместитель министра.

Новая связь для новых портов

Замруководителя Росморречфлота Денис Ушаков, в свою очередь, отметил, что развитие Арктической зоны и ДФО серьезно изменило требования к портовой инфраструктуре.

«В настоящий момент более 900 проектов планируются к реализации или уже стартовали в этих регионах. И конечно, все они требуют скорейшего и приоритетного совершенствования информационных, телекоммуникационных технологий», – сообщил замруководителя.

По его словам, наряду с развитием телекоммуникаций «Полярный экспресс» также будет способствовать развитию инфраструктуры центров обработки данных (ЦОД) в этих регионах.

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов добавил, что в рамках федерального проекта «Развитие морских портов» запланировано увеличение портовых мощностей Арктической зоны и ДФО более чем на 144 млн тонн в год. И для обеспечения безопасности судоходства «Полярный экспресс» необходим.

«Росморпорт», безусловно, уделяет особое внимание развитию объектов безопасности мореплавания в данных регионах. В настоящее время проводим активное проектирование и строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ). В то же время эксплуатируем объекты служб управления движением судов в Обской губе, Карском море и других арктических портах.

Для функционирования данных объектов необходим надежный и быстрый канал связи, способный передавать большой объем информации. Спутниковая связь этого обеспечить не может, кроме того, она подвержена воздействию внешних условий, в том числе природного характера.

Кроме того, для нас очень важно создание удаленных центров ГМССБ. С помощью них операторы смогут осуществлять управление аппаратурой, находясь, например, в едином региональном центре управления.

Конечно, реализация всей этой архитектуры связи, предоставление современных сервисов электронной навигации не представляется возможным без очень устойчивого и быстрого интернет-соединения», – заключил Александр Смирнов.

Севернее, длиннее, сложнее

Генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник» Андрей Куропятников рассказал о международном значении «Полярного экспресса» и сравнил проект с зарубежными аналогами.

«Морсвязьспутнику» поручено интегрировать российскую систему в международную инфраструктуру подводных волоконно-оптических линий связи.

Гендиректор отметил, что предварительные маркетинговые исследования ряда российских и зарубежных консалтинговых компаний подтвердили значимость проекта и его востребованность.

И добавил, что после анонса проекта госпредприятие получило ряд обращений из регионов РФ. Например, представители Баимского ГОКа намерены с помощью «Полярного экспресса» внедрить на производстве беспилотные автомобили, которые будут заниматься вывозом полезных ископаемых.

В целом положительный эффект цифровизации, безусловно, скажется не только на портах Севморпути, но и на связанных с ними городах и поселках, уверен А. Куропятников.

По его словам, «Полярный экспресс» – уникальный проект, не имеющий аналогов в мире.

Похожая система под названием «Квинтиллион» была построена США вокруг Аляски в середине 2010-х годов. Протяженность кабеля составила 2575 км, а самая северная точка залегания кабеля – 71° широты.

«Наш кабель и севернее (78° широты. – Прим. ред.), и длиннее, и сложнее с точки зрения прокладки и реализации. Кабель имеет в своем составе 6 пар оптических волокон. Две пары будут иметь выход на береговые точки по маршруту, а четыре – идти под транзит трафика из Мурманска, Териберки до Владивостока или, когда мы договоримся с зарубежными партнерами, на поддержку транзита трафика из Европы в Азию и в обратном направлении», – сообщил руководитель госпредприятия.

Навстречу коннекту

Комплексом технических работ по проекту займется АО «Управление перспективных технологий». Это и инженерные изыскания, и проектирование линий, и дальнейшая прокладка с созданием обеспечивающей береговой инфраструктуры, сообщил генеральный директор компании Алексей Стрельченко.

В строительстве задействуют небольшую флотилию: четыре изыскательских судна, два судна обеспечения и два кабелеукладчика.

«Выход с суши будет происходить методом горизонтально направленного бурения. Этим методом мы переходим через припаи, через все проблемы, которые возникают на береговой черте. Дальше основная трасса будет идти путем заглубления кабеля плугом на глубину 1,5 метра», – сообщил А. Стрельченко.

Скорость передачи данных по волокнам кабеля составит до 100 терабит в секунду. Проектная задержка соединения – 90 миллисекунд. На трассе будут расположены 150 оптических ретрансляторов, которые будут усиливать сигнал.

В тех местах, где кабель невозможно заглубить, будет использоваться усиленная версия. Кабель с одинарной броней выдерживает до 30 тонн на разрыв, с двойной броней – до 50 тонн. Предельные температуры, которые выдерживает система, – от минус 50° до плюс 50°. При стандартных – 2 °С на океанском дне, этого более чем достаточно.

При этом прокладка не потребует масштабных работ водолазов. К их помощи прибегнут лишь на прибрежных участках, где магистральный кабель будет прокладываться в трубах.

Отдельно генеральный директор компании «Управление перспективных технологий» остановился на сроках реализации проекта.

В настоящее время проведены все необходимые проектные и инженерные изыскания на участке от поселка Териберка Мурманской области до поселения Амдерма Ненецкого автономного округа. В Териберке уже построена береговая станция и оборудованы прибрежные районы.

«И сейчас стартует глубоководная прокладка линии Териберка – Амдерма, которая должна закончиться в следующем году», – отметил А. Стрельченко.

В то же время идут проектные изыскания на участке Диксон – Тикси. В 2025 году компания должна обеспечить подключение Диксона и Тикси к Мурманску.

Параллельно разворачиваются работы во Владивостоке. Строители должны встретиться и сдать объект в эксплуатацию в 2026 году.

«В начале июня приглашаю всех поприсутствовать при отходе судов с кабелем для прокладки глубоководной части из Мурманска», – сказал Алексей Стрельченко.

Он добавил, что приблизительно в это же время в Мурманске начнет работу первый в России завод по производству кабелей для волоконно-оптической линии связи.

«Вступит в действие <...> первый завод в России, имеющий возможность производства и погрузки кабеля прямо на суда», – сказал он.

Стрельченко уточнил, что завод находится в Мурманске рядом с причалом, где базируются суда компании, которая займется прокладкой сетей. Завод позволит сразу поставлять продукцию к месту строительства ВОЛС.

Морские вести России №5 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ