Падение спроса и перестройка экспорта металлолома
15.04.2025
Грузовая база

Фото: ru.freepik.com
В 2023 году российская отрасль металлолома черных металлов закончила с положительными результатами: потребление выросло на 12%, до 22,6 млн тонн, заготовка – на 18%, до 24,2 млн тонн, а экспорт за пределы ЕАЭС достиг 1 млн тонн, что оказалось в 2,5 раза больше показателя 2022 года. Восстановление отрасли происходило на фоне высокой загрузки металлургического сектора, а также развития новых направлений экспорта.
Но уходящий 2024 год не будет таким же позитивным для отрасли: по предварительным данным, потребление лома снизится на 22% по сравнению с 2023 годом, до 17,5 млн тонн, объем заготовки – на 19%, до 19,7 млн тонн, что связано с введенным с 1 октября 2023 года запретом на наличный расчет за металлолом, подорожанием лома, а также ростом железнодорожных тарифов на его перевозку и спроса со стороны металлургических компаний. При этом ожидается, что экспорт подрастет до 1,6 млн тонн, главным образом за счет освоения новых рынков, в том числе индийского.
Татьяна Дмитриева
По данным ассоциации ломозаготовителей «Руслом.ком», потребление лома черных металлов в России в 2023 году выросло на 12%, до 22,6 млн тонн, а объем ломозаготовки увеличился на 18%, до 24,2 млн тонн. При этом рост показателей был обусловлен в основном эффектом низкой базы 2022 года, когда потребление лома черных металлов было существенно снижено из-за пандемии и экономических трудностей (рис. 1), показатели 2023 года не достигли уровней 2019-2021 годов.
Рис. 1. Динамика сбора и потребления лома черных металлов в России, 2019-2025 гг. (тыс. тонн)
* оценочные данные, ** прогноз, Источник: «Руслом.ком»
Рост цен и снижение спроса
Росту показателей отрасли, пусть и компенсационному, в 2023 году способствовала высокая загрузка металлургического сектора. Так, по оценке Всемирной ассоциации стали (World Steel Associasion), в 2023 году отечественная металлургия восстановила производство до уровня 2021 года: было произведено 75,8 млн тонн стали, что на 6% больше, чем в 2022 году. В свою очередь, рост производства в металлургии был обусловлен высокой экономической активностью на внутреннем рынке.
Эксперты обращают внимание на то, что после введения санкций и высоких экспортных пошлин в 2022 году внутреннее предложение лома было чрезмерным, что вызвало падение его стоимости внутри страны. Но в 2023 году ситуация стала меняться, чему в значительной степени способствовало государство.
Факторами роста стали: поступление госзаказа на строительство жилья, предложение льготной ипотеки для населения, массовое производство вооружения для СВО, восстановление новых территорий. Все это требовало дополнительного количества металла, и лом стал максимально востребован. Это позволило сначала остановить падение котировок, а затем стало подогревать их рост в 2023 году (рис. 2).
Рис.2. Цены на металлолом в России в 2022-2023 гг.
Источник: metaltorg.ru
В 2024 году рост цен на металлолом продолжился: по данным отраслевого агентства Metals & Mining, внутренние цены на лом черных металлов за 5 месяцев выросли в среднем на 5-10% в зависимости от региона. Дополнительными факторами этого процесса стали высокие процентные ставки по кредитам, повышение железнодорожных тарифов и общее удорожание логистики перевозок (металлолом является одним из самых дорогих видов металлургического сырья, в том числе с точки зрения стоимости перевозки по железной дороге).
Еще один фактор, влияющий на рост цен, по мнению экспертов, связан с сокращением числа средних компаний и увеличением мелких, а также с сокращением количества независимых ломосборщиков.
Но если в 2023 году повышение цен стало следствием роста спроса на металлолом, то в 2024 году ценовой фактор, напротив, стал негативно сказываться на потреблении и маржинальности ломозаготовительных компаний. Кроме того, высокие цены на металлолом стали вынуждать компании обращать внимание на альтернативные виды сырья, в частности на горячебрикетированное железо и передельный чугун.
Спрос со стороны отечественных заводов на лом черных металлов за 5 месяцев 2024 года снизился на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Такие данные приводит РА «РусМет». Согласно данным индийской аналитической компании BigMint, в первом квартале этого года оборот международной морской торговли отходами черной металлургии составил 14,3 млн тонн, что на 4,5% меньше, чем за тот же период прошлого года. Таким образом, наблюдаемое падение спроса в России на металлолом отражает общемировую тенденцию.
Еще одним фактором, повлиявшим на рынок металлолома, стал запрет на наличные расчеты за металлолом, вступивший в силу с 1 октября 2023 года (изменения в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Основная цель этого нововведения состояла в снижении объемов «серых» операций, на которые, согласно оценкам ассоциации «Руслом.ком», ранее приходилось до 500 млрд рублей. Эксперты «ВестВторМет» отмечают, что, кроме достигнутых положительных изменений (повышение прозрачности сделок, снижение нелегальных операций, улучшение сбора налогов и упрощение контроля со стороны надзорных органов), данное нововведение вызвало и негативный эффект в виде снижения ломосбора в регионах до 20%, так как многие ломосдатчики оказались не готовы к новым требованиям.
Согласно оценкам ассоциации «Руслом.ком», потребление лома черных металлов в России по итогам 2024 года снизится на 22% по сравнению с 2023 годом, до 17,5 млн тонн, а объем заготовки лома – на 19%, до 19,7 млн тонн. В 2025 году ассоциация прогнозирует, что сбор лома в России будет находиться на уровне 17-19 млн тонн, потребление составит 15 млн тонн. То есть негативный тренд в отрасли продолжится.
Квоты для защиты внутреннего рынка
До 2021 года экспорт черного лома из России не ограничивался. Первые ограничения на вывоз вступили в силу с 1 июня 2022 года и были направлены на «обеспечение российской металлургической промышленности стратегическим сырьем в условиях санкционного давления и волатильности курса рубля».
Сначала ограничения были установлены на два месяца. При суммарном экспорте за этот период за пределы ЕАЭС (входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) до 540 тыс. тонн пошлина составляла 5%, но не менее 100 евро за тонну. Затем квота на экспорт лома была продлена до конца 2022 года. Объем квоты составил 1,35 млн тонн, на него также была распространена экспортная пошлина в 5% от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну.
С 1 января 2023 года срок действия квоты на экспорт лома и отходов черных металлов за пределы ЕАЭС был продлен до 30 июня, а затем еще до 31 декабря. Тарифная квота составила 600 тыс. тонн, внутриквотная ставка была установлена в размере 5%, но не менее 5 евро за тонну.
В период с 1 января до 30 июня 2024 года квота составила также 600 тыс. тонн, пошлина – 5%, но не менее 15 евро за тонну, а с 1 июля по 30 декабря 2024 года квота – 550 тыс. тонн, ставка внутриквотовой пошлины осталась прежней, пошлина – 5%, сверх этого еще установлена ставка 5%, но не менее 290 евро за тонну.
Большая часть общей квоты (480 тыс. тонн) была распределена среди экспортеров пропорционально количеству тонн, которые они отправили на экспорт в течение 2023 года из всех регионов. Для регионов был предусмотрен поправочный коэффициент, отражающий состояние дел и потенциал по сбору вторсырья. Оставшаяся часть квоты распределена между наиболее активными участниками рынка, снабжавшими металлургические комбинаты.
Наконец, 28 ноября 2024 года Правительством РФ было принято решение об увеличении объема квоты на 100 тыс. тонн, до 650 тыс. тонн в год, тарифные условия остались неизменными: при экспорте в рамках квоты пошлина – 5%, но не менее 15 евро за тонну, сверх нее – 5%, но не менее 290 евро за тонну. Эти условия будут действовать и в течение 2025 года.
Правительство также утвердило перечень морских портов для вывоза из России за пределы ЕАЭС отходов лома черных металлов в 2024 году. Это порты Большой порт Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Архангельск, Дудинка, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Магадан, Корсаков. По сравнению с 2023 годом из перечня были исключены южные порты, а также Находка, Славянка и Балтийск.
Восстановление и перестройка экспорта
По данным ассоциации «Руслом.ком», в 2022 году из-за введенных ограничений экспорт лома черных металлов за пределы ЕАЭС рухнул в 8,4 раза, до 384 тыс. тонн. В 2023 году показатель составил 1 млн тонн, что в 2,5 раза больше, чем в 2022 году, но почти втрое меньше, чем в 2021-м (рис. 3). По итогам 2024 года ассоциация ожидает, что экспорт вырастет до 1,6 млн тонн, что соответствует порядка 7% ломосбора (до санкций из России вывозилось 10-13% объема собранного лома чермета).
Рис. 3. Динамика экспорта лома черных металлов за пределы ЕАЭС, 2015-2024 гг. (тыс. тонн)
* оценочные данные, Источник: «Руслом.ком»
Ранее внешние поставки лома черных металлов из России приходились главным образом на Беларусь (60%), Южную Корею (16%) и Турцию (12%). После ввода санкций закономерно были увеличены поставки в страны Азии и Ближнего Востока. Наиболее востребованными зарубежными покупателями российского экспортного лома стали металлургические компании из Турции и Китая.
Так, в Китае, несмотря на кризис в строительстве и сокращение рынка недвижимости, бурно развивается автомобильная промышленность и энергетика, поддерживается «зеленая экономика», в которой ключевое место занимает вторичная переработка металлов.
Растет потребность в импортном ломе и в Турции, что объясняется ростом производства нерафинированной стали (на 13% за первые 10 месяцев 2024 года).
Весьма перспективным для развития российского экспорта лома также представляется рынок Индии, которая в 2024 году вышла на первое место по импорту этого сырья, опередив Турцию. Пока российские экспортеры лома находятся на скромных позициях в этой стране, но имеют шансы нарастить поставки пропорционально грандиозному строительству и масштабным вложениям в инфраструктуру, которые наблюдаются сейчас в этой стране, считают аналитики.
Согласно прогнозам «Руслом.ком», экспорт ломозаготовки из России в 2030 году может вырасти более чем в 4 раза к 2023 году, до 4,3 млн тонн. По мнению ассоциации, росту показателя могут способствовать такие факторы, как восстановление внутреннего спроса на лом, улучшение условий экспорта и развитие рынков сбыта.
Морские порты №10 (2024)