Трубы – лучше, конкуренция – выше - Морские вести России

Трубы – лучше, конкуренция – выше

17.01.2022

Грузовая база

Трубы – лучше, конкуренция – выше


Фото: tmk-group.ru

В 2020 году объемы производства и экспорта стальных труб в России снизились на 12% и 8,5% соответственно, что было обусловлено окончанием сразу нескольких масштабных проектов по строительству трубопроводов, падением инвестиционной активности в нефтедобывающей отрасли из-за решения о сокращении добычи в рамках ОПЕК+, а также снижением потребностей со стороны обрабатывающих отраслей, вызванным пандемией.

По прогнозам экспертов, 2021-й и последующие годы принесут отрасли лучшие результаты, что связано не только с постепенным восстановлением спроса на продукцию трубной отрасли и началом реализации новых нефте- и газотранспортных проектов, но и стратегией развития ключевых предприятий, нацеленной на повышение доли высокотехнологичной продукции в общем объеме ее выпуска.

Галина Музлова

Производство труб: падение и восстановление

Динамика производства стальных труб в России в последние годы была нестабильной. До 2016 года кризис в мировой нефтедобывающей промышленности вызывал сокращение спроса на трубы как на внутреннем, так и на международном рынках. Затем в 2017-2019 годах темпы производства труб заметно выросли в связи с реализацией масштабных проектов по строительству магистральных газопроводов и влиянием фактора отложенного спроса в российской нефтегазовой отрасли (рис. 1).

Рис. 1. Производство и экспорт стальных труб в России в 2017-2020 гг.

В 2019 году производство труб в России достигло исторического максимума – 12,3 млн тонн. Но в 2020 году показатель снизился сразу на 12% – до 10,9 млн тонн. Отрицательная динамика была обусловлена, во-первых, участием России в соглашении ОПЕК+ по снижению добычи нефти, которое заставило российские компании сократить капитальные вложения.

Во-вторых, в 2020 году завершилась отгрузка труб для проектов «Северный поток-2» и «Сила Сибири» по причине приостановки и окончания строительства этих объектов, одновременно с этим новые проекты сопоставимого масштаба начаты не были. Кроме того, «Транснефть» в 2020 году снизила закупки труб для ремонтно-эксплуатационных нужд с 400 тыс. до менее 200 тыс. тонн. Все это в совокупности сократило спрос на трубы большого диаметра (ТБД).

В-третьих, из-за ограничений, связанных с пандемией, замедлились темпы роста обрабатывающей промышленности, что также снизило потребность в поставках труб.

Среди благоприятных факторов, поддержавших развитие отечественной трубной промышленности в 2020 году, эксперты называют строительные работы, объем которых вырос на 0,1% по сравнению с предыдущим годом.

Дальнейшие перспективы восстановления производства ТБД эксперты связывают с началом реализации новых газопроводных проектов: строительством третьей нитки системы «Бованенково – Ухта – Торжок», «Сила Сибири-2». По оценкам Фонда развития трубной промышленнос-ти (ФРТП), внутренний рынок ТБД должен вырасти на 2 млн тонн в 2022 году и еще на 1,6 млн тонн, до 12,5 млн тонн, в ближайшей перспективе.

Стимулом для роста производства труб нефтяного сортамента (oil country tubular goods, OCTG), по оценкам ФРТП, в ближайшие годы станет рост объемов бурения, планируемый нефтедобывающими компаниями. Даже при снижении добычи нефти в 2020 году на 8,6%, проходка в эксплуатационном бурении выросла на 0,2% к уровню 2019 года. По расчетам ФРТП, при стабильных ценах на нефть в 2021 году сегмент OCTG может вырасти на 3-4%. Наконец, по итогам 2021 года ФРТП ожидает 4%-ный рост спроса в сегменте линейных нефтегазопроводных труб (НГП), применяемых для обустройства месторождений, что произойдет в том числе благодаря вводу новых месторождений на Таймыре.

Инвестпроекты, несмотря на профицит

В результате предыдущего этапа консолидации и укрупнения активов российской трубной промышленности появились такие крупнейшие производственные холдинги, как «Трубная металлургическая компания» (ТМК), Группа «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ), «Объединенная металлургическая компания» (ОМК), а также трубные активы компании «Северсталь», совокупно выпускающие более 70% всех стальных труб в России.

Рост концентрации производства продолжается и сегодня. Так, в марте 2021 года ТМК завершила сделку по покупке Группы ЧТПЗ, после объединения доля компании на рынке труб нефтяного сортамента превысила 79%, на рынке ТБД – 30-35%, на рынке производства труб разных видов – 41%. По оценкам руководства ТМК, эта сделка – шаг в реализации стратегии компании, направленной на расширение производственной базы и рынков сбыта, а также диверсификацию продуктового портфеля и развитие инновационной составляющей бизнеса.

К числу системных проблем трубной отрасли аналитики относят профицит мощностей. Так, созданные на сегодня совокупные мощности по выпуску ТБД превышают 5,9 млн тонн в год, тогда как объем производства в ближайшее время с учетом реализуемых и анонсированных проектов будет находиться в пределах 2,5-3,5 млн тонн в год, что приводит к недогрузке мощностей.

Вместе с тем, компании - лидеры отрасли реализуют крупные инвестпрограммы и проекты. Так, объем инвестиций ОМК по итогам 2020 года достиг рекордных 44 млрд рублей, а до 2025 года инвестпрограмма компании вырастет с ранее запланированных 130 млрд до 160 млрд. В 2020 году ОМК освоила выпуск новых для себя насосно-компрессорных труб (НКТ) для добычи нефти и газа, в том числе повышенной прочности, ведется комплексное перевооружение производства деталей трубопроводов и организуется производство трубных муфт. В рамках инвестпрограммы идет строительство цеха по производству бесшовных обсадных труб мощностью

500 тыс. тонн на Выксунском металлургическом заводе, его запуск запланирован на 2022 год. На данный момент это крупнейший проект в отрасли.

В 2020 году на Северском трубном заводе ТМК был запущен комплекс термической обработки труб мощнос-тью до 300 тыс. тонн в год. Комплекс предназначен для производства трубной продукции премиум-класса, использующейся при разработке трудноизвлекаемых месторождений, а также при бурении скважин в агрессивных средах и на Крайнем Севере. Кроме того, компания работает над повышением производительности электросталеплавильного цеха «Железный озон 32», развивает производство высокодоходных и высокотехнологичных нержавеющих труб для атомных электростанций, включая новые проекты госкорпорации «Росатом» за рубежом и т.д.

В целом эксперты отмечают, что стратегии крупных предприятий трубной промышленности направлены на увеличение доли выпуска высокотехнологичной высокомаржинальной продукции. Такой подход позволяет при сохранении тоннажа продукции увеличить ее объем в денежном выражении. Например, ТМК заявляет о планах довести долю высокотехнологичной продукции в структуре продаж до 60%, делая упор на производстве труб из нержавеющих марок стали, развитии премиальных резьбовых соединений. По мнению руководства компании, этот сегмент сегодня наименее подвержен волатильности рынка.

Экспорт: расширение географии

Хотя внутренний рынок является приоритетным для российской трубной промышленности, наша страна является значимым игроком на мировом трубном рынке, обеспечивая 5-7% мирового экспорта. В 2017-2019 годах объемы экспорта росли, что было обусловлено участием российских компаний в международных трубопроводных проектах, а также тенденцией роста поставок на мировой рынок сварных труб малого и среднего диаметра и бесшовных труб.

В 2020 году экспорт труб из России сократился на 8,5%, до 1,9 млн тонн (рис. 1). Среди основной причины этого спада эксперты называют сокращение спроса из-за уменьшения мировой нефтедобычи.

Основным рынком сбыта для российских производителей труб выступают страны СНГ, прежде всего Казахстан (29% экспортных поставок в 2020 году), Белоруссия (13%) и Узбекистан (15%), при этом все три страны нарастили поставки российских труб.

География российского экспорта труб постоянно расширяется, пополняясь новыми странами. К примеру, в прошлом году начались поставки труб в Алжир, объемы которых за год составили примерно 14 тыс. тонн, также в 9 раз по сравнению с 2019 годом выросли поставки в Бангладеш (до 8,3 тыс. тонн). Большая партия ТБД производства «Северстали», выполненных по индивидуальному заказу, впервые была отправлена в Египет для строительства крупнейшего в истории страны олимпийского стадиона.

Дальнейшее расширение экспортных поставок российских ТБД связано с участием страны в реализации крупных международных нефте- и газотранспортных проектов. К примеру, в ноябре 2021 года между руководством ТМК и правительством Пакистана обсуждались возможности сотрудничес-тва при осуществлении проекта строительства газопровода «Пакистанский поток» протяженностью более 1,1 тыс. км, который должен связать инфраструктуру по приему сжиженного газа (СПГ) в портах Карачи и Гвадар на юге Пакистана с электростанциями и промышленными потребителями газа на севере страны. При реализации проекта планируется использовать ТБД, произведенные на мощностях ЧТПЗ.

Торговые ограничения

Фактором, ограничивающим экспортные возможности российской трубной отрасли, выступает периодический ввод торговых ограничений странами – импортерами продукции. Так, в 2020 году США было начато антидемпинговое расследование в отношении поставляемых из России бесшовных стандартных и линейных труб из спецстали и углеродистой стали. По результатам расследования в августе 2021 года Минторг США ввел антидемпинговые пошлины в отношении импорта из России названного вида труб, а также бесшовных труб высокого рабочего давления.

В отношении продукции ТМК и Волжского трубного завода размер пошлин составил беспрецедентные 209,72%, а отменены они могут быть только в результате пересмотров, которые Минторг США проводит один раз в несколько лет. Аналитики полагают, что эти меры не критичны для отрасли, поскольку объем поставок невелик (около 11 тыс. тонн в 2020 году) и может быть перенаправлен на внутренний рынок и рынки стран ЕС.

В то же время поставки российских труб в страны ЕС также сопряжены с периодическим вводом ограничений: в июле 2016 года было инициировано антидемпинговое расследование, которое завершилось в июне 2017 года введением пошлин для бесшовных труб от двух заводов, входящих в группу ЧТПЗ (Челябинского трубопрокатного завода и Первоуральского новотрубного завода), в размере 24,1% и для четырех заводов ТМК (Волжского трубного завода, Таганрогского металлургического завода, Синарского трубного завода и Северского трубного завода) в размере 28,7%, для прочих компаний пошлина составила 35,8%. В 2018 году действие пошлин было продлено.

Следует при этом отметить, что Россия также активно использует инструменты защиты внутреннего рынка. Так, в феврале 2021 года сроком на пять лет была введена антидемпинговая пошлина на сварные трубы из Китая, размер ставки составляет от 14,62% до 17,28% в зависимости от компании-производителя.

Борьба с контрафактом

Специфической проблемой российской трубной отрасли остается высокая доля контрафактной и фальсифицированной продукции в общем обороте на внутреннем рынке, согласно оценкам, достигающая 6-7%. По данным ФРТП, каждый год для строительства и ремонта трубопроводных инженерных систем незаконно используется более 500 км б/у труб, отреставрированных с помощью кустарных, экологически грязных технологий, которые продаются под видом новых с поддельными товарными знаками и маркировкой известных производителей (контрафакт), или сертифицированных по ГОСТу на новые трубы (фальсификат).

В отличие от стран ЕС, где демонтированные трубы идут на переработку, в России они представляют отдельный «серый» сегмент, который до недавнего времени рос. Вместе с тем, после принятия правительством и правоохранительными органами комплекса мер в 2017-2019 годах, по данным ФРТП, число «серых» поставщиков снизилось на 25%, а рынок б/у труб – вдвое (с 1,2 млн тонн до 600 тыс. тонн).

В рамках усиления контроля над соблюдением уже принятых мер для ограничения оборота трубной б/у продукции ФРТП готовит запуск первого в стране блокчейн-сервиса по проверке сертификатов качества на металлопродукцию. По информации Фонда, пилотный проект включает создание реестра и единой точки доступа для проверки сертификатов качества на трубную продукцию производителей – участников проекта, что должно обеспечить оригинальность и неизменность введенных сведений о заводе-производителе, номере и дате выпуска сертификата, названии продукта. Технология обеспечивает потребителей доступом к сертификатам качества производителей, гарантируя безопасность купленных труб. Запуск сервиса запланирован на конец 2021 года и поможет ограничить доступ фальсификата и контрафакта на рынок.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ