Государственная политика в области развития ж/д подходов к морским портам - Морские вести России

Государственная политика в области развития ж/д подходов к морским портам

30.03.2015  
Государственная политика в области развития ж/д подходов к морским портам

Не секрет, что пропускная способность железнодорожных подходов к большинству российских портов в настоящее время оценивается экспертами как недостаточная, что в свою очередь затрудняет развитие самих портов. О том, как решается эта проблема на государственном уровне, что сделано в 2014 году и что предстоит сделать в ближайшем будущем, журналу «Морские порты» рассказал и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) Владимир Чепец.

«МП»: Владимир Юрьевич, какие мероприятия в части развития железнодорожных подходов к морским портам, дополнительных главных путей и разъездов в настоящее время реализуются в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (на 2010-2020 гг.)»?

– В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» (2010-2020 гг.)» реализуются такие мероприятия, как комплексная реконструкция участка М.Горький – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла, строительство дополнительных главных путей и разъездов, развитие станций на подходах к портам юга России, а также комплексная реконструкция линий Таманского полуострова.

На северо-западе России реализуется инвестиционный проект «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива».

На Дальнем Востоке в рамках той же ФЦП реализуются мероприятия: по подпрограмме «Морской транспорт» – «Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры в морском порту Ванино», по подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг» – «Развитие транспортного узла «Восточный – Находка».

Первое мероприятие предусматривает создание комплекса по перевалке металлогрузов на северном берегу бухты в зоне причала №8 морского порта Ванино, реконструкцию причалов №5 и №6 комплекса генеральных грузов, реконструкцию пирса №1 для отстоя судов, обслуживания пассажирских перевозок и грузовых операций, строительство на северном берегу бухты Мучке транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля, руды и лесных грузов с системой управления движением судов, а также строительство пирса №4.

Второе мероприятие предусматривает комплексную модернизацию и строительство новых портовых терминалов, железных и автомобильных дорог и подходов, мостовых переходов и тоннелей, информационно-коммуникационной инфраструктуры транспортного узла на базе порта Восточный.

«МП»: Расскажите более подробно о реконструкции участка М.Горький – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла. Из каких источников производится финансирование, каковы сроки реализации проекта и степень готовности объекта?

– Данный проект реализуется ОАО «РЖД» с 2007 года в соответствии со «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года и с учетом Концепции развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна. Его осуществление позволит обеспечить межрегиональные транспортно-экономические связи промышленных центров Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна.

Проект реализуется в целях реконструкции железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и ст. Грушевая) в планируемых объемах (до 130 пар поездов в сутки) и оптимизации работы Краснодарского узла с переключением грузового движения в обход на участок Тимашевская – Крымская. В рамках проекта предусмотрено строительство второго главного пути на всем протяжении участка (642 км), реконструкция существующего пути, удлинение приемо-отправочных путей на станциях, реконструкция контактной сети, новая линия – обход Краснодарского узла (70 км), строительство и реконструкция тяговых подстанций и другие объекты железнодорожной инфраструктуры.

На 2014 год подпрограммой «Железнодорожный транспорт» на реализацию данного проекта предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 2,92 млрд рублей. Указанные средства в этом году внесены в уставный капитал ОАО «РЖД». Кроме того, в инвестиционном бюджете ОАО «РЖД» на реализацию проекта предусмотрены и собственные средства в объеме 622 млн рублей.

На этот год были запланированы следующие мероприятия:

-         ввод в эксплуатацию второго главного пути на перегоне Гнилоаксайская – Жутово (21 км);

-         замена звеньевого пути на бесстыковой с вводом его в эксплуатацию на четырех перегонах (Зимовники – Хутуны, Сальск – Забытый, Поливянский – Развильная, Ангелинская – Полтавская);

-         выполнение задельных работ на перегонах Ремонтная – Гашун (19,3 км), Порошинская – 4-й км (19,3 км), Полтавская – Протока (14 км), Гашун – Зимовники, Маныч – Шаблиевская, Абганерово – Гнилоаксайская (21 км, исключен);

-         – проведение ПИР по комплексной реконструкции ст. им. М.Горького, реконструкции ст. Тихорецкая, строительству вторых путей на перегонах Ровное – Порошинская, Бурсак – Выселки, Выселки (включен) – Козырьки (исключен), Протока – разъезд 18-й км, проведение ПИР по обходу Краснодарского узла.

За отчетный период 2014 года введен в эксплуатацию второй главный путь на перегоне Гнилоаксайская – Жутово (20,56 км главных и 1,55 км станционных путей) и автодорожный путепровод на ст. Пролетарская перегона Ельмут – Пролетарская. Кроме того, выполнено земляных работ под укладку вторых путей в объеме 370 тыс. кубометров (63% от годового плана), уложено 20,7 км ВСП (50%), 16 комплектов стрелочных переводов (100%), забалластировано путей (30%), построено 6 из 7 плановых ИССО (железобетонные трубы), реконструировано 3 переезда, выполнены работы по СЦБ и связи (50%). Ввод вторых путей на 1 октября 2014 года составил 302,4 км из 642 км (47,1%).

Завершить проект предполагается в 2019 году. На сегодня строительная готовность объекта может быть охарактеризована как близкая к 50%.

«МП»: Какие работы были проведены по строительству дополнительных главных путей и разъездов на подходах к портам юга России и развитию припортовых станций в 2014 году?

– Прежде всего отмечу, что финансирование этих работ осуществляется за счет средств ОАО «РЖД». По ФЦП на 2014 год предусмотрено 128,9 млн рублей, всего профинансировано 389,76 млн рублей, за отчетный период 2014 года освоено 135,47 млн рублей.

В 2014 году продолжались работы по реконструкции станции Тоннельная Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД). Строительство объекта ведется за счет инвестиций ОАО «Новоросцемент». План года предусматривает корректировку проектной документации, выдачу рабочей документации на путевую часть, пост ЭЦ и выполнение работ пускового комплекса второго этапа. Сейчас работы пускового комплекса второго этапа строительства находятся в стадии завершения: произведена укладка диспетчерского съезда №61-63 в нечетной горловине станции с включением вновь уложенных стрелочных переводов в действующие устройства ЭЦ, выполнено переустройство контактной сети, уложен путь №18, произведена врезка нескольких стрелочных переводов. Для реализации второго этапа реконструкции станции в текущем году планируется: завершение разработки рабочей документации второго этапа, выполнение работ по строительству здания поста ЭЦ, переустройству коммуникаций, отсыпке земляного полотна (частично) и укладке верхнего строения пути (частично).

Также в текущем году продолжились работы по техническому перевооружению участка Кизляр – Хасав-Юрт – Махачкала (диспетчерская централизация) СКЖД. Проект предусматривает выполнение работ по станциям Махачкала, Шамхал, Темиргое.

К концу года предполагается завершить работы по реконструкции станции Вышестеблиевская СКЖД. В настоящее время завершены работы по удлинению четырех существующих приемо-отправочных путей, переключение устройств ЭЦ произведено 30 июля 2014 года. Выполнена замена верхнего строения 4-го приемо-отправочного пути, а также спрямление пути №1, выправка стрелочных переводов №6/8, 12/14, 5, 7, 9, 13, 20. Замена верхнего строения 3-го приемо-отправочного пути произведена на 80%. За 2014 год освоение за счет всех источников составит 105%.

«МП»: Расскажите о проводимых работах по комплексной реконструкции линий Таманского полуострова.

– Финансирование этих работ также осуществляется за счет средств ОАО «РЖД». В 2014 году  на реализацию проекта в рамках проекта ФЦП предусмотрено 3,838 млрд рублей. За 9 месяцев текущего года выполнены работы в объеме 2,435 млрд рублей, всего профинансировано 2,452 млрд рублей.

В 2014 году завершаются работы по объекту «Расширение перегона Варениковская – Юровский со строительством второго главного пути». В текущем году предусмотрен ввод второго пути на участке Блок-Пост 387 км ПК2 – станция Варениковская (эксплуатационная длина 3,745 км).

В настоящее время на участке пути от БП 387 км до ПК376 произведена укладка двух путей протяженностью 1,6 км, ведутся работы по балластировке. Со стороны ст. Варениковская выполнена насыпь и выемка земляного полотна, отсыпан дренажный грунт, выполняются работы по устройству подпорной стенки, участок сдан под укладку верхнего строения пути.

На участке от переезда ПК355 в сторону ПК368 уложено два пути протяженностью 1,2 км и 1,1 км, выполнена балластировка, произведена выемка земляного полотна, отсыпан дренажный грунт, движение по временной дороге открыто. Завершены работы по строительству двух мостов,  ведутся работы по строительству путепровода.

Продолжаются работы по строительству второго пути на перегоне Юровский (включительно) – Красная Стрела (включительно): реконструкция нечетной горловины ст. Юровский, реконструкция поста ЭЦ и строительство пункта питания. Производится отсыпка земляного полотна от ст. Юровский до станицы Джигинка и от ст. Красная Стрела до пойменной части р. Старая Кубань (район археологических захоронений), развернуты работы по ст. Красная Стрела.

Продолжаются работы по строительству второго пути на перегоне Красная Стрела (исключено) – Старотитаровка (включена). Завершаются работы по отсыпке земляного полотна, ведутся работы по искусственным сооружениям.

До конца текущего года планируется завершение разработки проектной документации по объекту «Второй путь на перегоне Старотитаровка (исключена) – Вышестеблиевская (исключена)». За 9 месяцев 2014 года освоение за счет всех источников составляет 63,4%.

«МП»: Каковы на сегодняшний день основные характеристики железнодорожной инфраструктуры Крыма? Какие ограничения по пропускной способности железнодорожных сообщений существуют и как они будут преодолеваться?

– Железнодорожная инфраструктура Крыма включает в себя два направления: первое, Мелитополь – Джанкой – Севастополь протяженностью 320 км; второе, Херсон – Джанкой – Керчь протяженностью 380 км.

Общая протяженность железных дорог Крыма составляет 645,3 км, в том числе протяженность участков в два пути составляет свыше 160 км (около 25%). В состав рассматриваемого полигона входят железнодорожные подходы к портам Азово-Черноморского бассейна в границах Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог и железнодорожные линии Крымского полуострова.

Рассматриваемый полигон представлен двухпутными участками в основном на подходах к портам юга и однопутными участками на Таманском полуострове, подходах к нему и части путей в Крыму.

По графику движения поездов 2013-2014 годов в сообщении между городами РФ и курортами Крыма курсирует суммарно 33 пары пассажирских поездов (из них 7 пар поездов круглогодичные), в том числе 28 пар – через пограничный железнодорожный переход Долбино (ЮВЖД) – Казачья Лопань (ЮЖД), 3 пары – через переход Валуйки (ЮВЖД) – Тополи (ЮЖД) и 2 пары – через переход Успенское (СКЖД) – Квашино (Донецкая ЖД).

Расчетный пассажиропоток с Крымом составляет около 12 тыс. пассажиров в сутки в каждом направлении. При освоении дополнительного поездопотока в полном объеме с учетом переключения пассажирских и грузовых поездов в летний период появятся дефициты пропускной способности от 5 пар поездов по Волжской рокаде до 14 пар на однопутных участках Таманского полуострова.

В настоящее время существует ограничение традиционных железнодорожных сообщений и низкая пропускная способность направления Крым – Керчь – Джанкой, в связи с этим идет смена корреспонденции грузов и изменение направления пассажиропотоков, которые переориентируются с направлений Мелитополь – Севастополь, Херсон – Керчь на направление  Кавказ – Керчь – Джанкой с дальнейшим распределением по полуострову.

Для обеспечения провоза пассажиров и грузов в планируемых объемах существует необходимость реализации следующих первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры:

-         строительство вторых путей на участке Крым – Джанкой (210 км);

-         электрификация участка Кавказ – Крым – Керчь (24 км) и развитие станции Керчь;

-         электрификация участка Керчь – Джанкой (191 км), начиная с 2018 года;

-         строительство железнодорожных подходов к мостовому переходу (порядка 15 км) к моменту сдачи многофункционального транспортного перехода через Керченский пролив в 2019 году;

-         реконструкция и строительство дополнительных путей по ст. Соленое Озеро (не менее 4-х путей), электрификация, централизация, инфраструктура (погранпереход);

-         реконструкция и строительство дополнительных путей по ст. Армянск (не менее 4-х путей) централизация, инфраструктура (погранпереход);

-         строительство базы ПМС на ст. Джанкой (с путевым развитием не менее 10 путей), частичная электрификация, инфраструктура;

-         обновление моторвагонного подвижного состава (20 электропоездов), пассажирского подвижного состава (84 вагона ЛВЧД-11 и 114 вагонов ЛВЧД-14), тягового подвижного состава (2ТС11 – 10 единиц, электровозов ВЛ-11 – 12 единиц);

-         приобретение подвижного состава в пригородном сообщении на неэлектрифицированном участке.

В соответствии с паспортом ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 г. №79 по направлению «Развитие транспортного комплекса (на 2015-2020 гг.)», предусмотрена реализация следующих мероприятий, направленных на обеспечение связи Крымского полуострова с материковой частью Российской Федерации:

1. Строительство транспортного перехода через Керченский пролив. На данные цели запланировано финансирование из федерального бюджета в объеме 246,9 млрд рублей, в том числе: в 2015 году – 60 млрд, в 2016-м – 60 млрд, в 2017-м – 60 млрд, в 2018-м – 66,9 млрд рублей. Реализация данного мероприятия относится к сфере ответственности Росавтодора.

2. Строительство железнодорожных подходов к транспортному переходу через Керченский пролив. На данные цели запланировано финансирование из федерального бюджета в объеме 6,5 млрд рублей, в том числе: в 2015 году – 0,3 млрд, в 2016-м – 2,1 млрд, в 2017-м – 2,1 млрд, в 2018-м – 2 млрд рублей. Реализация этого мероприятия относится к сфере ответственности Министерства РФ по делам Крыма.

«МП»: Владимир Юрьевич, расскажите об основных проектах, реализуемых в части развития железнодорожных подходов к портам Северо-Западного бассейна.

– В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» реализуется важнейший инвестиционный проект «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива».

Финансирование осуществляется за счет средств ОАО «РЖД». В 2014 году на реализацию проекта в рамках ФЦП предусмотрено 14,16 млрд рублей. За 9 месяцев 2014 года выполнено работ в объеме 12,334 млрд рублей. Мероприятия по проекту включают в себя:

-         усиление электрификации участка Мга – Гатчина в связи с увеличением весовой нормы поездов – 44 км;

-         удлинение приемо-отправочных путей на 19 станциях до 1050 м;

-         ввод сплошных вторых главных путей протяженностью 159,1 км;

-         строительство железнодорожного пути в обход станции Котлы для предотвращения углового заезда поездов протяженностью 4,7 км;

-         электрификация участков Гатчина – Ивангород, Веймарн – Котлы, Котлы – Усть-Луга, Котлы – Калище протяженностью 180,1 км;

-         строительство новой станции Лужская-Сортировочная для приема транзитных поездов, 5 предпортовых станций порта Усть-Луга (Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Генеральная, Лужская-Восточная), а также соединительных путей между ними.

С начала строительства по состоянию на 1 января 2014 года по данному проекту обеспечен ввод сплошных вторых путей на участке Мга – Гатчина – Веймарн – Лужская-Сортировочная протяженностью 156 км и завершена в полном объеме реконструкция станций (за исключением ст. Мга), предпортовых станций Лужская-Нефтяная, Лужская-Северная, Лужская-Южная, Лужская-Сортировочная (1-й этап – 3 пути).

За 9 месяцев 2014 года освоение за счет всех источников составляет 87,1%.

«МП»: В настоящее время государством принято решение о расширении мощности БАМа и Транссиба. Затрагивает ли программа этого расширения решение проблемы «узких мест» на подходах к дальневосточным портам? Какие именно мероприятия предусмотрены в этой части?– Действительно, в настоящее время ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусмотрена реализация мероприятия «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В результате реализации данного мероприятия получит развитие Транссиб, играющий ключевую роль в доставке продукции Дальнего Востока и Байкальского региона на российские рынки и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в развитии транзита экспортно-импортных грузов, прежде всего контейнерных, в сообщении стран АТР и Европы.

Для обеспечения пассажирского движения и пропуска грузовых поездов повышенного веса будет завершено строительство совмещенного мостового перехода через р. Амур и реконструирован тоннель под р. Амур у г. Хабаровска. Это позволит увеличить пропускную способность Транссибирской магистрали, повысить скорость и безопасность движения поездов. Для снятия ограничений движения поездов будет завершена реконструкция Лагар-Аульского, Кипарисовского, Владивостокского и Облученского тоннелей, мостов через реки Зею и Бурею и моста на участке Угловая – Находка.

Для устранения «узких мест» намечено усиление пропускной и перерабатывающей способности станций Тайшет, Иркутск и Сковордино, предусмотрена реконструкция устройств электроснабжения на Транссибирской магистрали (участки Петровский Завод – Иркутск, Черемхово – Тулун, Угольная – Владивосток, Угольная – Уссурийск, Сибирцево – Вяземская, Хабаровск – Волочаевка – Биробиджан, Известковая – Архара, Белогорск – Завитая, Белогорск – Благовещенск), будут построены обходы Иркутского и Читинского транспортных узлов, а также технологические железнодорожные линии Могзон – Новый Уоян, Новочугуевка – Рудная Пристань – бухта Ольга, Углегорск – Смирных.

Кроме того, железнодорожная сеть дополнится грузообразующими линиями Шимановская – Гарь – Февральск, Нарын – Лугокан, Приаргунск – Березовский горно-обогатительный комбинат. Для освоения перспективных внешнеторговых перевозок получат развитие пограничные станции Гродеково и Хасан, будут обустроены пункты пропуска Нижнеленинское – Тунцзян и Благовещенск – Хэйхэ.

Дальнейшее развитие получит и БАМ, что позволит поддержать перспективные грузопотоки с вновь осваиваемых крупных месторождений минерального сырья и предприятий по их переработке, а также угля в Центральную Россию и на экспорт в страны АТР.

В соответствии с наращиванием объема грузопотоков пропускная способность БАМа в направлении морских портов Ванино и Советская Гавань будет доведена до 80-100 млн тонн к 2025 году. Частными инвесторами будут построены новые морские перегрузочные комплексы в этих портах.

Важнейшим инвестиционным проектом является модернизация линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань (500 км) с реконструкцией участка Оунэ – Высокогорная. Для увеличения пропускной и перерабатывающей способности будет проведена модернизация технических устройств станций Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-Сортировочный, Комсомольск-Грузо-вой, Новый Ургал и Тында. На участках тепловой тяги будет осуществлен переход на электрическую тягу.

В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предполагается в 2015 году завершить строительство железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. Также в рамках данной ФЦП планируется к реализации объект  «Строительство второго пускового комплекса от станции Правая Лена до станции Якутский речной порт (левый берег) в Республике Саха (Якутия)» в период с 2017 по 2019 год.

Данные мероприятия реализуются в том числе для возможности создания в Дальневосточном федеральном округе нового транспортного коридора на основе интермодального транспортного узла в г. Якутске (Республика Саха (Якутия), интегрированного с Северным морским путем внутренними водными путями.

«МП»: Какие мероприятия по развитию подходных путей к портам Дальневосточного бассейна предусмотрены на более долгосрочную перспективу?

– К основным мероприятиям по развитию подходных путей к портам Дальневосточного бассейна на период до 2020 года относятся: развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа до портов Ванино и Советская Гавань; развитие железнодорожной инфраструктуры Транссиба до портов Находка и Восточный, включая участки Междуреченск – Тайшет, Мариинск – Тайшет; реконструкция участка Карымская – Забайкальск.

 

Морские порты №10 (2014)


Вернуться к разделу