Российское образование: желаемое и действительное - Морские вести России

Российское образование: желаемое и действительное

28.11.2023

Образование

Российское образование: желаемое и действительное

Илл. Фрагмент картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского»

За последние два-три десятилетия российское образование претерпело ряд катаклизмов. В результате «тлетворного влияния Запада» российские чиновники от образования пытались внедрить болонскую модель в умы и души россиян.

До определенной степени им это удалось, особенно в школьном образовании.

Вместо навыков мышления учащимся прививались приемы тупого запоминания. Однако не все повелись на эту «мякину», особенно в высшей школе. Болонский процесс был воспринят в штыки очень многими преподавателями. Но прошло достаточно много времени, и уже молодое поколение преподавателей попало под чары «прогрессивного» обучения. В результате страна уже получила и продолжает получать недоучек.

Николай Григорьев, профессор кафедры технических средств судовождения имени профессора Е.Л. Смирнова ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова

 

Просчеты признали, но…

 

Просчеты были признаны на уровне руководства страны, резко начались очередные реформы. С 1 сентября 2023 года в школах России вводится так называемый «золотой стандарт» образования. Но что делать с теми, кто уже вовлечен в Болонский процесс? Их-то нужно как-то доучивать. При этом, по образному выражению академика Г.Г. Малинецкого, «предстоит дать высшее образование тем, у кого нет среднего».

 

Главное – результат

 

В данной статье предложен вариант минимизации когнитивных потерь в сфере образования. Случай частный, возможны и другие варианты, здесь не следует бояться впасть в инакомыслие. Главное – результат.

Летом 2023 года российские школьники стали победителями международных олимпиад по математике, физике, химии и биологии.

«2 августа Председатель Правительства Михаил Мишустин встретился с победителями международных олимпиад. Глава Правительства поздравил победителей олимпиад по физике, химии, математике и биологии, их педагогов и тренеров. Он напомнил, что ребята не просто показали блестящие результаты по четырем фундаментальным наукам, но и участвовали в самых престижных соревнованиях, где с ними состязались представители ста стран».

Незамедлительно было объявлено, что российское образование лучшее в мире. Однако с выводами не стоит спешить. Давно установлено, что часть не есть целое. Высокие результаты свидетельствуют об успехах не всего российского образования в целом. Речь не идет о массовом явлении в сфере образования, как должно бы быть. Но для того, чтобы российское образование проявило себя в полную мощь в экономике страны и оборонной промышленности и могло гордиться своим качеством, следует поднять уровень всей школьной подготовки на новую, небывалую высоту.

По сравнению со школьной подготовкой советского периода нынешний уровень образования оставляет желать лучшего. Современному российскому производству нужны квалифицированные специалисты в большом количестве. Новые стандарты образования, сконцентрированные на повышении функций мышления, должны принять массовые масштабы. А этого пока что нет, более того, пока что нет и таких предпосылок. То, что осталось от времен перестройки, явно не годиться для поставленной цели – добиться, чтобы в образовании доминировали процессы мышления.

Созданное в советское время движение учителей-новаторов не получило массового развития. Качество школьного образования оставляет желать лучшего. Подготовка учащихся, способных поступить в престижные вузы, держится на репетиторах, что было не свойственно временам СССР, когда репетиторство носило сугубо частный характер. Ныне же институт репетиторства процветает.

Опытом советских учителей-новаторов пользуются в школах Японии, Китая, Индии, и поэтому они удерживаются на высших позициях в сфере образования, и при этом им присуща массовость.

Учителя-новаторы СССР – В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амоношвили, С.Н. Лысенкова и др. Список не столь уж внушительный, хотя результаты, полученные В. Шаталовым, впечатляют.

В статье С.Н. Виноградова – руководителя школы Шаталова в Москве – названа причина застоя в продвижении методик учителей-новаторов: они (методики) не вписываются в стандарты образования, опережая их, а это вредит качеству. «Методика В.Ф. Шаталова попирает законы индустрии образования».

Думается, что причина совсем в ином – в личности учителя, в его психоэмоциональных качествах. Как справедливо заметил математик Джордж Полиа: «Хороших методик ровно столько, сколько хороших преподавателей». Правоту этих слов подтверждает опыт советских времен. В цикле передач «Ищу учителя», показанных по каналу «Культура», это хорошо видно. Среди учителей-новаторов нет одинаковых методик, каждому из учителей присуща своя, неповторимая методика.

Например, попыток обучать по методу Шаталова было много, но процесс не стал массовым явлением. К методикам учителей-новаторов можно и нужно прислушиваться, но, вне всякого сомнения, преподаватель, претендующий на роль новатора, должен создать свой неповторимый курс, который включает в себя его психоэмоциональное состояние.

Верно, что «слова написанные не есть слова сказанные». Произносимые слова имеют свою тембральную окраску, которая определяется отношением преподавателя к преподаваемому предмету. А состояние должно быть таким, словно здесь и сейчас происходит научное открытие, и это должен прочувствовать ученик, словно перед ним открывают двери, за которыми его ждут новые, неизведанные дали. Словно здесь и сейчас снимается завеса тайны с Природы, а сам предмет становится не просто интересным, а любимым.

Новизна должна поглощать ученика полностью, а звонок, извещающий об окончании занятия, должен вызывать не радость, а сожаление, поскольку что-то остается еще недосказанным и придется ждать следующего занятия, а еще лучше, если возникнет желание самому приоткрыть завесу будущего и заглянуть в учебник – и тем самым заглянуть в будущее.

Интерес должен порождать интерес. Да, кому-то это будет неинтересно. Но это означает, что до кого-то не удалось «достучаться», для кого-то жгучий интерес лежит в другой области. Может статься, что интерес пробудится позже, ведь главное, чтобы зерна упали на благодатную почву.

В этом отношении показателен период с конца 1960-х до середины 1980-х годов. Это было время «физиков и лириков», время расцвета советской науки и культуры, когда стремились получить вместе с диплом еще и знания.

 

Диплом как иллюзия

 

Сегодня, как никогда, актуальны слова американского предпринимателя Джона Рокфеллера: «Диплом очень коварная вещь. Он создает иллюзию, что у тебя вообще нет проблем, внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что все получается, что завтра ты пойдешь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия».

Сегодня «корочки» подменили знания. Поэтому перед вузами стоит дилемма – «втиснуть» знания по дисциплинам, базирующимся на знаниях высшей математики, тем, кто не получил среднего образования (разумеется, документ о среднем образовании в наличии), или закрыть глаза и создавать видимость. Одни делают вид, что учат, а другие, что учатся. Такой подход грозит разрушением психики как учащегося, так и учителя.

Нельзя сказать, что разрушение российского образования началось с момента перестройки. Нет, этот процесс начался раньше, когда стала загнивать социалистическая система как таковая, когда двойные стандарты морали возобладали в стране. Когда в образовании возобладал чиновничий аппарат, приверженный принципам – иметь все, но ничего при этом не делать. Поэтому, чтобы поднять российское образование на новый – как призывают власти, – более высокий уровень, нужны колоссальные материальные и интеллектуальные усилия, особенно сложно дела будут обстоять со вторым, ведь потребуется изменить мировоззрение общества.

На картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» нет ни учителя, ни учеников – есть общее – синергия. Есть увлеченность. Способность создать на занятиях такую атмосферу и есть искусство учителя. В настоящее время у учителя есть серьезный конкурент – Интернет, где выложена информация, не требующая напряжения умственных усилий.

В постперестроечные годы произошли существенные трансформации в сфере профессий. Потеряли популярность профессии, которые пользовались спросом, и поднялся рейтинг профессий, которые были непопулярными.

Чтобы сгладить ситуацию, стали прибегать к уловкам. В университетах (даже таких, как МГУ им. М.В. Ломоносова) планируется появление инженерных колледжей и академии, в которых наряду с инженерными специальностями готовят поваров и кондитеров. А по сути это бывшие ПТУ и техникумы.

Со слов В.В. Путина, в настоящее время наметился сдвиг рейтинга в сторону технических специальностей. На первом месте информационные технологии, на втором – медицина, на третьем – военные специальности. Следует особо отметить, что военные специальности включают большой спектр инженерных. Имея ту же самую, скажем инженерную, специальность, военный получает большую зарплату, чем гражданский коллега. По окончании контракта военный волен выбирать себе место работы и место проживания. Несомненно, что военному при приеме на работу будет отдано предпочтение.

Так уж повелось, что в наукоемких отраслях именно люди с военным образованием составляли костяк НИИ, создавших мощь современной индустрии, однако их потенциал на исходе. Стране нужны новые прорывные технологии. Сегодня, несомненно, военные учебные заведения более всего готовы к реформированию образования. Гражданские вузы слишком глубоко внедрились в Болонскую конвенцию, которая чужда российской системе образования. Болонская система направлена на привлечение лучших выпускников российских вузов в западные страны. Сотрудничать с иностранными государствами, несомненно, нужно, но в дозированных размерах. С распадом СССР многие уехали на Запад, а, тех, кто вернулся, мало. Нужно здесь, дома создавать условия работы для своих ученых. Так-то будет надежнее.

 

Первые шаги в новом направлении

 

Главная задача на современном этапе – попытаться как-то выровнять перекос между средним и высшим образованием, порожденный ЕГЭ. Вузу требуются учащиеся с мыслительными способностями, в то время как школы поставляют тех, чья память лучше.

О неудовлетворительном качестве российской школьной подготовки говорили и писали многие, например академики Г.Г. Малинецкий, В.И. Арнольд, А.Р. Хохлов.

Не грех бы и прислушаться. Ан нет! Чиновничество от образования глухо к призывам именитых ученых. Зато 8 сентября 2023 года на встрече В. Путина с молодыми учеными-ядерщиками и специалистами РФЯЦ – Внииэф юные «дарования» призывали президента уделить особое внимание научным инкубаторам. Судя по реакции президента, они были услышаны. Но ведь прошли многие годы с тех пор, когда о том же самом говорили именитые академики. Утерянное время отразилось на качестве всего российского образования.

Итак, сегодня перед вузами стоит нелегкая задача – как подтянуть познания тех, у кого «нет среднего образования», до минимального уровня высшей школы.

Не претендуя на единственно правильную методику, изложим в статье методику, которая появилась в результате личного сорокапятилетнего опыта преподавания.

Бытует мнение, что для некоторых специальностей можно ограничиться только минимумом необходимых знаний для выполнения стандартных процедур. На морском флоте издавна ведутся дебаты, какое образования должно быть у моряков – высшее или среднее. Должно быть то и другое. Но при этом следует помнить, что примитивному нужно подняться до уровня таланта, прежде чем проявить гениальность.

Об этом хорошо сказал Н.К. Рерих: «Все же борьба с невежеством неотложна. Никто не должен успокаивать себя тем, что уже достаточно знания. В беспредельности познание никогда не достаточно. Чем больше будет попыток к познанию, тем сильнее и отвратительнее будут судороги невежества

Так давайте же не упустим и часа, ориентируя молодое поколение на познание беспредельности. Это единственно верный путь борьбы с невежеством [Н.К. Рерих. Знак эры].

В психологии известно явление под названием «плато на кривой обучения», суть которого заключается в том, что по мере обучения знания могут не нарастать линейно, если же продолжать прикладывать усилия, то наступает момент резкого прозрения. Это нужно понимать. «Плато на кривой обучения» опасно тем, что под влиянием учителей, родителей, да и самого ученика формируется мнение о том, что ребенок не имеет способностей к данной дисциплине. Но если не останавливаться и продолжать прикладывать усилия, возникает прорыв. Дисциплина становится понятной, поддающейся усвоению.

«Новейшие исследования выявили: филогенетическое развитие большого мозга происходит скачкообразно, поскольку количество нервных узлов возрастает не постепенно, а неожиданно – каждый раз удваивается. Кто может с уверенностью утверждать, реализовали ли мы, современные люди, все шансы, которые соответствуют строению большого мозга человека? Ведь было бы логичным полагать, что развитие функций запаздывает по отношению к максимальным возможностям того или иного органа» [В. Франкл. Психология на практике].

Эту истину полезно знать учителям, учащимся и родителям, прежде чем выносить вердикт о неспособности к обучению.

 

Первая лекция и ее тайны

 

Большое значение имеет первая лекция. Важно проявить нюансы будущих встреч, стиль лекции, требования. Делать это следует во избежание недоразумений. Проговорив требования, преподавателю следует неукоснительно придерживаться оглашенных правил. Если это сделано, то довольно быстро возникает взаимопонимание.

Первое обращение к курсантам и студентам начинается с требования – убрать мобильные телефоны. В качестве пояснения: пользование мобильными телефонами преподавателю следует расценивать как личное оскорбление. В то время как лектор стремиться донести смысл учебного материала до учащихся, некоторые из них демонстративно игнорируют эти стремления.

Меры воздействия. Нарушители удаляются с лекции и допускаются вновь к занятиям только с письменного разрешения декана или замдекана. Предстать перед деканом не каждый готов. Те же самые меры применяются при занятии курсанта другими делами, не связанными с лекцией.

Мера должна быть бескомпромиссной, в результате которой большинство ее воспринимает правильно, а некоторые перестают посещать лекции.

Далее следует представление и даются пояснения особенностей чтения лекций, приема зачетов и экзаменов.

Структура персонального листка:

На первом занятии каждый курсант получает персональный зачетный листок, структура которого такова:

– в верхней части курсант должен указать свои Ф.И.О., номер группы, номер по списку в журнале. Если курсант приходит сдавать зачет с незаполненными данными, то отправляется без всяких пояснений, поскольку не удосужился ознакомиться с его содержанием, хотя на первом занятия даются все пояснения. Это также следует воспринимать как неуважение к преподавателю;

– ниже приведены слова Луция Аннея Сенеки: «Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность».

Далее идет перечисление тем, которые выносятся на зачет, и отметка преподавателя с датой сдачи зачета.

Если попытка оказалась неудачной, то в верхней части есть место, для того чтобы отметить самою попытку (галочка в красном овале). Это делается для того, чтобы оградить преподавателя от неоправданных затрат времени на выслушивания нерадивых учащихся. Зачеты принимаются по мере прохождения учебного материала, начиная со следующей недели. Принимать сразу же после занятия зачеты не стоит, потому что работает кратковременная память, а через неделю информация переходит в долговременную память.

При трех неудачных попытках прием зачетов переносится на конец семестра, на зачетную неделю. Зачеты нужно сдавать, а не «пробовать». Таким образом пресекаются попытки взять преподавателя измором.

Опыт показал, что такую схему воспринимают не все, поэтому темы копятся. В дальнейшем допускается самому курсанту выбирать последовательность сдачи тем, кроме тем основополагающих. При сдаче зачета лабораторной работы по компенсации девиации магнитного компаса обязательно нужно защитить работу по его устройству. То же самое по гирокомпасу. Сначала сдать тему «Свободный гироскоп и его свойства. Принцип получения из свободного гироскопа гирокомпаса».

Далее курсант сам выбирает тему или несколько тем сразу. Это уже его выбор. Факт сдачи зачета фиксируется преподавателем в персональном листке и у самого преподавателя. Персональный листок хранится у курсанта, тем самым отпадают вопросы – а какие у меня есть задолженности?

Одновременно отпадает «извечный» вопрос, который обычно возникает после неудачной попытки сдать зачет, – а где это можно прочитать? На этот случай в нижней части персонального листка есть список рекомендованной литературы. Не редки случаи, когда берут информацию из Интернета, где не вполне образованные яхтсмены размещают свои «опусы» по вопросам навигации, например компенсации девиации магнитного компаса.

 

Приемы манипулирования

 

Среди учащихся широко применяются приемы манипулирования. Данная методика позволяет пресекать эти попытки.

– За каждое лабораторное занятие необходимо отчитаться. Желательно через неделю. Для этого следует предварительно записаться. На доске объявлений кафедры вывешивается листок, на котором указано время начала зачета. Времени окончания приема зачетов нет. Зачет длится до тех пор, пока есть желающие сдавать (зеленым текстмаркером выделены фамилии тех, кто записался на зачет и пришел. Записываются многие, но приходят не все);

– вопросы можно и нужно задавать по мере изложения учебного материала на занятиях. Вопросы можно задавать любые. При этом должна быть достигнута договоренность, что если даже вопрос может показаться «глупым». Тем более чаще всего «глупые вопросы» оказываются вовсе не глупыми.

Но, увы, вопросов мало. Это можно объяснить тем, что тема лекции вне понимания, поскольку нет фоновых знаний, т.е. есть серьезные пробелы в школьном образовании.

Например, академик Л.Д. Ландау во время экзамена по физике перевел только одного студента с третьего на четвертый курс из всего потока. Администрация вуза выразила негодование по этому поводу. На что Ландау ответил, что студенты не знают школьного курса алгебры. Но ведь вы принимали экзамен по физике, возразили ему. На что Ландау парировал: «Но если человек не знает алгебры, он в жизни не выведет ни одной формулы. Какой же из него выйдет инженер?» [М. Бессараб. Страницы жизни Ландау].

В современном российском морском образовании многие курсанты не знают таблицы умножения, не отличают линейную скорость от угловой скорости. Как без знания сложения векторов объяснять скоростную девиацию, действующую на показания гирокомпаса? Как объяснять компенсацию девиаций магнитного компаса тем, кто не знает основ физики? Какие из них получатся специалисты?

Сегодня не редкость, когда некоторые «звезды» шоу-бизнеса с гордостью заявляют, что они в школе были полными тупицами по математике. Подтекст таких заявлений кроется в том, что они словно дают понять – вот видите, и без вашей математики достигли гораздо больших «высот», чем вы со своими знаниями по математике. Но дело в том, что их искусство достигло «высот» для моральных пигмеев, не более того, их гонорары собраны с людей с низкими эстетическими запросами. Шоу-бизнес соткан из вульгарщины в одеяниях, телодвижениях на сцене, более присущих дикарям, и шумовых эффектов. Не должны эти люди нести «культуру» в массы, тем более со сцен, таких как Кремлевский дворец.

 

Технология зачета

 

Зачеты проводятся на основании предварительной записи. На доске объявлений кафедры размещается листок регистрации, указаны день и время начала зачета. Именно только начало, поскольку один из распространенных вопросов – а до какого времени будете принимать? Это вопрос неправильный. Преподаватель не должен тратить свое личное время на бессмысленное ожидание. Например, время начала зачета назначено на 15:30, и, если до 15:45 никто не пришел, прием зачета прекращается.

Один из приемов манипулирования – увидев, что преподаватель выходит из аудитории, окончив принимать зачеты, спросить: а вы уже уходите? Бескомпромиссное «да, ухожу»! Не следует позволять тратить время преподавателя впустую.

Другим приемом манипулирования является мнимая «любознательность». Не сдав зачет, курсант просит рассказать ему тему, и некоторые преподаватели «клюют на такую мякину». Стараются удовлетворить его «любознательность». Выглядит это примерно так – я достаточно сообразительный, все быстро пойму. Задаваться должны вопросы, а не предложения прочитать лекцию на бис. Если есть действительно вопрос, то он должен быть задан до зачета и на него следует ответить, но при этом прием самого зачета переносится на следующий раз. Такой подход многих охлаждает.

А вообще-то вопросы должны задаваться по ходу лекции. Есть другое мнение: вопросы задавать в конце лекции. Это право преподавателя. Но в этом случае интерес к теме ослабевает.

Еще один распространенный прием манипулирования. Припозднившийся, но плохо подготовившийся курсант говорит: «Можно я еще минут десять почитаю?» Читай, но сдавать придешь в следующий раз.

Типичный вопрос: «А когда будете принимать в следующий раз?» Отправлять к доске объявлений без объяснений.

 

Контроль посещения занятий

 

Важно контролировать посещаемость занятий и вести свой учет посещающих регулярно, отмечая постоянно опаздывающих. Список должен быть под рукой на случай провокационных заявлений. В качестве примера. Во времена СССР приказом министра морского флота Т.Б. Гуженко была распространена практика – при появлении новой техники ее первоначально устанавливали на учебные суда и в училищах. Молодой специалист Т., из числа «блатных», находясь на ходовом мостике, демонстративно заявил, что РЛС «Океан» им показали где-то там, за «печкой».

При этом преподаватель, проводивший занятие по электрорадионавигационным приборам, находился тут же. Это был Р.А. Красильников, у которого была привычка вести учет в маленькой записной книжке. Он незамедлительно достал ее и предъявил капитану. Картина была безотрадная – двойки, пропуски занятий, и только самая последняя тройка.

Случай, конечно же, не единственный. Сравнительно недавно рассматривался вопрос об отчислении курсанта пятого курса, завзятого задолжника по нескольким дисциплинам. При этом он нагло заявил трем преподавателям, что они его плохо учили. Тут же ему предъявили учет посещаемости, которая оказалась крайне низкой. От курсанта незамедлительно последовал ответ: «Вы меня по комиссиям затаскали, поэтому мне некогда было учиться».

Спрашивается, а зачем было «таскать» по комиссиям, когда его давно надо было отчислить? Ответ простой – ФЗ № 273, который вынуждает держать до пятого курса тех, кто не хочет учиться. Винить администрацию вуза нельзя. Отчислив десять-двенадцать человек, нужно сократить одного преподавателя, в соответствии с пресловутым ФЗ, предусматривающим подушевое финансирование.

А отчислять, вообще-то, надо 50% или даже более. Как говорится: Safety the first. Недопустимо в морском образовании опускаться до уровня «босоногих колледжей».

 

Заключение

 

Изложенная выше методика не претендует на универсальность. Поле деятельности широкое. Кому-то она покажется громоздкой. У автора за многие годы ее использования не наступило разочарования. Методика работает, поскольку позволяет экономить время и психическую энергию. За неудавшуюся попытку преподавателю не нужно оправдываться. Курсант вынужден сам это признать, поскольку он сам определил тему. Здесь важно набраться терпения и молчать. Когда иссякнет «красноречие», оценку курсант дает себе сам. Преподавателю остается только выразить «искреннее» недоумение: «Ах, как жаль, что попытка оказалась неудачной».

 

Морской флот №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ