Облик будущего Российской Арктики - Морские вести России

Облик будущего Российской Арктики

01.08.2023

Образование

Облик будущего Российской Арктики

Фото: МГУ им. адмирала Г.И. Невельского

На площадке Дальневосточного морского тренажерного центра (ДВМТЦ) МГУ им. адмирала Г.И. Невельского состоялась научно-практическая конференция «Арктика: облик будущего определяется сегодня».

Масштабное отраслевое научное мероприятие организовала и провела научная лаборатория пространственной логистики в соответствии с Программой развития университета на 2020-2030 годы в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Конференцию открыл ректор МГУ Денис Буров, который рассказал о целях и задачах новой программы стратегического развития университета, о вызовах и проблемах сегодняшнего дня. Научные лаборатории университета, созданные в рамках этой программы, продемонстрировали свои достижения и наработки для участников конференции, отметил ректор.

Как сообщила пресс-служба вуза, в работе конференции приняли участие более 70 представителей науки, образовательных учреждений, государственных структур, общественных организаций и бизнес-сообществ. Среди них: ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики», ФГБУН Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения РАН, МИД РФ и Минвостокразвития РФ.

На основе прорывных достижений

По словам выступающих, успехи в освоении и развитии Арктики, особенно ее восточного сектора, могут быть достигнуты только в рамках комплексного подхода и на основе опережающего развития транспортно-логистической отрасли, с использованием прорывных достижений науки и техники в области защиты и безопасности арктических территорий, с учетом сохранения экологической чистоты акваторий и территорий восточного сектора Арктической зоны РФ.

Тезис развил и детализировал помощник ректора по научной работе Михаил Холоша, рассказавший о наработках ученых Морского университета в области пространственного развития территорий Дальнего Востока, включающих развитие приграничной транспортно-логистической инфраструктуры с сопредельными странами Северо-Восточной Азии.

Была затронута также концепция создания в Южном Приморье регионального мультимодального хаба и формирования на его базе транспортно-логистической сети, обслуживающей на совершенно новом качественном уровне потребности Дальнего Востока и Российской Арктики.

Второй пленарный доклад, с которым выступил директор ДВМТЦ Сергей Затепякин, проиллюстрировал диапазон научно-исследовательской, инновационной и проектно-конструкторской деятельности университета. Расчет морских операций по перегрузке СПГ в бухте Бечевинская (Камчатка), выполненный на тренажерной базе ДВМТЦ при помощи технологии «цифровых двойников» в интересах оператора проекта, представляет непосредственный практический интерес для морской отрасли.

В развитие темы состоялась расширенная экскурсия по ДВМТЦ для участников конференции. Самое современное тренажерное оборудование, которым оснащен центр, позволяет не только учить курсантов и повышать квалификацию кадров плавсостава, но и решать задачи научно-прикладного характера, в том числе в интересах проектирования гидротехнических сооружений, океанотехники, моделирования и обсчета инфраструктурных проектов и многого другого.

Далее работа конференции продолжилась по тематическим секциям.

На главном направлении

Так, первая из них – «Пространственная экосистема транспорта и логистики в ДФО и восточном секторе СМП» – прошла в формате круглого стола. Соорганизатором мероприятия выступило Восточное отделение Российской академии транспорта, председатель которого д.т.н. Сергей Огай высказал готовность принять активное участие в комплексной разработке основ госполитики развития транспортного комплекса на востоке, где сегодня консолидируются основные экспортно-импортные грузопотоки страны.

Деловой ритм секции «Политико-правовые и экономические проблемы арктической деятельности» задал директор Юридической школы ДВФУ Вячеслав Гаврилов, который обозначил основные проблемные точки в нормативно-правовом обеспечении функционирования транспортной системы с использованием Севморпути. Участники подробно рассмотрели различные аспекты развития международной ситуации вокруг Арктики, экономической деятельности и развития в приарктических районах, формирования тарифной политики по СМП, создания национального страхового сервиса для участников морской деятельности в Арктике и другие вопросы.

Вопросы развития технологий и программного обеспечения мультисредних робототехнических комплексов и систем обсудили участники секции «Технологии робототехники и цифровизации для освоения Арктики». Следует отметить, что научные исследования и разработки в области робототехники в Морском университете проводятся более 12 лет. А в феврале 2023 г. в рамках дальневосточного вектора программы «Приоритет-2030» открыта новая научная лаборатория морской беспилотной авиации и морских авиационных систем.

На секции велась оживленная дискуссия по докладам, в которых были представлены результаты научных исследований и разработок, в том числе и по действующим образцам морских РТК, применяющихся для мониторинга морской и ледовой обстановки, координации операций по ликвидации последствий экологических инцидентов и решения иных прикладных задач. Данные разработки применяются в условиях приарктических морей Дальнего Востока, о чем говорили, в частности, участники секции «Защита окружающей среды в Арктике, предупреждение и ликвидация последствий загрязнения нефтепродуктами», проведенной в формате круглого стола.

Действительно, разлив нефтепродуктов в условиях сложной ледовой обстановки способен вызвать экологическую катастрофу, последствия которой очень сложно устранять. Поэтому необходимо предпринять все меры, чтобы не допустить неконтролируемой деятельности в акваториях и на континентальном шельфе Российской Арктики. По мнению участников конференции, необходимо улучшать организацию управления, связи, наблюдения и поисково-спасательные ресурсы в восточном секторе СМП.

По итогам конференции будут подготовлены обобщающие документы с конкретными предложениями для профильных органов власти. Принято решение конференцию проводить ежегодно для подведения итогов деятельности научных лабораторий и демонстрации достижений науки Морского университета.

Морские вести России №7 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ