Порты Приморья и Восточной Арктики готовы к изменениям на рынке перевозок - Морские вести России

Порты Приморья и Восточной Арктики готовы к изменениям на рынке перевозок

25.07.2022

Порты Приморья и Восточной Арктики готовы к изменениям на рынке перевозок

Последствия пандемии коронавируса и транспортный коллапс в конце 2021 года, новые экономические условия, сложившиеся после начала санкционной войны против России, и переориентация грузопотоков на Дальний Восток задали новые векторы в осуществлении, развитии и контроле перевозок морским транспортом. О том, как портовые власти решают эти проблемные вопросы, как обеспечивается безопасность мореплавания и транспортная безопасность, в интервью «МП» рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Дрегваль.

«МП»: Андрей Валентинович, в 2021 году на Дальнем Востоке сложилась такая обстановка, что грузы скопились в морских портах Приморья. В чем, на Ваш взгляд, причины случившегося и какие меры были приняты?

– После комплексного изучения ситуации одной из причин образования скопления грузов, в частности на каботажных линиях Дальневосточного региона, можно назвать высокую стоимость привлечения судовладельцами дополнительного флота в результате затянувшейся пандемии коронавируса.

По поручению Правительства РФ Минтрансом совместно с Минвосток-развития 28 октября 2021 года была создана рабочая группа, которая в оперативном порядке организовала единый центр мониторинга ситуации и координации информации от субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО), морских терминалов и судовладельцев, ежесуточный контроль движения грузов в электронной форме, учет приоритетных и социально значимых грузов. Действенной мерой по предотвращению скопления грузов, в том числе и в будущем, явилось создание специалистами АМП Приморского края и Восточной Арктики системы мониторинга движения грузов в морских портах ДФО на отечественной платформе 1С.

Запуск этой системы на базе АМП позволил ежедневно отслеживать движение каботажных грузов и систематизировать его, а судоходным компаниям принимать оперативные решения о необходимости маневра флотом.

В настоящее время для замены системы мониторинга движения грузов в морских портах ДФО (1С) ФГУП «Росморпорт» по поручению Минтранса России создана и функционирует автоматизированная информационная система – динамическая модель движения грузов, основанная на данных, поступающих от субъектов РФ, ОАО «РЖД», стивидорных и судоходных компаний о наличии и подходе контейнеров и других грузов для отправки в каботаже, о временных нормах доставки грузов и т.д.

Рабочей группой АМП, ответственной за функционирование системы мониторинга движения грузов в морских портах ДФО (1С), совместно с Центром технической поддержки дальневосточных филиалов ФГУП «Росморпорт» были проведены работы по переносу базы данных, наработанных алгоритмов расчетов, сбора информации и прочего на новую платформу. На первом этапе новая система будет внедрена на каботажных линиях ДФО, в дальнейшем полученная динамическая модель планируется к масштабированию на все администрации морских портов РФ.

«МП»: Как в текущем году обстоят дела с северным завозом и в целом с экспортно-импортными перевозками через порты Приморья?

– Морские порты и терминалы, находящиеся в зоне ответственности АМП, работают организованно – под каботажные грузы выделены отдельные причалы, складские площадки, грузовые средства. При подходе судов немедленно начинаются грузовые операции. Такая работа организована и в морских портах других регионов ДФО – Магадане, Петропавловске-Камчатском, Корсакове и т.д.

После наступления благоприятных гидрометеорологических условий, удовлетворяющих требованиям безопасности мореплавания и стоянки судов в морских портах и терминалах Чукотского автономного округа (Анадырь, Беринговский, Эгвекинот, Провидения), была открыта навигация 2022 года и начался период северного завоза. Первые в эту навигацию суда уже доставили часть грузов нового сезона в морские порты Чукотки. Всего ожидается 21 рейс из Владивостока.

Отмечу, что в 2022 году распоряжением Правительства РФ от 17.02.2022 г. №269-р в границы морского порта Анадырь включены территории морских терминалов Беринговский, Провидения и Эгвекинот.

Уверен, что проводимая Минтрансом России, Росморречфлотом, администрациями морских портов комплексная работа и организованное взаимодействие между участниками рабочей группы по обеспечению доставки грузов в порты ДФО и в дальнейшем помогут приносить результат и достигать поставленных задач.

«МП»: В последнее время вопросы обес-печения транспортной безопасности для АМП выходят на передний план. И хотя порты Администрации находятся далеко от места проведения военной спецоперации, какая работа в этом направлении проводится у Вас?

– АМП Приморского края и Восточной Арктики решает широкий круг задач в интенсивном взаимодействии с Минтрансом России и Росморречфлотом. И одной из наиболее актуальных сегодня является задача обес-печения транспортной безопасности. Работа в этом направлении основана на Федеральном законе №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и постановлении Правительства РФ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта».

Планы обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов – это непосредственно те документы, меры и мероприятия которых реализуют капитаны морских портов во взаимодействии с филиалами ФГУП «Росморпорт».

В АМП Приморского края и Восточной Арктики работа ведется по нес-кольким направлениям. Во-первых, была организована подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

Во-вторых, формируются подразделения транспортной безопасности, в чьи задачи входит предотвращение актов незаконного вмешательства в работу портов и нарушений внутриобъектового и пропускного режимов. Организовано информирование граждан, находящихся на территории порта, о границах зоны транспортной безопасности и необходимости соблюдения установленных законодательством требований.

В-третьих, проводятся работы по оснащению акваторий морских портов сертифицированными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) и сертификация средств, установленных ранее. Для координации действий создаются пункты управления обеспечением транспортной безопасности, которые оснащаются необходимыми средствами управления и связи.

«МП»: В прошлом году проводилась всероссийская тренировка по гражданской обороне. Какое участие в ней приняла Администрация и с какими результатами?

– Объектовая тренировка, прошедшая в рамках всероссийской штабной тренировки по гражданской обороне, состоялась осенью 2021 года. Основной площадкой был определен филиал АМП в морском порту Находка. Согласно плану, была смоделирована наиболее экстремальная обстановка, которая может сложиться как при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, так и при военных конфликтах. В ходе тренировки проверялась готовности порта к гражданской обороне, защите населения и объектов инфраструктуры.

Во время мероприятия силы и средства гражданской обороны АМП работали в режиме повышенной готовности. Было привлечено более 200 человек, несколько единиц техники. Тренировка проводилась в два этапа. Первоначально отрабатывались вопросы оповещения и сбора руководящего состава, работников органов, осуществляющих управление РСЧС и ГО, развертывания системы управления на всех уровнях.

Вторая часть – практическая. Были проведены аварийно-спасательные и другие необходимые работы в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе мероприятия по защите работников, материальных и культурных ценностей от возможных опасностей.

Помимо этого, сотрудники филиала АМП в морском порту Восточный вместе с коллегами из МЧС провели открытый урок для школьников поселка Врангель, на котором рассказали об основах ведения гражданской обороны и познакомили детей с основными средствами индивидуальной защиты.

В целом тренировка показала высокую значимость и актуальность работы по защите населения, территорий, материальных и культурных ценностей от угроз и вызовов современности. Анализ результатов тренировки был проведен на расширенном совещании с капитанами морских портов Приморского края и Восточной Арктики, позволив оценить правильность выбранных шагов.

«МП»: Пандемия коронавируса COVID-19 тоже стала своеобразной и драматичной проверкой нашего общества на способность бороться за жизни людей, работу предприятий и функционирование экономики. И наше государство, многие предприятия достойно прошли это испытание. Какова сегодня эпидемиологическая обстановка в АМП?

– С самого начала пандемии, с 2020 года, мы ведем масштабную работу по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Все работники обеспечены средствами защиты органов дыхания от бактерий и вирусов, передающихся воздушно-капельным путем, и средствами дез-инфекции кожного покрова. Были закуплены и установлены бесконтактные термометры, технические средства для очистки и ионизации воздуха в занимаемых работниками помещениях.

Организованы мониторинг информации об угрозах и выявлении случаев заболеваний и   консультации для работников учреждения с врачом-эпидемиологом ФГБУЗ «Дальневос-точный окружной медицинский центр». В результате вакцинации уровень коллективного иммунитета работников АМП сегодня составляет 98%, оставшиеся не привиты по медицинским показаниям.

Отмечу также, что для санитарной безопасности был изменен порядок приема граждан в дипломных отделах, отделах выдачи УЛМ и МК, регистрации судов, организована работа по обязательной электронной записи через официальный сайт Администрации при обращении граждан в эти отделы.

Капитанами морских портов по-прежнему осуществляется контроль за исполнением на судах временных рекомендаций, направленных на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях рисков заражения COVID-19.

«МП»: Андрей Валентинович, какая работа ведется в АМП по обеспечению материально-технической базы филиалов?

– Организационное обеспечение выполнения функций капитанами морских портов – одна из первостепенных задач АМП Приморского края и Восточной Арктики. Администрация планирует закупки и расходы, учитывая заявки от структурных подразделений, формирует и исполняет план финансово-хозяйственной деятельности – все затраты должны строго контролироваться и по возможности сокращаться, разумеется, не влияя на производственную деятельность.

Обеспечение производственной инфраструктурой и кадрами для выполнения функций капитанами морских портов является важной составной частью транспортного комплекса, а его развитие – одной из наших приоритетных задач.

Коллектив АМП в тесном взаимодействии с Минтрансом России и Росморречфлотом всегда и в полном объеме готов выполнять возложенные на него функции и задачи с высокой эффективностью.

Морские порты №5 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ