Порт Тикси: между завозом и транзитом грузов - Морские вести России

Порт Тикси: между завозом и транзитом грузов

28.11.2022

Порт Тикси: между завозом и транзитом грузов

Морской порт Тикси на протяжении почти 90 лет остается важнейшим портом по обеспечению жизнедеятельности поселений на берегах Моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, в устьях Лены, Яны, Индигирки, Колымы и других рек. В последнее время порт обретает новое значение в связи с возможностью стать частью ряда государственных стратегий и коммерческих проектов. О положении дел в порту и перспективах его развития рассказывает и.о. капитана морского порта Тикси ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Василий Тужик.

«МП»: Василий Васильевич, каково на сегодня состояние инфраструктуры порта и его возможности?

– Структурно порт включает четыре терминала: Зеленый мыс (в устье реки Колымы), рейдовые терминалы Устье Яны, Мыс Быкова (в южной части устья реки Лены) и Оленёкская протока (в западной части реки Лены). На терминалы возможен заход судов с осадкой до 6 метров, а в район №4 допускаются суда и стоянка на якоре с осадкой до 8,5 метра.

В порту нет буксирного обеспечения и лоцманской проводки, порт не оказывает услуги по снабжению судов продовольствием, пресной водой и топливом, отсутствуют мощности для ремонта судов.

Сегодня из десяти значащихся в реестре причалов работают только два длиной по 157 метров и с глубинами по 5,8 метра. Причалы оборудованы кранами. Мощности порта позволяют одновременно принимать два судна, однако нередко производство простаивает из-за недостаточно интенсивного судоходства.

Одно из направлений роста грузооборота, который в последние годы составляет около 600 тыс. тонн, – вывоз металлолома. Но в принципе портовые мощности позволяют увеличить объем перевалки грузов.

«МП»: Расскажите о результатах работы порта в текущем году. Изменилась ли номенклатура грузов в связи новой экономической реальностью?

– Как бы ни менялись времена, роль порта Тикси остается неизменной. Он обеспечивает доставку жизнеобеспечивающих грузов в населенные пункты региона. В течение последних лет грузооборот порта и количество судозаходов остаются примерно на одном и том же уровне.

Например, в 2020 году объем перевалки грузов в порту составил более 607 тыс. тонн, в 2021-м – более 608 тыс. тонн, а в 2022-м – 611 тыс. тонн. Количество судозаходов в этом году осталось на прошлогоднем уровне – 488.

Основной объем грузов перерабатывают терминалы Устье Яны и Мыс Быкова, на долю самого порта Тикси приходится примерно десятая часть оборота. Порядка половины объема перевалки составляют привозные грузы, а другую половину разделяют примерно поровну отгружаемые грузы: уголь с терминала Устье Яны и нефтепродукты, в основном по транзиту.

Около половины завозимых грузов составляют нефтепродукты – более 165 тыс. тонн, объемы привозимого угля – более 101 тыс. тонн, генеральных грузов – порядка 47 тыс. тонн. Основные места обработки генеральных грузов – порт Тикси, терминалы Устье Яны и Зеленый мыс.

В связи со строительством некоторых объектов сегодня наблюдается небольшое увеличение грузопотока в сегменте стройматериалов. В части перевозок основное направление – это каботаж, выполняемый морскими судами из портов Мурманск и Архангельск. Также работает флот небольшого тоннажа класса «река-море» в рамках северного завоза из Якутска, Нижнеянска, Зеленого мыса, как между этими портами, так и по поселкам северных рек и побережья моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря.

«МП»: В чем особенности навигации этого года, какие сюрпризы преподнесла Арктика?

– Традиционно период навигации у нас один из самых коротких среди российских морских портов – около трех месяцев, начиная примерно с середины июля по середину октября. Прогнозировалось, что разрушение припая произойдет 5 июля, однако реально это случилось на пять дней позже.

Одной из особенностей навигации 2022 года стал низкий уровень воды на барах рек Яны, Индигирки и более поздний срок освобождения ото льда подходов к устью реки Колымы. В целом навигация проходит в нормальном безаварийном режиме.

«МП»: Насколько уже выполнен северный завоз? Какие изменения произошли в логистической схеме завоза?

– По моим данным, северный завоз выполняется успешно. Уже на 1 октября было завезено 90% грузов от запланированного объема. Процесс завоза проходил без изменений, в те же сроки и по тем же маршрутам, что и в предыдущие годы. Основные участники – АО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Северное морское пароходство» и ООО «Эко Шиппинг».

«МП»: Каковы показатели работы инспекции госпортконтроля в текущем году? О чем говорит статистика проверок судов инспекторами, выявленных нарушений и вынесенных замечаний?

– В этом году ИГПК проведены инспекции 12 судов, выявлено 49 несоответствий. По статистике, нарушения стали более легкого характера, чем в предыдущие годы. Задержаний судов не было.

В целом количество инспекций судов уменьшилось вследствие взаимозачета проверок, проведенных администрациями внутренних водных путей и нашего филиала. Первые производят осмотры судов перед их выходом в навигацию, а инспекция «АМП Приморского края и Восточной Арктики» проверяет те суда, которые выходят на морские участки, и те, у которых истек срок межпроверочного периода.

«МП»: Как развивается инфраструктура порта, какие инвестиционные проекты реализуются? Продвигается ли проект постройки глубоководного порта в районе села Найба? Каковы перспективы Тикси в связи с развитием Севморпути?

– В части развития инфраструктуры на данный момент значительных событий в порту не происходит, за исключением того, что на территорию муниципального образования Булунский улус пришла компания по очистке Арктики – «Арктиквтормет», которая осуществляет сбор металлолома.

Строительство глубоководного порта в районе села Найба приостановлено в связи с нестабильной международной обстановкой. Возможно, в планы будет внесено изменение – вместо капитальных будут построены плавучие причалы.

Если рассуждать о перспективах интеграции порта Тикси в систему Северного морского пути с предполагаемыми заходами крупнотоннажных судов, то, вероятно, встанет вопрос о проведении дноуглубительных работ как у причалов, так и на подходном фарватере, где глубина ограничена 6 метрами.

Кроме того, для эффективной работы нужно будет восстановить инфраструктуру, приобрести портовый флот, буксиры, создать возможность бункеровки судов водой и топливом, предоставить услуги морским судам по сдаче льяльных вод и мусора в портовые емкости, что, безусловно, благоприятно скажется как на эксплуатации судов, так и на экологии района и расположенного неподалеку Ленского заповедника.

Было бы неплохо в перспективе возобновить и лоцманскую проводку судов, гарантирующую безопасный проход в морской порт, а также на терминал Зеленый мыс.

Морские порты №7 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ