Виктор Кот: возрождение брига «Меркурий» – это наш долг памяти - Морские вести России

Виктор Кот: возрождение брига «Меркурий» – это наш долг памяти

21.12.2018

Виктор Кот: возрождение брига «Меркурий» – это наш долг памяти

У каждого человека должна быть мечта. Без мечты жизнь не получается. Потому что мечта – это как путеводная звезда по жизни, которая упорно ведет к цели. Вот и Виктор Кот идет к своей мечте – возрождению и сохранению славной истории Черноморского флота. Во многом благодаря ему в Севастополе не были утеряны овеянные героизмом моряков-черноморцев патриотические традиции.

Многие годы собирая по крупицам исторические сведения об уставах и регламентах, службе и быте флота, артефакты минувших блистательных эпох черноморцев, поднимая на щит памяти героев былых сражений, он сумел многое вернуть из прошлого в наши дни. Прежде всего, в условиях разгула украинского национализма и поругания всего русского удалось создать Севастопольское морское собрание, положившее начало возрождению традиций Севастопольского Императорского морского собрания.

Под его знаменем и с девизом «Честь. Флот. Отечество» начал кропотливую работу по восстановлению забытых традиций и ритуалов Черноморского флота. Так, возрождены ежедневный полуденный выстрел, ежегодное проведение 1 декабря Синопского бала с концертом в честь победы русского флота, выпущены уникальные исторические памятки: Синопское сражение – день воинской славы России, серия «Подвиги русских морских офицеров», «Советы молодому офицеру» и «Кодекс чести русского офицера» от 1904 г., «Введение в историю адмиралтейского якоря», запущена программа патриотического воспитания молодежи с проведением уроков мужества в классе-музее «Подземная школа 1941-1942 гг.».

Для нахимовцев и школьников города в своем доме, напоминающем мир морских стихий, он проводит уроки по различным предметам морского дела: вязание морских узлов, отбивание склянок, церемониал поднятия Андреевского флага, дает уроки пиратологии и африкановедения, истории якорей, а главное – открывает для юных сердец безграничную романтику моря.

К 70-летию Великой Победы советского народа над немецкими агрессорами в 1945 г. по заказу Севастопольского морского собрания на Златоустовском оружейном заводе выполнены уникальные сувениры. Например, «Набор русского солдата»: нож «Василий Теркин» с выгравированным фрагментом и иллюстрацией из одноименной поэмы А.Т. Твардовского, кисет с трофейным табаком, гильза-пенал с папиросной бумагой и фронтовое письмо с отрывками из стихотворения Александра Трифоновича «Книга про бойца».

К автомату «Победы» ППШ-41 там же произведен «золотой диск Победы» в натуральную величину, никелированный, золоченный, с изображением ордена Победы и логотипа собрания, оснащенный сумкой-чехлом из натуральной кожи с плечевым ремнем.

К участию в ежегодных мероприятиях собрания Виктор Павлович приглашает знаменитостей – например, космонавта Антона Шкаплерова, который доставил на космическую станцию «Мир» флаг Севастопольского морского собрания, Синопский концерт дают заслуженный артист России, солист Мариинского театра Владимир Самсонов, солистки театра Анастасия Калагина и Ирина Матвеева, известный бард Владимир Тиссен, выступают танцевальные и хоровые коллективы города и Крыма.

Виктор Павлович был и остается большим подвижником в деле сохранения и продвижении исторической славы Черноморского флота, знатоком его традиций и ритуалов.

О новом большом проекте, его исторической справедливости, духовной силе русского моряка, мечте и возможностях выполнить задуманное – интервью председателя Севастопольского морского собрания Виктора Кота.

«МВР»: Виктор Павлович, судя по всему, вас и в вашем лице севастопольскую морскую общественность можно поздравить с началом воплощения мечты – созданием исторической копии брига «Меркурий». Легендарный корабль, храбрый командир, геройская команда, непревзойденный подвиг, который потряс мир. Это здорово, что спустя двести лет память о подвиге команды брига «Меркурий» жива и будет так заслуженно отмечена.

– Наш народ – это народ-воин и труженик, и история наша такова, что грозная воинская доблесть русского моряка не меркнет в веках. Неравный бой маленького брига с двумя линкорами противника, один из которых был еще и флагманским, как раз из этого ряда. Идея восстановить легендарный бриг пришла еще в 2010 году. Но только с возвращением России в Севастополь и Крым, с возрождением Черноморского флота ситуация коренным образом изменилась – сегодня мечта становится реальностью.

Чтобы понять, почему нужно восстановить корабль, обратимся к истории подвига его команды. Севастополь называют городом морской славы совершенно не просто так. Здесь столько было сражений и битв, что и камня не найти, где бы не было своего героя-защитника. Но только небывалый еще на флоте подвиг команды брига так впечатлил императора Николая I, жителей города, что в 1839 году им воздвигли памятник-мемориал, ставший первым памятником морякам-черноморцам в Севастополе. Памятник воздвигли за храбрость и талант командира и офицеров, за геройство матросов, за верность команды присяге и готовность драться до конца и за то, что остались живы в невозможных для этого условиях.

Особая стать в том, что в истории морских сражений флотов других великих морских держав ничего подобного не найти. Из уважения к подвигу моряков Николай I даже специальным указом предписал, чтобы в составе русского флота во все времена, сменяя один другого, был корабль с именем на борту – «Меркурий».

В Империи подвиг брига (выведен из состава флота в 1857 г.) был увековечен в названиях трех кораблей Черноморского флота, поочередно носивших названия «Память Меркурия»: корвета в 1865 году, двух крейсеров в 1883 г. и 1907 г. Думаю, что справедливо было бы и в современном Черноморском флоте поддержать эту традицию. Пример удивительной доблести и беззаветной преданности Отечеству запечатлели в «память потомкам» художники И. Айвазовский, Н. Красовский, Ф. Толстой, архитектор А. Брюллов и ряд известных писателей. Замечательные книги об этом подвиге написали Г. Черкашин и В. Шигин. Знаю, что к юбилею этого боя обсуждается идея создать полнометражный художественный фильм. Целиком поддерживаю ее, а мы, в свою очередь, должны сделать все, чтобы воссоздать бриг в его полную величину. Тем более что спроектирован и построен он был в Севастополе.

«МВР»: Как продвигается процесс организации работ, с чего начали? Что такое бриг? Копия корабля будет с современными новациями или без, каково будет его назначение, можно ли будет на нем выходить в море и как далеко?

– В Севастополе создана рабочая группа «Возвращение «Меркурия» при правительстве и Общественной палате города по организации строительства полноразмерной копии брига «Меркурий» во главе с вашим покорным слугой. Состоялась встреча рабочей группы с адмиралом В. Комоедовым, губернатором Севастополя Д. Овсянниковым, руководителями городских верфей и морских портов. Обсуждали большой круг вопросов, в том числе по выбору места для размещения судоверфи. Идея в том, чтобы здесь бриг построить и в последующем обслуживать, а на основе верфи развить в городе утраченное деревянное судостроение.

В заседании рабочей группы принял участие и генеральный директор ООО «Историческая верфь «Полтава» А. Грошиков, который поделился бесценным опытом исторического судостроения. У них, в Санкт-Петербурге, сам видел, в этом году спущен на воду корпус и ведется достройка полномерной копии легендарного линкора «Полтава».

На сегодня проект поддержан Морской коллегией при Правительстве РФ, Минобороны, Минкультуры, Правительством Севастополя, Российским военно-историческим обществом, Союзом кинематографистов, Патриархией РПЦ и другими организациями.

В 1820 году, сразу после строительства брига, чертежи были переданы из Севастополя в архивы Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. К 200-летнему юбилею закладки «Меркурия» в январе будущего года организуем установку памятной закладной доски.

Теперь, собственно, о корабле. Бриг – это небольшой корабль: длина 29,6 м, длина 9,5 м, водоизмещение 456 тонн, осадка 4,73 м, площадь парусов 856 кв. м, вооружение: 24-фунтовые каронады – 18 шт., 3-фунтовые пушки – 2 шт. На мой взгляд, строить бриг следует с вооружением и в натуральных размерах согласно сохранившимся чертежам. Основной материал – дерево, но при современных технологиях постройки. По целевому назначению постройку классифицируем как парусный корабль, оборудованный механическим двигателем.

При этом все, что выше палубы, включая артиллерийскую палубу и все пушки, – это полная историческая копия, при чем все они будут действующими, напрмер, для салюта на парадах и иных праздниках. Мачты будут деревянные. Корпус – композитный (килевая секция – объемная, металлическая, обшивка – деревянная, ламинированная).

Поскольку цель строительства не в скрупулезном воссоздании технологий и конструкций позапрошлого века, возможно оснащение парусного вооружения скрытой механизацией. Экипаж для похода – 26 человек постоянной команды и не более 40 курсантов. Разумеется, при всей внешней историчности внутренне это будет современный, надежный корабль с целевым назначением служить флоту. Например, для плавательской практики курсантов морских вузов, чтобы юные моряки могли выйти в море под парусом на историческом бриге и почувствовать, что это такое – в солнце и в шторм стоять за штурвалом, ставить и убирать паруса, или по два грести веслами, поскольку парусник имел еще и весельное оснащение. Кстати, именно четыре пары весел по бортам позволяли команде маневрировать гораздо оперативнее, чем противнику удавалось переставить паруса (на веслах – 5 минут, перестановка парусов – 30 минут).

Бриг отлично подойдет и для демонстрации флага России в разных точках Мирового океана, в том числе и на Черном море. Кроме того, на парадах «Меркурий» будет нести Георгиевский кормовой флаг (сегодня на кораблях ЧФ такого права нет не у кого). Совершать кругосветные плавания по великим географическим открытиям русских мореплавателей, участвовать в праздничных мероприятиях, связанных с военно-морской историей России, и в съемках исторических фильмов.

Корабль будет строиться на класс РМРС и иметь автономность по запасам не ниже 60 суток, район плавания по мореходности – неограниченный. Средняя скорость хода 10-12 узлов. На корме обязательно найдется место для размещения музея памяти о подвиге команды и командира брига. Возможны и экскурсии по кораблю, ведь сам по себе он будет действующей исторической моделью. Ясно одно – от палубы и до клотика все должно выглядеть как в оригинале. Ну, представьте себе, как новенький «Меркурий» под Андреевским флагом выйдет из Севастополя, пройдет по черноморским местам своей боевой славы и, минуя турецкие берега, под всеми парусами помчится в золоте восходящего солнца по волнам Средиземного моря.

«МВР»: Да, картина красивая. Сколько нужно времени, чтобы построить такой корабль, и какова может быть стоимость проекта от киля до клотика?

– Прежде всего, нам нужно окончательно определиться с верфью, где строить. Наша группа предложила рассмотреть площадки Севморзавода в районах Инкермана, Балаклавы и др. Затем подобрать проектировщиков, подготовить технический и эскизный проекты и т.д. Здесь специалисты исторической судоверфи «Полтава» помогли и уже представили нам предварительные предложения по реконструкции брига. На их основе можно прикинуть смету, а затем и организовать сбор средств. Уверен, поддержка будет и бизнеса, и людей. У нас в России редкая семья, где не было бы своего моряка, поэтому народ поддержит. И так всем миром, как нередко на Руси бывало, и выполним свой долг памяти. Пока что можно сказать, что на конструкторскую разработку уйдет до 300 суток, а на строительство – до 500 суток. Предварительная стоимость проекта, что называется, «под ключ» – 450-500 миллионов рублей

Повторюсь, бриг – это небольшой корабль, поэтому, думаю, в 2020 году спустим на воду корпус и начнем достройку на плаву. Параллельно следует готовить энергетическую установку, такелаж, рангоут. Паруса планируем в трех вариантах: основные, походные, а парадные будут алого цвета. На круг, думаю, если с финансированием проекта все сложится в плюс, за три года справимся. Но уж к 200-летию подвига команды в 2029 году уверен, что «Меркурий» будет в строю под парадными парусами.

Еще один немаловажный вопрос, кто возьмет бриг себе на баланс? Может, Черноморский флот, может быть, Севастополь или Республика Крым или вообще какая-нибудь бизнес-структура, – определимся. Ведь это означает нести немалые расходы на содержание корабля по всем статьям. Но главное, что бриг будет наш, севастопольский, а уж шип-менеджер найдется.

«МВР»: Спасибо, редакция желает всем участникам этого проекта успехов в достижении поставленной цели и со своей стороны готова регулярно освещать ход строительства. Виктор Павлович, а теперь напомните наши читателям подробности этого уникального боя маленького корабля с турецкой эскадрой.

– Это был подвиг, который действительно потряс мир. Итак, капитан-лейтенант А.И. Казарский стал командиром боевого корабля, когда ему исполнилось 28 лет. За плечами было уже 11 лет службы на море. Тем не менее для того времени он был молодым командиром, что говорило о его незаурядных лидерских качествах и о справедливом к нему отношении главного командира Черноморского флота вице-адмирала А.С. Грейга.

Двухмачтовый бриг «Меркурий» был построен в 1820 году в Севастополе по чертежам известного корабельного мастера Ивана Яковлевича Осминина. Вооружение – 18 двадцатичетырехфунтовых каронад с коротким стволом, предназначенных для нанесения неприятелю тяжелых ударов на близкой дистанции. Еще две пушки были дополнительно установлены на носу и на корме.

В апреле 1828 года адмирал А.С. Грейг отправил А.И. Казарского к Константинопольскому проливу, как говорится в документах, «для обозрения турецкого флота». Десять дней «Меркурий» крейсировал под турецкими берегами. Иногда Казарский входил в зону обстрела турецких батарей, вызывая их огонь, и хладнокровно отмечал расстояние орудий. Один из членов команды, Селивестр Дмитриев, свидетельствовал, что бесстрашие, с которым Казарский маневрировал под огнем противника, снискали ему большое уважение. Авторитет нового командира у команды укреплялся с каждым днем.

Крейсерство у Босфора под самым носом турецкого флота было нешуточным делом. Чуть ли не ежедневно русским разведчикам приходилось на всех парусах уходить от противника, который бросался вдогонку целой эскадрой.

Первый успех выпал на долю «Меркурия» в начале мая 1829 года, когда от греческих патриотов удалось узнать, что в Пендераклие (город и порт на южном берегу Черного моря, современное название Эреган) достраивается линейный турецкий корабль. Отряд русских кораблей на всех парусах помчался к туркам и потопил 18 судов неприятеля. А.С. Грейг принял решение усилить разведку у Босфора. Теперь «Меркурий» ходил не одни, а вместе с 44-пушечным фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей». Старшим отряда был назначен командир фрегата Павел Яковлевич Сахновский.

11 мая (по старому стилю) 1829 года у Босфора отряд из трех кораблей-разведчиков столкнулся с турецкой эскадрой из 13 боевых кораблей. Сахновский принял решение: разойтись разными курсами и идти поодиночке, чтобы хотя бы один мог дойти до главных сил у румелийских берегов и сообщить о появлении противника. Более быстроходные «Штандарт» и «Орфей» вскоре скрылись за горизонтом. «Меркурия», уходившего на норд-норд-вест, стали настигать два линейных корабля: 110-пушечный «Селимие» под флагом капудан-паши и 74 пушечный «Реал-бей». (Соотношения по орудиям – 184 пушки против 18 (20).

Казарский собрал офицерский совет. По предложению поручика корпуса флотских штурманов Ивана Петровича Прокофьева было решено драться. Последний оставшийся в живых офицер выстрелом из пистолета в крюйт-камеру должен был взорвать бриг. Матрос Савельев получил от Казарского приказ стрелять в каждого, кто попытается в знак сдачи в плен спустить флаг. О предстоящем бое Казарский рассуждал примерно так: у «Меркурия» даже в начале боя будет очень невыгодное положение. Что он может противопоставить мощным пушкам носовых батарей турок? Две маленькие пушечки, что сосредоточат на корме? Значит, нужно маневрировать, все время маневрировать, чтобы могли действовать более мощные каронады с бортов. Меткий огонь по самым уязвимым местам кораблей врага и правильный быстрый маневр должны решить дело.

Вскоре турецкие линкоры подошли на расстояние выстрела и открыли огонь мраморными ядрами. Однако тактика отважного и умелого Казарского была настолько необычна и неожиданна, что турки никак не могли пристреляться. Когда турки наконец заняли желаемую позицию и «Меркурий» оказался под перекрестным огнем, Александр Иванович прошел под форштевнем «Селимие» и вырвался из клещей. Турки в орудийном дыму продолжали палить друг в друга.

Вскоре канонир «Меркурия» Лысенко сбил грот-мачту «Селимие», вынудив его лечь в дрейф. Матрос Щербаков грудью заслонил командира от смертельной пули. Подойдя на пистолетный выстрел к «Реал-бею», канониры брига перебили ему фор-марса-рей (вторая от палубы поперечная перекладина носовой мачты). Так как все паруса фок-мачты рухнули на палубу, продолжать преследование «Реал-бей» уже не мог.

Это произошло спустя четыре часа после начала боя. Ни разу в ходе боя турецкие линкоры не отважились подходить вплотную к русскому бригу, и на то были свои причины. Когда 18 мая 1788 года корабль капитана 2-го ранга Иоганна Рейнгольд Сакена настигли одиннадцать быстроходных турецких кораблей у устья Буга, он принял решение взорвать свой корабль, но не сдаваться врагу. Вместе с русским кораблем взлетели на воздух и четыре турецких.

Перед этим такой же подвиг совершил командир бота Донской флотилии капитан Дефремери. С тех пор турки стали избегать абордажных схваток с русскими кораблями. Повреждения лишили турок возможности продолжать преследование, и бой прекратился. Уходившие корабли «Штандарт» и «Орфей» стихшую канонаду восприняли как гибель «Меркурия» и приспустили в знак траура по нему свои флаги.

Поединок наблюдала и команда русского фрегата «Рафаил», за три дня до этого без боя спустившая флаг и находившаяся в плену на турецком флагмане. Турецкий офицер с флагманского корабля писал: «Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя должно быть начертано золотыми литерами на храме славы. Он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг – «Меркурий».

Из 114 человек экипажа «Меркурия» погибло 4 и ранено 6 матросов. А.И. Казарский получил контузию в левой части головы. Корпус брига получил 22 пробоины, 16 повреждений в рангоуте, 133 – в парусах и 148 – в такелаже. Заделав повреждения и откачав воду, корабль пошел на соединение с главными силами флота.

Командир Черноморского флота вице-адмирал А.С. Грейг, восхищенный мужеством А.И. Казарского, в донесении писал: «...храбрость и твердость духа командира судна и всех чинов оного, обрекших себя на смерть для спасения чести флага, им носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды, какую я могу назначить сим людям».

Экипаж «Меркурия» был щедро награжден. А.И. Казарский и И.И. Прокофьев удостоились по Георгию IV степени, остальные офицеры – ордена Владимира IV степени с бантом, все матросы – Знака отличия Военного ордена. Офицеров произвели в следующие чины, а Казарский получил еще и звание флигель-адъютанта императора. Всем офицерам и матросам была назначена пожизненная пенсия в размере двойного жалованья. В дворянские гербы офицеров Департамент герольдии Сената внес изображение тульского пистолета, что лежал на шпиле брига и должен был сыграть решающую роль в уничтожении корабля. «Меркурий» получил Георгиевский флаг и вымпел.

Иван Айвазовский «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями 14 мая 1829 г.»

Морские вести России №16 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ