Планы по наращиванию грузооборота севморпути под вопросом? - Морские вести России

Планы по наращиванию грузооборота севморпути под вопросом?

24.03.2021

Грузовая база

Планы по наращиванию грузооборота севморпути под вопросом?

Фото: Порт Мурманск/Дмитрий Лобусов

Согласно задаче, поставленной майским указом Президента РФ в 2018 году, объем грузов, ежегодно перевозимых по Северному морскому пути (СМП), должен вырасти с нынешних 31,5 млн тонн до 80 млн тонн к 2024 году. Однако в последнее время в связи со сложной экономической ситуацией и пересмотром планов по некоторым проектам, обеспечивающим грузовую базу СМП, все чаще стали звучать опасения о невозможности достижения заявленных объемов. Летом 2020 года «Росатом» предложил скорректировать целевой ориентир грузоперевозок по СМП до 50-60 млн тонн. Между тем в принятой в октябре Стратегии развития Арктической зоны до 2035 года цифра осталась прежней. Вне зависимости от абсолютного показателя грузооборота, основной вклад в него внесут проекты по добыче природного газа и производству сжиженного природного газа (СПГ) и добыче нефти.

Галина Музлова

60 вместо 80?

По данным Администрации СМП, в 2019 году общий объем грузоперевозок по СМП по сравнению с предыдущим годом увеличился на 56,7% – с 20,1 млн до 31,5 млн тонн. Рост показателя был достигнут главным образом за счет реализации новых проектов по добыче углеводородов в Арктике. Основной прирост грузопотока произошел за счет СПГ с проекта «Ямал СПГ». Также выросло количество отгружаемой нефти с нефтяного терминала Новопортовского месторождения «Ворота Арктики». Транзит по СМП при этом вырос всего на 205 тыс. тонн – до отметки 697 тыс. тонн.

За 10 месяцев 2020 года, по данным Росморречфлота, по СМП было перевезено 26,4 млн тонн грузов, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2019 года. В отличие от предыдущего периода, самый быстрый рост (на 83%) показали транзитные перевозки: за рассматриваемый период по арктическому маршруту между Азией и Европой было переправлено 1,28 млн тонн грузов. Основная часть арктического грузооборота, как и в 2019 году, пришлась на СПГ с завода «Ямал СПГ». Согласно прогнозам, объем перевозок по СМП по итогам 2020 года составит не менее 32 млн тонн.

Что касается перспектив дальнейшего роста грузооборота СМП, то Президентом РФ в майском указе 2018 года обозначен целевой показатель – 80 млн тонн к 2024 году. Однако уже в 2019 году стали звучать обоснованные суждения о невозможности достижения этого показателя.

Так, в январе 2019 года о риске срыва поставленной задачи заявило Минприроды России. По расчетам ведомства, учитывающего перевозки СПГ, нефти и конденсата с проектов по добыче сырья, реализация которых гарантирована на 80-90%, объем грузов к указанному сроку достигнет лишь 52 млн тонн. Более половины этого объема (до 40 млн тонн) будет приходиться на проекты компании «Новатэк» – «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2»; 7,5 млн тонн – на нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти»; 3,2 млн тонн – на твердые полезные ископаемые, добываемые «Норникелем» в Норильском районе.

Вероятность реализации других проектов, призванных внести вклад в рост грузооборота, Минприроды тогда оценило в 20%. В первую очередь речь шла о добыче угля на Таймыре компанией «ВостокУголь».

Напомним, в 2014 году компания создала специализированное подразделение – «Арктическую горную компанию» (АГК) для разработки группы Лемберговских месторождений коксующихся углей на Таймыре. Собственники бизнеса заявляли, что проект обеспечит около трети целевой загрузки СМП. К 2024 году ожидался выход на 30 млн тонн годовой добычи, но в январе 2019 года показатель был скорректирован до 19,5 млн тонн. Совладелец «ВостокУгля» Дмитрий Босов говорил о планах строительства на Таймыре двух глубоководных портов с перевалкой в год 10 млн тонн груза.

Но начать добычу угля в срок компания не смогла. В январе 2019 года «ВостокУголь» снизил прогнозный план добычи до 19,5 млн тонн в год к 2024 году. Однако эксперты сомневались и в этом показателе, указывая на проблемность проекта на фоне обвинений со стороны правоохранительных органов в незаконной добыче угля на Таймыре. После того как бизнесмен в мае текущего года покончил с собой, перспективы «ВостокУгля» стали еще более неопределенными.

В июне 2020-го было заявлено о переходе АГК в собственность главы компании AEON Романа Троценко и планах добыть 1 млн тонн угля на этом проекте в 2023 году и 5 млн тонн к 2025 году. В сентябре вице-премьер Юрий Трутнев сообщил, что «проект практически выпал из объема перевозок по Севморпути».

Также свой «антивклад» в изначально планировавшийся грузопоток по СМП внес перенос «Новатэком» запуска первой очереди проекта «Обский СПГ» с 2022 на 2024 год.

В июле 2020 года профильные ведомства и компании обсуждали снижение целевого показателя грузооборота по СМП к 2024 году с 80 млн до 50-60 млн тонн в связи с подписанием указа о национальных целях развития до 2030 года, а также со снижением экономической активности из-за пандемии коронавируса и ухудшения внешней конъюнктуры. А в сентябре 2020-го «Росатом» – единый инфраструктурный оператор СМП – предложил Минтрансу поставить новую цель по грузопотоку СМП – 60 млн тонн к 2024 году (рис. 1).

Рис. 1. Динамика грузооборота по СМП, 2016-2030 гг.

Источник: ГК «Росатом», Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 г.

По прогнозам «Росатома», грузооборот СМП к 2030 году может составить 110-115 млн тонн, из которых более половины будет приходиться на СПГ-проекты, треть – на перевозки нефти, оставшуюся часть грузооборота обеспечат уголь и металлы (рис. 2).

Рис. 2. Вклад проектов в формирование грузооборота СМП в 2030 г.

Источник: ГК «Росатом»

Интересно, но в новой Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года, утвержденной в октябре 2020 года, целевой показатель 2024 года, установленный майским указом, остался неизменным – 80 млн тонн. Также, согласно документу, к 2030 году грузооборот достигнет 90 млн тонн, а к 2035 году – 130 млн тонн (ранее на стадии обсуждения документа планировалось, что эти показатели составят 120 млн и 180 млн тонн соответственно).

СПГ «Новатэка»

Основной вклад в формирование грузооборота по СМП вносят проекты «Новатэка». Первый из них «Ямал-СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения был запущен на полную мощность в декабре 2018 года, а по итогам 2019 года он произвел 18,4 млн

тонн СПГ, превысив проектную мощность завода (16,5 млн тонн) на 11%. Планируется, что в 2020 году производство СПГ здесь составит 19,6 млн тонн. Сейчас производство СПГ обеспечивают три технологические линии по 5,5 млн тонн каждая, на следующий год запланирован запуск четвертой экспериментальной линии мощностью до 1 млн тонн.

Вывоз СПГ с завода «Ямал СПГ» осуществляется танкерами ледового класса из порта Сабетта. Если в 2019 году большая часть СПГ отправлялась в Европу, то в 2020 году было увеличено число партий в Китай, где наблюдалось более быстрое восстановление спроса на энергоресурсы.

Инвестиционное решение по второму проекту «Арктик СПГ-2» было принято в сентябре 2019 года. Проект предполагает разработку Утреннего месторождения на полуострове Гыдан и строительство завода по сжижению газа на терминале «Утренний» в Обской губе. Завод будет включать в себя три технологические линии СПГ мощностью 6,6 млн тонн в год каждая и линию стабильного газового конденсата мощностью до 1,6 млн тонн в год. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн тонн СПГ в год. Запуск первой линии планируется в 2023 году, второй и третьей – в 2024 и 2026 годах соответственно.

Совокупная мощность трех производственных линий следующего проекта «Новатэка» – «Обский СПГ», создаваемого на ресурсной базе Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинского месторождений, составит до 5 млн тонн в год. Первую линию мощностью 2,5 млн тонн планируется запустить в эксплуатацию в 2024 году, запуск второй линии и выход на полную производственную мощность запланирован на 2025 год. Вывоз СПГ с терминала «Утренний» будет производиться танкерами-газовозами усиленного ледового класса.

Наконец, еще одним проектом «Новатэка» станет «Арктик СПГ-1» мощностью 19,8 млн тонн в год на базе Солетско-Ханавейского месторождения. В настоящее время начаты инженерно-геологические изыскания для подготовки строительства грузового терминала по сжижению газа, о дате запуска проекта пока не сообщается.

Таким образом, компания «НОВАТЭК» реализует создание огромного СПГ-кластера на Ямале и Гыдане и планирует выйти на объем до 26 млн тонн в 2023 году, до 38 млн тонн в 2024 году, до 44 млн тонн в 2026 году и до 57-70 млн тонн в 2027-2030 годах. Весь этот объем станет грузовой базой СМП.

Вклад нефти

Что касается нефтяных проектов, основной вклад в формирование грузооборота СМП в ближайшее время будет вносить нефть Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ), расположенного на Ямале в 30 км от побережья Обской губы, разработку которого ведет «Газпром нефть». Эксплуатационное бурение на Новопортовском НГКМ было начато в 2014 году, а в 2016 году были сняты ограничения, связанные с транспортировкой нефти с месторождения, благодаря стационарному морскому ледостойкому отгрузочному терминалу (СМЛОТ) «Ворота Арктики». По итогам 2019 года на месторождении было добыто 7,7 млн тонн нефти – на 8% больше, чем в предыдущем году, в 2020 году компания планирует выйти на уровень добычи 8 млн тонн.

Для обеспечения поставок нефти с Новопортовского, а также с другого своего арктического месторождения – Приразломного (официально не входит в границы СМП) – «Газпром нефть» использует уникальную транспортно-логистическую схему, которая обеспечивает круглогодичный вывоз с минимальными затратами. Она включает в себя нефтедобывающую платформу «Приразломная», нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» в Обской губе, танкерный флот усиленного ледового класса, в том числе суда на СПГ-топливе, ледоколы сопровождения и рейдовый перевалочный комплекс в порту Мурманск.

Существенный вклад в грузооборот СМП в долгосрочной перспективе внесет нефть проекта «Восток Ойл» (совместный проект «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга»), предполагающего освоение новой нефтегазовой провинции на полуострове Таймыр. Данный проект объединяет ресурсную базу крупнейших месторождений Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного), а также других перспективных нефтеносных площадок на севере Красноярского края, таких как Пайяхская группа месторождений и Западно-Иркинский участок.

Ключевым активом проекта должно стать Пайяхское месторождение с запасами 1,2 млрд тонн нефти. Согласно проекту разработки месторождения, в первый год пробной эксплуатации предполагается достигнуть уровня добычи нефти в 1,16 млн тонн, которая в течение семи лет должна вырасти в 35 раз, до 40,2 млн тонн. Максимальный уровень добычи в 50 млн тонн нефти ожидается на десятый год разработки месторождения.

Вместе с тем, сегодня Пайяхское месторождение находится на стадии геологоразведки и сроки начала его промышленной эксплуатации не называются. И самое главное – необходимое для вывоза нефти строительство нефтепроводов и отгрузочного терминала в бухте Север будет завершено позже 2024 года, что исключает возможность масштабных поставок нефти по СМП в этот период.

Сдвигаются и сроки разработки нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики. Так, судя по подготовленному Минприроды плану геологоразведочных работ в Арктической зоне до 2035 года, направленных на формирование грузовой базы СМП, неф-тегазовые компании не планируют запускать уже заявленные шельфовые проекты, которые могли бы внести вклад в развитие СМП, в ближайшее десятилетие.

Например, доразведка месторождений «Победа» и Медынское-море («Роснефть»), Ленинградского, Лудловского, Русановского и Ледового («Газпром»), Долгинского («Газпром нефть») планируется на период 2025-2030 годов. В связи с этим проекты смогут быть запущены не ранее 2030-х годов. Не исключено при этом, что их перечень может поменяться (вспомним судьбу Штокмана) под действием новых экономических реалий, что неизбежно внесет новые корректировки в целевые показатели грузоперевозок по СМП.

Морские порты №10 (2020)

Баннер
Газпромбанк
Camco
Советская Гавань
Тенденции в управлении портовым бизнесом
6MX

Нас поздравляют

Газета Морские вести России 25 лет

Нас поздравляют

Журнал Морской флот 135 лет
Журнал Транспортное дело России
НЕВА-2021