Восточный вектор российской нефти - Морские вести России

Восточный вектор российской нефти

18.05.2023

Грузовая база

Восточный вектор российской нефти

Фото: Новопортовское месторождение/ПАО «Газпром нефть»

Несмотря на кардинально изменившиеся геоэкономические условия, прошлый год нефтяная отрасль России закончила не с самыми плохими результатами: добыча нефти по сравнению с 2021 годом выросла на 2% и достигла 534 млн тонн, экспорт увеличился на 7,6% – до 242 млн тонн, а экспортные доходы выросли на 20% и составили $135 млрд. Вместе с тем, 2022 год принес новые вызовы, связанные с ростом дисконта нефти марки Urals по отношению к Brent до беспрецедентных величин, введением эмбарго на российскую нефть со стороны стран Запада и необходимостью переориентации нефтяного экспорта на восток, в страны АТР. Меры российского правительства в виде внесения изменений в методики расчета котировок и налоговое законодательство, налаживание новых логистических схем позволили нефтяной отрасли остаться на плаву.

В то же время 2023 год может принести небольшое снижение экспортных показателей, что связано с постепенным насыщением рынков АТР, а также принятием решения о добровольном снижении добычи нефти в России.

Татьяна Дмитриева

Рост добычи и экспорта

После начала СВО и последовавших за ней санкций Запада добыча нефти в России начала снижаться, к середине апреля прошлого года показатель упал примерно на 7,5%. В тот период эксперты предполагали, что такая тенденция сохранится на протяжении всего года. Минэкономразвития России прогнозировало снижение добычи нефти в 2022 году на 17%, до 475,3 млн тонн, самого низкого уровня с 2003 года. Но по факту результат оказался лучше прогнозов.

По данным Росстата, в прошлом году добыча нефти и газового конденсата в РФ выросла на 2%, до 534 млн тонн. Примерно такие же темпы роста (а точнее, восстановления) наблюдались и в 2021-м, после резкого падения показателя в 2020-м «пандемийном» году (рис. 1).

Рис. 1. Динамика добычи нефти в РФ в 2012-2022 гг., млн тонн.

Источник: Минэнерго России, ЦДУ ТЭК

Из четверки компаний – лидеров российской нефтедобычи в 2022 году уменьшила объем добычи только «Роснефть» – на 2%, до 178,5 млн тонн, она вместе с «Газпром нефтью» попала под блокирующие санкции ЕС. «Лукойл» увеличил добычу на 6%, до 81 млн тонн. На лидирующие позиции вышел «Сургутнефтегаз», который нарастил показатель более чем на 7%, до 59,6 млн тонн, вытеснив на четвертое место «Газпром нефть», которая увеличила добычу на 5%, до 59,1 млн тонн.

Динамика экспорта нефти так же оказалась лучше сделанных прогнозов. Минэкономразвития ожидало по итогам года 228,3 млн тонн экспортных поставок, однако по факту экспорт составил 242 млн тонн, что на 7,6% больше, чем в 2021 году (рис. 2). При этом следует отметить, что на фоне роста экспорта сократилось внутреннее потребление нефти – российские НПЗ переработали на 3,4% меньше сырья по сравнению с предыдущим годом – 275,5 млн тонн.

Проблема дисконта

Характерной чертой нефтеэкспорта в 2022 году стал большой дисконт цены российской марки нефти Urals по отношению к марке Brent – $25 барр., тогда как исторически разница не превышала $1-2/барр. и была обусловлена более высокой плотностью и содержанием серы в Urals.

Рост дисконта эксперты напрямую связывают с отказом некоторых клиентов покупать российскую нефть, а также с проблемами в логистике. После достижения максимальной разницы в $35-40/барр. в начале 2022 года он снизился, отражая рост спроса на российские энергоносители (рис. 2). Однако к концу года дисконт снова вырос, что было связано с введением в декабре западными странами «потолка цен» на нефть из России, установленного на уровне $60/барр.

Рис. 2. Динамика средней цены нефти марки Urals по отношению к марке Brent, 2020-2023 гг.

Источник: «БКС Экспресс»

Следует также отметить, что после вступления в силу ограничений на закупки нефти из России агентством Argus (котировки которого используются для расчета налоговых платежей для компаний российского ТЭК) была изменена методика расчета котировок российской нефти. Поскольку котировки Urals в портах Северо-Западной Европы и Средиземноморья стали неактуальны, за основу были взяты котировки на поставки нефти из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска на условиях Fob. После «обкатки» в октябре 2022 года они стали действовать официально.

Эти изменения повлекли за собой необходимость корректировки налогового законодательства РФ. В феврале 2023 года Госдума приняла закон, который с 1 апреля текущего года ограничивает дисконт на нефть марки Urals по отношению к цене марки Brent для расчета нефтяных налогов. Документ изменяет порядок определения котировок российской нефти, используемых для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и акциза на нефтяное сырье.

Согласно закону, если нефть Urals в апреле будет дешевле Brent более чем на $34/барр., то для расчета налогов цена Urals будет зафиксирована как стоимость Brent, уменьшенная на $34. В мае стоимость Urals для расчета налогов будет определяться со скидкой к Brent в $31/барр., в июне – $28, а с июля – $25. По оценкам Минфина, такая корректировка нефтяного налогообложения позволит в 2023 году сохранить госбюджету 660 млрд рублей.

Несмотря на увеличение дисконта Urals и другие обстоятельства, доходы от экспорта российской нефти в 2022 году выросли на 20% по сравнению с предыдущим годом, до $135 млрд рублей (рис. 3). Рост этого показателя, а также объемов нефтяного экспорта стал возможен благодаря быстрой переориентации поставок с закрывающегося европейского рынка на рынок Азии, в основном в Индию и Китай.

Рис. 3. Объем экспорта нефти и доходов от нефтеэкспорта из РФ в 2012-2022 гг.

Источник: ФТС России, СМИ

Логистика настраивается на восточный вектор

Морской импорт нефти из России в ЕС в 2022 году снизился на 12,2% к 2021 году, до 98,8 млн тонн. После вступления в силу 5 декабря 2022 года эмбарго на морские поставки российской нефти, а также «потолка цен» резко изменилась и логистика перевозок. К примеру, сформировались схемы с перевалкой нефти борт-борт в Средиземном море с нефтяных танкеров типоразмера Aframax, доставляющих российскую нефть из портов Балтики и перегружающих ее на супертанкеры VLCC для дальнейшей доставки в страны АТР.

Совокупные трубопроводные поставки российской нефти в ЕС по трубопроводу «Дружба», которые не попали под введенные санкции, в 2022 году выросли на 7%, до 38,4 млн тонн. Из числа стран ЕС, куда российская нефть поставляется по данному трубопроводу, в 2022 году сократила импорт только Германия – на 2%, до 15,1 млн тонн. Заметнее всего выросли поставки в Венгрию – на 45%, до 4,9 млн тонн, а также в Чехию – на 25%, до 4,2 млн тонн. Кроме того, на 6%, до 8,9 млн тонн, выросла прокачка в Польшу и на 0,3%, до 5,2 млн тонн, – в Словакию.

Интересно, что позиции стран ЕС по дальнейшим планами относительно российской нефти разделились. Германия и Польша заявили о намерении отказаться от импорта нефти по «Дружбе» с 2023 года, а Венгрия, Чехия и Словакия при обсуждении санкций, напротив, добивались сохранения поставок.

США в январе-апреле прошлого года импортировали из России примерно 1 млн тонн нефти, что почти в 10 раз меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а с мая прошлого года полностью остановили импорт.

Экспорт российской нефти в прошлом году особенно вырос в Китай и Индию. По данным «РИА Рейтинг», в Китай нефти было отправлено на 8,2% больше по сравнению с 2021 годом – 86,2 млн тонн (по этому показателю Россия заняла второе место после Саудовской Аравии, поставившей 87,5 млн тонн). В Индию нефти было экспортировано почти в 10 раз больше, чем в 2021 году, – 32,7 млн тонн. Эксперты отмечают, что Индия стала ключевым покупателем российских энергоресурсов практически сразу после начала СВО, скупая уцененную нефть, от которой отказались Европа и США.

Сначала страна увеличила закупки нефти Urals, поставляемой из западной части России, а затем стала конкурировать и за нефть ESPO (ВСТО), добываемую в Восточной Сибири (сорт с высоким содержанием дистиллятов, обычно предпочитаемый китайскими покупателями). За счет российской нефти Индия в короткие сроки стала одним из крупнейших в мире экспортеров нафты, дизельного топлива и мазута.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия в феврале 2023 года обеспечила 40% импортируемой Индией нефти и 20% импорта Китая. При этом МЭА отмечает, что поставки в Китай и Индию в начале года сократились, в то время как поставки, пункт назначения которых неизвестен, выросли с 600 тыс. до 800 тыс. барр./сут.

Еще одной страной, резко нарастившей импорт российской нефти, стала Турция. По данным Reuters, страна в 2022 году увеличила импорт сырья из России более чем на 200 тыс. барр./сут. с 98 тыс. барр/сут. в 2021 году, в основном это были сорта Urals и Siberian Light. Одновременно сокращались закупки североморских, иракских и западноафриканских сортов. На этом фоне страна смогла нарастить производство нефтепродуктов и их экспорт на мировой рынок (в основном в США, Германию, Великобританию).

Помимо этих стран, решение о покупке российской нефти приняли и другие страны. В 2023 году новыми покупателями стали Гана и Индонезия, закупая в январе суммарно 45 тыс. барр./сут.

Развитию нефтеэкспорта – зеленый свет

Как было отмечено на итоговом заседании Коллегии Минэнерго, российские нефтекомпании в основном смогли переориентировать выпавшие после введения антироссийских санкций объемы нефти и нефтепродуктов на новые рынки.

Но, по оценкам Минэнерго, в 2023 году может произойти снижение основных показателей нефтедобывающей отрасли: допускается падение добычи в пределах 5-7%, а снижение экспорта примерно на 10% (на 25 млн тонн) из-за постепенного насыщения китайского и индийского рынков и дальнейшего сокращения поставок в страны ЕС.

К примеру, реактивный рост экспорта российской нефти в Индию уже создал в торговле двух стран дисбаланс в пользу России, из-за него в индийских банках скапливаются рупии, для конверсии которых не хватает рублей. Такая ситуация вызывает проблемы в банковском секторе страны и заставляет пересмотреть динамику роста закупок сырья.

В то же время МЭА прогнозирует, что в 2023 году спрос на мировую нефть увеличится на 1,9 млн

барр./сут., до рекордных 101,7 млн. Как отмечают эксперты организации, несмотря на западные санкции, Россия сохранит лидерство в мировом экспорте нефти.

Безусловно, значимую лепту в реализацию этого оптимистического сценария должна внести и господдержка отрасли. Правительством РФ выработаны дальнейшие меры по развитию нефтеэкспорта, в том числе системы транспорта, и поддержке отрасли в новых условиях.

Так, Минэнерго совместно с «Транснефтью» начата проработка расширения нефтепроводов, идущих в порты Козьмино, Приморск и Новороссийск. Особое внимание планируется уделить развитию портов Черного и Азовского морей, а также международному коридору «Север – Юг». Также запланирована ускоренная модернизация восточного направления железных дорог, Транссиба и БАМа, наращивание возможностей Северного морского пути. Кроме того, намечено увеличение российского танкерного флота и формирование собственной логистической системы. Наконец, развитие российской отрасли сможет поддержать переход при взаиморасчетах за нефть на национальные валюты.

Морские порты №2 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ