Рекордный урожай и перестройка экспорта - Морские вести России

Рекордный урожай и перестройка экспорта

25.11.2022

Грузовая база

Рекордный урожай и перестройка экспорта

Фото: АО «КСК»

Зерновая отрасль России в 2021-2022 сельскохозяйственном сезоне планирует выйти на рекордный показатель валового сбора зерна – более 140 млн тонн, в том числе около 100 млн тонн пшеницы. Но если до февральских событий такой рост означал бы пропорциональное увеличение экспортных отгрузок, то сейчас реализация экспортного потенциала, оцениваемого в 56-60 млн тонн, сдерживается «зерновой сделкой» и другими факторами, вытекающими из геополитической ситуации.

Но российская зерновая отрасль постепенно адаптируется к новым реалиям – осваиваются новые рынки и экспортные маршруты, создается соответствующая инфраструктура. Несмотря на то что этот процесс идет довольно динамично, экспорт уже отстает от прошлого сезона, а возможные его объемы эксперты даже не прогнозируют, подчеркивая несостоятельность экономических расчетов на фоне меняющихся геополитических факторов.

Галина Музлова

Новый рекорд урожая

По состоянию на 19 сентября 2022 года в России было убрано 133,5 млн тонн зерна против 100,3 млн тонн годом ранее. Урожайность составила 34,4 ц/га против 26,6 ц/га. В том числе Россия собрала 97,3 млн тонн пшеницы, что на 35,3% больше, чем на аналогичную дату прошлого года (71,9 млн тонн). Посевы были обмолочены с 25,9 млн га, что составляет 87,9% от засеянного.

Таким образом, темпы уборки и показатели урожайности по стране заметно превышают прошлогодние. В связи с этим эксперты уже дают весьма оптимистические прогнозы по урожаю зерновых. Так, по данным аналитического центра «Русагротранса», валовой сбор зерна в 2021-2022 сельскохозяйственном сезоне (1 июля 2021 года – 30 июня 2022 года) составит 151 млн тонн (рис. 1), в том числе валовой сбор пшеницы оценивается в 99,5 млн тонн.

Рис. 1. Валовой сбор и экспорт зерна в России в 2010/11-2022/23 с/х сезонах

Источник: АО «Русагротранс»

Похожие оценки приводят и другие аналитики. По прогнозу Российского зернового союза (РЗС), сбор зерна составит 140-144 млн тонн, из которых 94-95 млн тонн придется на пшеницу. Согласно данным компании «ПроЗерно», показатели достигнут 146-147 млн и 96 млн тонн соответственно. Более сдержанный показатель валового сбора зерна приводит Минсельхоз России – 140 млн тонн.

«Как это ни прискорбно, рекорду быть, – так охарактеризовал нынешний урожай президент РЗС Аркадий Злочевский, выступая на конференции «Причерноморское зерно и масличные – 2022/23» 8 сентября в Ростове-на-Дону. Иными словами, если ранее такой рекорд стал бы поводом для гордости за отрасль и наращивание экспорта, то сегодня он создает дополнительные проблемы с реализацией зерна, поскольку при стабильных темпах внутреннего потребления растет экспортный потенциал, который может быть не полностью реализован, возникают проблемы с хранением зерна (рис 2).

Рис. 2. Баланс производства и экспорта зерна в 2021/22 и 2022/23 с/х сезонах

Источник: РЗС

Падение экспорта и его причины

При рекордных объемах урожая в июле-августе 2022 года Россия уже сократила поставки зерна за рубеж почти на 27%. Экспорт тоже продолжал падать в первой декаде сентября – по данным РЗС, Россия отгрузила за рубеж 1,3 млн тонн пшеницы, что на 28,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт ячменя за этот же период сократился на 41%, до 133,5 тыс. тонн, кукурузы – на 67%, до 10 тыс. тонн.

В качестве основной причины снижения экспортных объемов эксперты называют санкционное давление со стороны ЕС, из-за которого российские экспортеры не могут реализовать значительную часть рекордного урожая. Как отмечают аналитики, несмотря на отсутствие прямых санкций против российского зерна, экспорт из России сталкивается с репутационными рисками и неформальными санкциями, что создает проблемы с поиском судов, с оформлением аккредитивов для поставки российской пшеницы, операционные и логистические сложности.

Эти проблемы наша страна пытается преодолеть на межгосударственном уровне. Так, 22 июля в Стамбуле был подписан пакет документов о поставках продовольствия и удобрений на международный рынок. Согласно заключенному Россией и ООН меморандуму, международное сообщество должно подключиться к работе по снятию антироссийских ограничений, препятствующих экспорту данных товаров.

Еще один документ утвердил механизм вывоза зерна из подконтрольных Украине портов Черного моря путем создания коридора для вывоза украинского зерна. На основе соглашения между Россией, Турцией, Украиной и ООН был создан Совместный координационный центр, который должен обеспечить досмотр судов.

Вместе с тем, по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова на общеполитической дискуссии 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2022 года, несмотря на стамбульские договоренности, финансовые и логистические препятствия для экспорта российского зерна, созданные США и ЕС, так и не были до конца сняты.

Помимо санкционного давления, одной из причин проседания экспорта российского зерна в первой половине 2022 года стал временный запрет на экспорт зерновых в страны ЕАЭС, введенный Правительством РФ с 30 марта по 30 июня для защиты внутреннего продовольственного рынка в условиях внешних ограничений.

Акцент на Ближний Восток, Африку и Китай

В 2021 году география экспорта зерновых культур из России превысила 95 стран, крупнейшими импортерами традиционно являются Турция и Египет, важными покупателями российского зерна в последнее время стали страны Южной Азии.

В сентябре 2022 года произошло резкое снижение отгрузок российского зерна в Турцию: только в первой декаде объемы упали на 440 тыс. тонн, или на 72%. Это, в свою очередь, объясняется замещением российского зерна украинским в рамках упомянутой выше «зерновой сделки», заключенной в Стамбуле. Так, согласно статистике ООН, приводимой РИА «Новости» на 23 сентября 2022 года, из портов Одессы, Черноморска и Южного было отправлено около 4,25 млн тонн зерновых, покупателями большей части которого – 61% – стали Турция и страны ЕС (Италия, Испания, Нидерланды, Германия, Румыния и др.), а вовсе не развивающиеся страны, как планировалось при заключении сделки.

В то же время, по данным РСЗ, в сентябре наращивал закупки российского зерна Египет и в целом наблюдалось расширение географии экспорта. Так, крупная партия пшеницы (53 тыс. тонн) была отгружена в Джибути, расширялся экспорт в Алжир, Пакистан, Тунис. При этом, к примеру, Алжир замещал российской пшеницей французскую.

В целом, по оценкам «Россельхозбанка», озвученных на Всероссийском зерновом форуме – 2022, к числу перспективных рынков для увеличения экспорта российского зерна следует отнести страны Ближнего Востока и ряд африканских стран, где быстро растет потребность в продовольствии. В группу перспективных стран с точки зрения наращивания экспорта зерна вошли семь государств: Саудовская Аравия, Египет, Эфиопия, Танзания, Мозамбик, Бенин и Нигер.

Перспективным направлением для развития российского зернового экспорта также является Китай. Решения, направленные на рост отгрузок зерна в эту страну, были приняты еще в начале февраля 2022 года, когда двумя сторонами были подписаны протоколы, позволяющие поставлять в Китай пшеницу и ячмень со всей территории России, а не только из семи субъектов РФ (Алтайского и Красноярского краев, Амурской, Курганской, Новосибирской, Омской и Челябинской областей), как это было ранее.

Новые зерновые коридоры

В настоящее время ведется создание высокотехнологической инфраструктуры для расширения экспорта зерна в Китай, а также страны Средней Азии и Ближнего Востока. Так, в начале сентября был запущен в работу сухопутный зерновой терминал полного цикла Забайкальск – Маньчжурия с пропускной способностью до 8 млн тонн зерна в год с равномерной круглогодичной отгрузкой. По данным компании, реализующей проект, запуск терминала снимет инфраструктурные ограничения по доступу отечественных производителей и экспортеров на крупнейший в мире рынок Китая, а также будет стимулировать рост производства в российских регионах. Данный терминал позволит доставлять зерно из любой точки Урала, Сибири и Дальнего Востока до любой точки в Китае за 2-3 недели, в отличие от 3 месяцев в случае морской перевалки.

Также реализуется программа строительства семи узловых модернизированных линейных элеваторов вдоль Транссиба общим объемом хранения 1,4 млн тонн на территории Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, а также морского терминала на Дальнем Востоке и зерновых хабов в Казахстане для перевалки российского зерна. Запуск элеваторов также должен стимулировать производство зерновых культур и расширение посевных площадей.

Помимо создаваемой инфраструктуры для экспорта зерна, часть грузопотоков может быть перенаправлена по сухопутным коридорам «Север – Юг» и «Запад – Восток». По мнению экспертов «Русагротранса», это связано с адаптацией логистических компаний под условия рынка и запросы клиентов и необходимостью диверсифицировать логистические маршруты.

«Мы видим перспективу в новых организованных коридорах: «Север – Юг» через Азербайджан на Иран, в направлении российских зерновых терминалов на Балтике, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшие годы в Ленинградской облас-ти, а также строящихся сухопутных и портовых терминалов на Дальнем Востоке», – отметил управляющий директор «Русагротранса» Алексей Барбариуш в одном из своих интервью. По его оценкам, сегодня через существующие сухопутные маршруты (в том числе в страны Закавказья, Средней Азии, Китай и Монголию) уже проходит около 3 млн тонн в год зерновых грузов, а потенциал отгрузки на среднесрочную перспективу, с учетом строящихся терминалов, составляет еще около 2-3 млн тонн в год.

Несмотря на активно создающуюся новую инфраструктуру, эксперты считают, что объем фактического экспорта в этом сезоне будет далек от реализации экспортного потенциала. Так, с учетом высокого урожая экспортный потенциал России в 2022-2023 с/х сезоне оценивается экспертами на уровне порядка 56-60 млн тонн, что существенно превосходит уровень предыдущих сезонов. При этом реальный экспорт, по оценкам, составит порядка 45-50 млн тонн, а возможно, и меньше.

Такая разница связана с высокой неопределенностью оценки в новых реалиях. «Какими бы точными ни были расчеты экономистов, любой прогноз рассыпается в прах в течение нескольких секунд, достаточных, чтобы произнести: «Россия пересмотрит условия зерновой сделки», – заявил на конференции в Ростове-на-Дону А.Злочевский.

Морские порты №7 (2022)


ПАО СКФ
Подписка 2023
SmartPort
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ