Школа элитных кадров - Морские вести России

Школа элитных кадров

28.04.2018

Образование

Школа элитных кадров

Лет тридцать назад в одном американском морском журнале промелькнула информация с восхитительным отзывом о кадрах рядового состава, подготавливаемых в морской школе Новороссийска. В конце заметки автор приписал: «Нам бы такую систему подготовки отличных судовых специалистов». Недавно выяснил еще одну интересную деталь, касающуюся Новороссийской мореходки.

Как рассказал Борис Георгиевич Титов, заместитель директора НМШ по учебно-производственной работе в 1967-1977 годах, редкий год обходился без приема гостей из США, стран Европы. И все восхищались отличной учебно-производственной базой школы, организацией практики, условиями жизни курсантов, воспитанием будущих моряков.

Владимир Меланин, г. Новороссийск

Решение Сыченикова

Начиналось же все ровно 50 лет назад. Когда в 1964 году в составе Черноморского морского пароходства было создано управление нефтеналивного флота с центром в Новороссийске, тут же задумались и о подготовке кадров для эксплуатировавшихся и вновь строившихся танкеров. Если ОВИМУ еще как-то обеспечивало флот комсоставом, то с подготовкой рядовых было труднее. И вот Орест Александрович Сычеников, первый начальник Новороссийского морского пароходства, подал идею организации при пароходстве своей мореходной школы для подготовки рядового плавсостава.

Все, кто знал Сыченикова, работал под его началом, удивлялись его работоспособности. Каждый день он начинал с обхода многочисленных стройплощадок. Строилось же тогда много: причалы, нефтебазы Грушовая и Шесхарис, здание управления пароходства, жилье для моряков, Дворец культуры пароходства. И не было, конечно, дня, когда бы Орест Александрович не побывал на строительстве комплекса мореходной школы. Здесь ударными темпами возводили учебно-производственный корпус, клуб, столовую, котельную, спальные корпуса, учебные мастерские. Руководитель хорошо понимал в строительном деле, не терпел халтуры, поэтому строители вновь созданного треста «Новороссийскморстрой» трудились на совесть и объекты моршколы, как, впрочем, и все другие, сдали в срок и с высоким качеством.

Выпускники помнят

Первых курсантов мореходка приняла в декабре 1967 года. Учебно-производственная база еще не была готова, поэтому занятия проводились во временно приспособленных помещениях. Вот так вспоминает то время курсант первого набора, а ныне пенсионер, ветеран НМП, 39 лет проработавший в компании, Николай Васильевич Анищенко:

– Жили мы на плавучей брандвахте. Теснота была ужасная, кровати располагались в два яруса, проход еле позволял боком разминуться двоим человекам. Занимались на соседней учебной брандвахте, также пришвартованной рядом с морвокзалом. Несколько классов было во Дворце культуры пароходства. Помню, зимой, в холод к причалу швартуют теплоход, а мы в трико, тельняшках на причале занимаемся физзарядкой. Пассажиры удивленно смотрят на нас: кто, мол, такие, почему раздетые в такой холод? А нам все нипочем, машем руками, ногами, скачем, прыгаем, что-то кричим. Веселье из нас так и брызжет. Потом на занятия, а после обед и… строем, опять же с песнями, на стройку школьного комплекса. Благоустройство, считай, выполнили собственными силами, прокладывали дорожки между строящимися зданиями и будущими клумбами. По очереди, группами, выезжали за город, вручную копали дерн для стадиона. Кроме этого помогали строить корпуса НВИМУ, базы отдыха «Моряк» в Сухой Щели на берегу моря. В самом начале несколько человек, не выдержав такого ритма жизни, забрали документы, поняв, что это не для них. Но таких было мало. Я, к примеру, по окончании мореходки работал на судах «Новошипа» 39 лет. Награжден орденом Трудовой Славы, золотым знаком пароходства, имею звание почетного работника Минморфлота.

А вот Самвел Гамлетович Петросян вовсе не склонен был посвящать свою жизнь морю, но случилось так, что, не пройдя по конкурсу в тбилисский вуз, случайно оказался у родственников в Новороссийске. И по совету поступил в мореходную школу.

– Думал, получу корочки моториста-электрика, – вспоминает сейчас Самвел Петросян, – года три-четыре поплаваю, мир посмотрю, заграничных шмоток привезу и на берег спишусь, уеду на родину, в свой Тбилисо, устроюсь, имея такие специальности.

На первых порах к занятиям относился с прохладцей. Но постепенно, сам не заметил, втянулся в учебу. Преподаватели у нас оказались классные, интересно стало учиться. В итоге окончил школу с отличием и попал в число 10% выпускников, имевших право, сдав один экзамен, поступить в НВИМУ, которое к тому времени уже открылось в Новороссийске. Но семена интереса к морю, флотской жизни, посеянные в наших душах преподавателями, дали всходы. Я с нетерпением ждал выхода в море. И вот мой первый загранрейс, потом еще, еще и еще… Так незаметно пролетели 34 года. Теперь я уже не моторист и электрик, а электромеханик, заочно окончил Новороссийскую морскую академию. И все эти годы работал на судах «Новошипа». Считаю, что жизнь моя состоялась, а путевку в нее мне дала наша мореходная школа.

Еще одна судьба, неразрывно связанная с Новороссийской мореходкой. Сергей Иванович Москалев – один из курсантов первого набора, на собственной шкуре, по его выражению, познавший все тяготы и радости становления флотского характера. Жил и учился на брандвахте, вместе со всеми строил мореходку. Вся его дальнейшая жизнь – пример честного служения родной компании – «Новошипу». Учеба в НВИМУ, работа начальником радиостанции на судах пароходства.

Капитан Волошин

Этот рассказ о Новороссийской мореходной школе был бы неполным, если бы я не вспомнил о замечательном руководителе этого учебного заведения. Первым начальником школы по рекомендации О.А. Сыченикова был назначен капитан Борис Иванович Волошин – человек, вложивший в школу и жизнь, и душу, и сердце. Это был не просто начальник, директор, а родной отец, учитель, воспитатель для каждого курсанта, для каждого педагога.

Вот как вспоминает первого начальника школы выпускник НМШ 1970 года, а потом помполит этой же школы Всеволод Леонидович Розум:

– Очень сильный, опытный и мудрый был руководитель наш Борис Иванович. Подобрал отличную команду педагогов, воспитателей. Он уделял внимание не только профессиональной учебе курсантов, но и их культурному, спортивному и патриотическому воспитанию. Волошину полностью принадлежит заслуга в том, что при нем наша мореходная школа была признана лучшей среди всех 15 мореходок СССР. Заявки на наших выпускников поступали со всех пароходств страны, даже от иностранных судовых компаний.

А вот как однажды на одной из встреч в НМШ о ней говорил О.А. Сычеников:

– Новороссийцы первыми в стране сделали новый шаг в подготовке рядовых специалистов, внедрив не годовой, а ступенчатый метод подготовки выпускников – квартальный и семимесячный. Это было и есть лучшее в системе Министерства морского флота СССР учебное заведение.

Всего НМШ подготовила для флота почти 12 тыс. специалистов рядового состава – матросов, мотористов, турбинистов, электриков, донкерманов, водолазов. Удостоверение выпускника Новороссийской мореходки было лучшей рекомендацией для зачисления в любой судовой экипаж. Здесь учили не только рабочей профессии, но и творчеству, постижению прекрасного, возвышенного.

По городу идет оркестр

В НМШ был лучший духовой оркестр среди всех учебных заведений страны. Вот как об этом вспоминает выпускник школы 1975 года Александр Владимирович Коваль:

– В 1974 году в Краснодаре проходил заключительный тур смотра оркестров среди учебных заведений страны. В него вышли оркестры нашей мореходки и Ейского высшего авиационного училища. Наши ребята, конечно, понимали, что с такими соперниками бороться трудно. Еще бы, летчиков учат 5 лет, а нас только один год, и навыки игры у авиаторов, конечно, больше. Но решили не сдаваться и победили. Помню, когда мы в звании лучшего духового оркестра проходили, играя, по центру Краснодара, то на улицу высыпал, казалось, весь город. Нас встречали, как космонавтов, забрасывали цветами. А потом мы часа три играли в городском парке. После этого с концертами, как победители всесоюзного смотра, мы выезжали в другие города, были приглашены на съезд профсоюзов морской отрасли, играли не только на самом съезде, но и на улицах и в парках Москвы: морская форма, белые фуражки, перчатки, осанка, выправка ребят. Это было здорово!

Нельзя не вспомнить и еще немаловажный факт. В мореходке была своя судомодельная мастерская, где под руководством энтузиаста-судомоделиста, человека, беззаветно любящего людей и море, Валентина Силантьевича Шикина курсанты постигали секреты изготовления судовых моделей. Их силами было создано 85 моделей судов абсолютно всех типов – танкеров, сухогрузов, линкоров, крейсеров, подлодок. Потом эти модели составили основную экспозицию пароходского музея.

Х       Х      Х

К большому сожалению, от всего этого сегодня остались только воспоминания. Нет уже ни музея, ни самой мореходной школы. Она как учебное заведение прекратила свое существование и работу вместе с развалом Советского Союза. Не приходили больше заявки на подготовку специалистов из бывших советских республик, Прибалтики, Грузии, Украины, Азербайджана, Туркмении. Школа закрылась, и сегодня там готовят специалистов для флота по специальным заявкам. Но такое случается нечасто. Слава Новороссийской мореходки осталась в прошлом, в воспоминаниях тех, кто там в свое время учился и работал. А в бывших корпусах школы сейчас офисы различных компаний. Теперь иные времена – иные и нравы, и запросы.

Морские вести России №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ