Вклад Арктических регионов в развитие Севморпути - Морские вести России

Вклад Арктических регионов в развитие Севморпути

24.04.2023

Севморпуть

Вклад Арктических регионов в развитие Севморпути

Фото: Пресс-служба Ассоциации полярников

В декабре прошлого года в Санкт-Петербурге состоялся XII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». Мероприятие организовало МОО «Ассоциация полярников» при поддержке и участии обеих палат Федерального собрания, Правительства РФ, Государственной комиссии по развитию Арктики, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и других профильных министерств и ведомств. Главной задачей форума стало объединение усилий для обеспечения устойчивого будущего Арктической зоны РФ. По этой теме в рамках конференции «Северный морской путь. 90 лет Главсевморпути: опыт прошлого – на службу будущему. Часть 1. Развитие СМП в новых экономических условиях» выступили губернаторы Арктических регионов, обозначив возможности и перспективы находящихся в их управлении территорий.

Евгений Владимиров

Значение Северного морского пути (СМП) в современной ситуации возрастает, что подтверждается принятым в августе прошлого года планом развития арктической транспортной артерии. С 2023 по 2035 год на расширение инфраструктуры СМП будет выделено 1,8 трлн рублей. По словам Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арк-тики Алексея Чекункова, в рамках реализации плана из федерального бюджета будет выделено 620 млрд рублей, 407 млрд – из внебюджетных источников, остальная сумма – из консолидированных бюджетов субъектов РФ (конкретные объемы средств будут определяться соглашениями с регионами). Также планируется привлекать инвестиции.

Как отметил А.Чекунков, в плане предусмотрено пять основных разделов, включая формирование грузовой базы. Это план по вывозу экспортных грузов, объем которых исчисляется триллионами долларов, подчеркнул министр. Помимо грузовой базы, развитие СМП связано с расширением транспортной инфраструктуры, обеспечением безопасности судоходства, созданием новой системы управления СМП.

«Важны трехсторонние обязательства – бизнеса, который формирует грузовую базу, «Росатома», который в соответствии с новыми решениями призван координировать навигацию по СМП, и правительства России, от лица которого выступает наше министерство. Мы заключили обязывающие соглашения, где прописано, когда и какую грузовую базу даст бизнес, какие мощности по проводке, ледокольному сопровождению должен обеспечить «Росатом», какие государственные инвестиции должны обес-печить все органы исполнительной власти, чтобы эти взаимоотношения состоялись», – сказал А. Чекунков.

Он добавил, что для развития наземной транспортной инфраструктуры предусмотрены мероприятия по созданию портовой и железнодорожной инфраструктуры для доставки грузов с материка. Намечено создание новой гидрографической инфраструктуры, аварийно-спасательной базы, 12 новых спутников для обеспечения безопасности судоходства по СМП. На эти цели заложено 438 млрд рублей. Также будет запущена цифровая система управления СМП, добавил министр.

Севмпорпуть – стратегическая задача

Северный морской путь должен стать важной транспортной артерией, которая даст импульс развитию Арктических регионов РФ. План развития Севморпути до 2035 года необходимо реализовать, несмотря на меняющуюся геополитическую обстановку, считают участники Арктического форума.

«У Президента РФ очень жесткая, четкая позиция по тому, что нужно сделать в Арктике. Эти решения принимались до начала СВО, до этих жестких санкций, – заметил губернатор Мурманской области Андрей Чибис. – Выполнить принятые решения можно единой командой, в которой действуют правительство, профильное министерство, «Росатом» и регионы».

При этом сегодня важны реальные шаги, и они есть. «Мы видим, что стратегически важные вещи для страны не просто записываются, но и реализуются при всей тяжести и климата, и дороговизны решений», – продолжил А.Чибис. Для Мурманской области в приоритете – трансформация порта в мощный логистический хаб.

По словам губернатора Камчатского края Владимира Солодова, для стратегического развития СМП нужно определить расположение контейнерного порта на востоке страны. Базовым условием здесь является железная дорога. Камчатка ее не имеет, и в ближайшее время строить ее в регионе не планируется. Зато Камчатка будет развиваться как центр изучения и продвижения экологии, а значение экологии для Арктики огромное. В этом смысле в развитии СМП появляется экологический аспект.

«Мы готовы с нашими коллегами и друзьями вместе развивать Северный морской путь как «зеленый», а не только как самый эффективный транспортный коридор, Арктику – как территорию ответственного отношения к природе, точку научного исследования процессов, в которой мы формируем общую повестку противодействия глобальному изменению климата и сохранения нашей общей планеты», – отметил В.Солодов.

Еще один стратегический аспект развития СМП – создание аварийно-спасательной базы. По словам первого заместителя министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Чуприяна, возле крупных добычных углеводородных проектов в Запо-лярье будет построено 20 арктических комплексных аварийно-спасательных центров. Шесть таких центров уже действуют – в Архангельске, Мурманске, Воркуте, Нарьян-Маре, Дудинке и Якутске, еще 10 объектов строятся.

«Сейчас мы заняты строительством аварийно-спасательных центров как вдоль Северного морского пути, так и в целом по побережью. В настоящее время такой центр строится в Певеке рядом с плавучей атомной станцией, рассматриваются проекты строительства в Тикси, Сабетте, Диксоне», – рассказал А.Чуприян. Он добавил, что проекты реализуют с участием бизнеса, таких компаний, как «Роснефть», «Новатэк», «Норникель».

Помощь на СМП готовы оказывать в Ненецком автономном округе, сообщил губернатор региона Юрий Бездудный, специалисты уже подготовлены. Если укрепить имеющуюся базу материально, технически, то регион может обеспечить своими спасателями тысячу километров арктического побережья. Где бы ни располагались базы МЧС по оказанию помощи, сегодня вся помощь судам, идущим по СМП, оказывается из Нарьян-Мара.

Расширение портовой инфраструктуры

Развитие Северного морского пути будет опираться на расширение инфраструктуры базовых портов.

В Архангельской области действует универсальный порт Архангельск, который имеет 12 терминалов, там работает 10 судоходных компаний и обслуживается около 350 единиц флота, в порту развиваются новые площадки, рассказал заместитель председателя правительства Архангельской области – министр экономического развития, промышленности и науки Виктор Иконников.

«Мы запускаем проекты по двум портовым индустриальным паркам, потому что есть запросы от инвесторов, чтобы строить именно на берегу производственную площадку с последующей отгрузкой продукции в первую очередь для реализации арк-тических проектов. У порта выгодное географическое положение – от нас до центра России всего 1200 км, есть федеральная трасса, железная дорога, которая еще имеет потенциал по дополнительной загрузке», – проинформировал В. Иконников. Также он сообщил, что следующий задел – это актуализация декларации по строительству глубоководного района порта Архангельск.

Развивается и крупнейший в Арктике незамерзающий глубоководный порт Мурманск. У порта нет ограничений, это абсолютно суверенный выход в Мировой океан, отметил губернатор Мурманской области. В регионе базируется атомный ледокольный флот, специализированные научные суда, плавучие буровые установки, которые и обслуживаются на территории региона, а это значит, что есть специалисты, которые способны развивать базу с учетом накопленного опыта.

Как подчеркнул А. Чибис, дальнейшее развитие порта будет стимулироваться строительством железной дороги, которая соединит западный и восточный берег Кольского залива. На реализацию проекта в федеральном бюджете предусмотрено 37 млрд рублей. Это даст возможность к 2030 году обеспечить грузооборот до 80 млн тонн. Также будут увеличены мощности энергоснабжения порта, на это выделено 4,2 млрд рублей.

В настоящее время в Мурманске реализуется концессионный проект строительства терминала «Лавна», первого с советских времен на территории региона. Работы идут точно по плану, хотя имеются проблемы с поставками кранов, портового оборудования. Еще одной точкой роста станет контейнерный терминал «Росатом Карго». Сейчас проект его создания находится в высокой степени проработки. Среди перспективных проектов и строительство терминала для перевалки белорусских минеральных удобрений. Проект также находится в активной стадии проработки – рассматриваются финансовая модель и варианты территориального размещения.

Кроме того, А.Чибис отметил, что на территории Мурманской области появилась территория опережающего развития (ТОР) «Столица Арктики» и особая экономическая зона «Арктическая зона РФ», предусматривающие для бизнеса существенные экономические преимущества. Например, резиденты ТОР платят социальные взносы в 3% вместо 30%. Есть также преференции по налогу на прибыль и другие льготы.

«Отрадно осознавать, что мы сегодня лидеры по количеству резидентов в Арктической зоне, – сказал А. Чибис. – Причем это не просто формальные бумаги или соглашения, а реально проинвестированные деньги, реальные рабочие места».

Транспортную артерию загрузят товарами

Очевидно, что Севморпуть не будет действовать без загрузки товарами, без эффективной грузовой базы. Помимо транзитных грузов, необходимо развивать собственную товарную базу, собственное производство. В современных условиях для России это особенно важно.

Одним из опорных регионов в этом смысле может стать Ненецкий автономный округ (НАО). По словам губернатора НАО, регион обладает невероятной сырьевой базой. Здесь расположено 83 нефтяных месторождения. «Мы в штаб-квартире «Газпрома» подписали очередное соглашение с партнерами об освоении двух крупнейших месторождений: Лаявожского и Ванейвисского. И это не единственные проекты, которые формируют сырьевую базу. У нас большой сов-местный проект с Республикой Коми по освоению титановых руд», – поделился Ю. Бездудный.

Грузы пойдут либо на восток, либо на запад. Уже работает порт Варандей – арктический нефтяной терминал, который делает колоссальную перевалку и по факту является той опорной точкой, которая обеспечивает Севморпуть грузами, заметил глава региона. Реализуется также проект «Русхима» по освоению еще двух газовых месторождений – Коровинского и Кумжинского. В итоге совокупно предполагается сформировать довольно большой поток грузов, который будет идти из НАО по Севморпути.

Перевозить свои грузы по арктическому коридору намерены и на Камчатке. Прежде всего речь идет о рыбопродукции и камчатском крабе. Москвичи мечтают иметь возможность употреблять рыбу и морепродукты того качества, которое есть на Дальнем Востоке, заметил В.Солодов. СМП такие возможности дает уже сегодня, и это очень серьезная перспектива на будущее, считает губернатор региона.

Другим ключевым товаром арктического грузопотока должен стать сжиженный природный газ (СПГ). Регион рассматривается как перспективный энергетический хаб в связи с реализацией проекта компании «Новатэк» по перевалке СПГ в бухте Бечевинской с танкеров ледового класса на обычные. Уже в 2023 году на Камчатке произойдут первые тестовые отгрузки СПГ по схеме борт-борт, затем будут построены плавучие хранилища объемом сначала 10 млн тонн, а потом до 30 млн тонн, рассказал В.Солодов.

Основной вклад Архангельской области в формирование грузовой базы СМП заключается в поставках продукции лесопромышленного комплекса, сообщил В. Иконников. Кроме того, сейчас в области проводится дополнительный анализ тяготеющей к Архангельскому порту грузовой базы крупнейших промышленных регионов Севера, Поволжья и Урала. По предварительной оценке экспертов, эта цифра может составить порядка 40 млн тонн грузов в год.

Базы для ремонта и обслуживания судов

Большое значение для морских перевозок по СМП имеет наличие в Арк-тической зоне ремонтных баз и цент-ров обслуживания судов. По словам В.Иконникова, в Архангельской области такой потенциал, где обеспечивается полный цикл ремонтных работ гражданского флота, в том числе ледового класса, создан. «Наши предприятия, кроме «Севмаша» и «Звездочки», а это порядка 35 компаний, задействованы на ремонте судов, и мы сегодня реализуем полный судоремонт, – сказал заместитель председателя правительства региона. – Также мы реализуем проекты по импортозамещению. Например, винты рулевой колонки, которые пришли взамен зарубежным от северодвинской «Звездочки», устанавливаются на ледоколы, строящиеся по заказу «Росморпорта». Локализация уже достигает 80%, но в ближайшее время ее планируется довести до 100%».

В Мурманской области также существует полный цикл судоремонта, где обслуживаются и атомные ледоколы, и научные суда, и плавучие буровые, и к тому же имеется богатый опыт в данной сфере. «Это означает, что, помимо глубокой воды, незамерзающих портов и мощной техники, есть люди – самый главный ресурс, люди, которые способны все это развивать с учетом накопленного с момента основания города Мурманска опыта, давшего принципиальный толчок, – отметил А. Чибис. – Очень важно, что полный цикл судоремонта, который у нас есть сегодня, это то, что помогает обслуживать наши суда и флот, работающий на Севморпути. И на это есть большой спрос. Например, раньше рыболовецкие суда обслуживались у наших соседей в Норвегии, а сегодня они тянутся к нам по понятным причинам».

Судоремонтную базу предполагают развивать и на Камчатке. «Мы видим серьезную перспективу в том, чтобы именно Камчатка стала таким логистическим хабом по судоремонту», – отметил глава региона. По его словам, на первом этапе предполагается развивать ремонтную базу для рыбопромыслового флота, и такие проекты уже реализуются на практике. На втором этапе будет создаваться более масштабный центр обслуживания, в том числе ледокольного флота. «В любом случае текущее обслуживание, операционное обеспечение этого флота понадобится с учетом той интенсивности навигации, которую мы все перед собой ставим и которую мы видим», – сказал В. Солодов.

Таким образом, развитие Северного морского пути прибрежные регионы рассматривают в том числе как условие для развития региональных экономик и готовы подходить к решению ближайших и долгосрочных задач комплексно. Расширение портов создаст условия для наращивания трафика судов по СМП, а рост грузооборота поддержит формирование товарной базы в самих регионах. Кроме того, регионы активно работают над созданием обслуживающей инфраструктуры, включая организацию ремонтных, аварийно-спасательных центров и подготовку кадров.

Морские порты №1 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ