Переориентировать экспорт и развивать внутренний рынок - Морские вести России

Переориентировать экспорт и развивать внутренний рынок

27.06.2022

Грузовая база

Переориентировать экспорт и развивать внутренний рынок

Фото: nlmk.com

В 2021 году производство черных металлов в России выросло на 5,5%, до 197,6 млн тонн, а экспорт увеличился на 8,4% и составил 43,5 млн тонн. Росту показателей способствовало восстановление спроса после пандемии коронавируса, а высокие цены на продукцию отрасли на мировом рынке дали возможность российским предприятиям получить сверхприбыли.

Начало военной спецоперации на Украине вызвало рост санкционного давления на Россию со стороны стран Запада и запрет на поставки стальной продукции в страны ЕС (что в 2021 г. составило 17% объема экспорта). Замещение выпадающих объемов будет происходить путем наращивания поставок в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, а также на внутренний рынок. При этом относительно низкая себестоимость производства черных металлов играет на руку российским металлургам, а высокая конкуренция на альтернативных рынках и логистические проблемы осложняют процесс.

Галина Музлова

Рост производства, экспорта и цен

В 2021 году, по данным Росстата, в России было выплавлено 54 млн тонн чугуна, что на 3,8% больше, чем в 2020 году. Выпуск стали составил 76,8 млн тонн, что на 4,4% выше показателя 2020 года. Также годовой рост на 7,5% был зафиксирован в производстве готового проката – до 66,8 млн тонн (рис. 1).

Рис. 1. Динамика производства чугуна, проката и стали в России, 2013-2021 гг. (млн тонн)

Источник: Росстат

Заметно увеличили производственные показатели лидеры отрасли. Так, Группа НЛМК нарастила выпуск стали на 10%, до 17,4 млн тонн, за счет выхода на полную мощность доменных и сталеплавильных печей после модернизации. На ММК за 2021 год было выплавлено 13,59 млн стали – на 17,4% больше, чем в предыдущем году, что обусловлено отсутствием капитальных ремонтов в производстве и запуском нового электросталеплавильного комплекса на одном из активов. Объем стального производства «Северстали» вырос на 3%, до 11,6 млн тонн, благодаря запуску новой дуговой сталеплавильной печи.

Российский экспорт черных металлов по итогам 2021 года в физическом выражении составил 43,5 млн тонн, что на 8,4% больше, чем годом ранее (рис. 2). Рост экспорта был зафиксирован впервые после 2018 года и произошел по всем категориям черных металлов, кроме чугуна, – сокращение на 6%.

Рис. 2. Динамика экспорта продукции черной металлургии из России, 2013-2021 гг. (млн тонн)

Источник: ФТС России

При этом таможенная стоимость экспорта черных металлов, по данным ФТС России, составила $28,9 млрд, что на 80,4% больше, чем в 2020 году. Наиболее заметный рост стоимости экспорта наблюдался в сегменте плоского проката – в 2 раза, наименьший – в сегменте чугуна – на 52,5%.

Повышение стоимости российского экспорта черных металлов в 2021 году было обусловлено ростом мировых цен (рис. 3), который, в свою очередь, был связан с ростом потребления металлов со стороны металлопотребляющих производств – автопрома, тяжелого машиностроения, строительной индустрии, которые накопили «отложенный спрос» в период пандемии.

Рис. 3. Динамика мировых цен на сталь, 2021-2022 гг.

Источник: ru.tradingeconomics.com

Кроме того, одной из главных причин роста мировых цен на черные металлы в 2021 году аналитики называют «стальной бум» в Китае, продиктованный стратегией роста потребления металла при постепенном сокращении его производства внутри страны по экологическим соображениям. Также в рост цен свою лепту внесло сокращение выплавки стали в Европе и США и рост потребностей, покрываемых за счет импорта. В результате, по данным ассоциации Worldsteel, мировой спрос на сталь по итогам 2021 года увеличился на 4,5%, до 1,9 млрд тонн, после роста всего на 0,1% в 2020 году.

Чтобы сдержать рост цен на продукцию отрасли на внутреннем рынке, находящихся в прямой зависимости от мировых цен, Правительством РФ были введены экспортные пошлины с 1 августа по 31 декабря 2021 года. В состав пошлин были включены базовая ставка в размере 15% и специфический компонент, величина которого рассчитывается в зависимости от степени переработки продукции. Пош-лины были распространены только на экспорт за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Несмотря на эту меру, благоприятная внешняя конъюнктура позволила металлургическим компаниям выйти на хорошие финансовые результаты даже при снижении объемов производства. К примеру, металлургический дивизион «Мечела» в 2021 году снизил производство чугуна на 10% и уменьшил выплавку стали на 3% (это произошло вследствие проведения плановых ремонтов крупных агрегатов в доменном и конвертерном цехах Челябинского металлургического комбината, а также сокращения внутригрупповых поставок металлургического сырья), при этом консолидированная выручка Группы по итогам года выросла на 51% и составила более 402 млрд рублей.

Запрет на импорт в ЕС

В марте 2022 года в рамках четвертого пакета санкций ЕС ввел запрет на импорт изделий из стали и железа из России. В частности, были запрещены к ввозу в ЕС произведенные в России или реэкспортированные формы и профили из чугуна и нелегированной стали, продукция из олова, листы с металлическим покрытием, горячекатаные листы из нелегированных и других сплавов, холоднокатаные лис-ты из нержавеющей стали, изделия из арматуры и проволоки, сварные и бесшовные трубы. Стальные заготовки, слябы (полупродукт в виде стальной плиты) и железная руда под запрет не попали.

По итогам 2021 года из экспортированного Россией объема стали в 39,5 млн тонн порядка 17% (7 млн тонн) приходилось на страны ЕС, что было третьим по важности направлением экспорта среди регионов после Азии и Ближнего Востока (рис. 4).

Рис. 4. Структура экспорта черных металлов из России по регионам мира в 2021 году (%).

Источник: Finam.ru

В свою очередь, по данным Eurofer, на момент введения санкций Россия выступала вторым по величине поставщиком стали в Европу после Турции, в последние годы активно наращивая поставки, что было связано с ростом цен и проблемами местных производителей (в частности, с началом применения надбавок за выбросы СО2 более чем вдвое, ростом затрат на электроэнергию и удорожанием сырья). Российские поставки стального проката в ЕС в 2021 году достигли максимума за 13 лет и составили порядка 3,9 млн тонн, что на 26,2% больше объемов 2020 года. Предыдущий рекорд был достигнут в 2018 году, когда Россия экспортировала в ЕС 3,1 млн тонн. При этом следует отметить, что в ЕС все это время действовали заградительные меры для защиты национальных рынков, из-за чего экспорт из России сдерживался.

По подсчетам экспертов «Финам», санкции ЕС затрагивают порядка 40% экспорта российской стали в Европу, а в стоимостном выражении металлурги потеряют порядка $9 млрд, что соответствует 4,7% всего экспорта России в ЕС.

По оценкам аналитиков «ВТБ Мои инвестиции», наибольшая доля продаж в ЕС у «Северстали» (34%), что делает компанию наиболее уязвимой к запрету. В 2021 году компания поставила в ЕС около 3 млн тонн стали, что составляет 57% объема экспорта компании и 27% объема продаж стали. Также высокая доля продаж в ЕС у НЛМК (17,5%), но основная часть продаж приходится на активы, расположенные в ЕС. Меньшая доля экспорта в ЕС у ММК и «Евраз» (7%). Концентрация на других рынках сбыта делает в текущих условиях эти две компании менее подверженными внешнему давлению. Так, более 70% продаж продукции ММК приходится на Россию, у «Евраза» эта доля составляет 39%, а 26% продаж приходится на Азию, остальное – на Северную и Южную Америку.

В Азию и на внутренний рынок

Безусловно, в текущих условиях самым актуальным для отрасли становится вопрос перераспределения объемов продукции на другие рынки. Эта задача была поставлена на самом высоком государственном уровне: 20 апреля Президент РФ Владимир Путин в рамках совещания по вопросам развития отечественного металлургического комплекса заявил, что экспортные направления российской металлургии нужно уточнить, «переориентировать на перспективные, динамичные рынки». В.Путин добавил, что грузопотоки зависят от развития транспортной инфраструктуры, поэтому реализация проекта модернизации Восточного полигона РЖД должна идти опережающими темпами.

О намерении перенаправить грузопотоки из стран ЕС на альтернативные направления уже заявляют крупнейшие компании отрасли. Так, «Северсталь» изучает возможности переориентации потоков на рынки Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки (хотя пока не называет конкретных стран и экспортных маршрутов). В компании также считают, что перенаправить грузопотоки, избежать сокращения сотрудников и снижения загрузки мощностей поможет низкий уровень производственных издержек по сравнению с другими производителями отрасли.

Азиатское направление представляется перспективным и для НЛМК, тем более что у компании уже есть такой опыт: в 2020 году из-за сокращения внутреннего потребления в России в связи с пандемией коронавируса компания нарастила продажи в Азии. Также эксперты не исключают и переориентацию продаж НЛМК на Ближний Восток.

Вместе с тем, переориентация с запада на восток потребует как временных, так и материальных затрат. Так, по оценкам ассоциации «Русская сталь», расстояние доставки грузов при этом увеличится более чем втрое – с 2300 до 7900 км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в 17 млрд рублей в год. Кроме того, изменения в логистике потребуют дополнительных затрат на фрахт: его стоимость в морские порты Турции по состоянию на начало апреля уже выросла более чем в 2,5 раза, в морские порты Китая – в 4 раза.

Вторая задача, обозначенная президентом на указанном совещании, заключается в стимулировании внутреннего спроса на продукцию черной металлургии. В.Путин подчеркнул, что в ближайшие годы нужно обес-печить активный рост потребления металла внутри страны по доступным ценам, что будет достигаться за счет запуска и реализации долгосрочных металлоемких проектов по строительству жилья и другой инфраструктуры, железных дорог, мостов, путепроводов и т.д. Кроме того, немаловажную роль в поддержке российской отрасли должны сыграть механизмы государственной поддержки металлургов, которые президент призвал доработать с учетом новых экономических реалий.

Так или иначе, вопросы о том, смогут ли альтернативные зарубежные и внутренний рынки «закрыть» выпадающие объемы поставок отрасли в связи с наложенными санкциями и сколько времени потребуется для этого, – остаются открытыми.

Ряд экспертов считает, что из-за более высокой ценовой конкурентности азиатского рынка закрепиться там российским производителям будет сложнее, чем на Западе. Кроме того, на азиатском рынке российским металлургам придется столкнуться с транзакционными издержками, что приведет к снижению прибыли и рентабельности поставляемой продукции.

Другие аналитики настроены более оптимистично – например, в Российском экспортном центре (РЭЦ) считают, что российская сталь быстро найдет своих потребителей в Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке благодаря высокой конкурентности производства за счет обеспеченнос-ти сырьем и относительно дешевой электроэнергией. Также в РЭЦ обращают внимание на то, что российские компании могут компенсировать часть выпадающего экспорта проката расширением отгрузок полуфабрикатов на свои прокатные мощности в Европе, таким образом укрепляя позиции на рынке этого региона.

Морские порты №4 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ