Актуальные вопросы развития морского порта Холмск - Морские вести России

Актуальные вопросы развития морского порта Холмск

06.06.2022

Актуальные вопросы развития морского порта Холмск

Морской порт Холмск имеет стратегическое значение для России на Дальнем Востоке, поскольку является основным связующим звеном островной Сахалинской области с материком. В то же время это центр обслуживания и снабжения нефтегазовых проектов «Сахалин», которые стали пионерами освоения шельфовых месторождений острова. Перспективы развития порта связаны с его конкурентными преимуществами, которые включают как высокий уровень предоставляемых услуг, так и обеспечения безопасности мореплавания. О роли порта, особенностях и перспективах его развития рассказал капитан морского порта Холмск ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» Валерий Лидерс.

«МП»: Валерий Иванович, напомните экономическое значение Холмского порта для Сахалинской области и в чем заключаются приоритеты его развития?

– Необходимость стабильной транспортной связи Сахалина и материка по причинам политическим, экономическим и военно-стратегическим была осознана давно. И сегодня с усилением внимания государства к восточному направлению эта тематика особенно актуальна.

Морской порт Холмск – порт федерального значения, стратегически важный объект, соединяющий остров с Большой землей посредством паромной переправы. Сегодня это крупный транспортный узел, который объединяет различные виды транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный.

Значение порта для развития экономики Сахалина чрезвычайно велико. Десятки транспортных компаний со всей страны используют железную дорогу и важную составляющую – автомобильную трассу Хабаровск – Лидога – Ванино – для доставки на остров вагонами или большегрузными автомобилями продуктов питания, медикаментов, техники, строительных материалов и других необходимых грузов. Важнейшее направление работы – пассажирский транспорт. Функционирование паромной переправы Ванино – Холмск является стратегической задачей для Сахалинской области.

Ежегодный грузооборот порта в отдельные годы преодолевает планку в 1,5 млн тонн грузов в год. Объем пассажирских перевозок – более 25 тысяч человек. Однако потребности региональной экономики превышают эти показатели. Основные факторы, сдерживающие увеличение грузооборота, – недостаточно развитая транспортная инфраструктура, глубины у причалов, ограничивающие тоннаж обрабатываемых судов, и погодные условия, из-за которых переправа не работает 75 дней в году.

«МП»: Какие первоочередные задачи необходимо решить для существенного увеличения пропускной способности порта?

– Очевидно, что перспективы развития порта связаны с дальнейшим строительством и модернизацией объектов портовой инфраструктуры. Для увеличения объемов перевалки грузов и пассажирской пропускной способности государственными планами предусматривается ряд масштабных проектов: реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения Ванино – Холмск, дноуглубление акватории порта, модернизация терминалов, строительство защитных береговых сооружений и создание дополнительной инфраструктуры для обеспечения безопасности мореплавания. Для повышения защищенности акватории и улучшения возможностей обработки судов в периоды неблагоприятной гидрометеорологической обстановки планируется провести реконструкцию входных молов.

«МП»: Что уже сделано в этом направлении?

– В 2021 году начата полномасштабная поэтапная реконструкция I и II очередей паромного комплекса в портах Холмск и Ванино. Контракт на реконструкцию автомобильно-железнодорожной паромной переправы Ванино – Холмск в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры выполняет ФГБУ «Морспасслужба», работы должны быть завершены в 2022 году.

Реконструкция подразумевает замену технологического оборудования, элементов причалов. Данные меры обеспечат дополнительные возможности обработки судов типа ро-ро. Кроме того, проводятся дноуглубительные работы, по окончании которых причальная глубина составит порядка 8,5 метра.

Это важный момент развития порта, который является, по сути, главной гаванью острова. Работы по дноуглублению в подобных объемах здесь не проводились почти 20 лет. Существующие в Южной гавани глубины, а это порядка 5-6 метров, не позволяют принимать суда дедвейтом свыше 6000 тонн.

Надо отметить, что реконструкция паромных комплексов синхронизирована со строительством двух новых паромов. Крупнотоннажные паромы усиленного ледового класса будут иметь три грузовые палубы, смогут вмещать 30 железнодорожных вагонов, 44 грузовых автопоезда и 28 легковых автомобилей. Рейсы по маршруту Ванино – Холмск – Ванино будут выполняться за 24 часа.

Поскольку паромы смогут самостоятельно двигаться во льду толщиной до 1 метра, влияние сложных ледовых условий на судоходство в Татарском проливе в районе порта Ванино будет минимизировано. По оценкам экспертов, после обновления порт сможет увеличить грузооборот и пассажирооборот в несколько раз.

«МП»: Насколько сегодня задействованы производственные мощности порта? Существуют ли резервы для роста грузооборота и пассажиропотока?

– Порт развивается неравномерно. Например, Северная гавань, она же «Сахалинский западный морской порт», загружена примерно на 95%. В основном эта часть порта работает как база обеспечения морских буровых платформ, но также принимает и грузовые суда. Здесь выстроена оптимальная логистическая цепочка обслуживания и снабжения нефтегазовых проектов «Сахалин», которые стали пионерными для освоения шельфовых месторождений острова.

В то же время Южная гавань на сегодня используется не более чем на 10% своих возможностей. Обусловлено это и объективными, и субъективными обстоятельствами. Из числа субъективных – неэффективная работа менеджмента бывшего оператора причалов.

Сейчас менеджмент сменился, новое руководство предпринимает усилия по восстановлению работы гавани. Время покажет, каковы будут итоги.

«МП»: Какие дополнительные меры необходимы для улучшения работы порта, увеличения его грузооборота, привлечения новых грузопотоков?

– Одна из важнейших задач для улучшения работы порта – это формирование инфраструктуры для обработки среднетоннажных судов и обеспечения защиты их стоянки от влияния погодных условий. Увеличение диапазона обрабатываемых судов позволит грузовладельцам выбирать наиболее выгодные транспортно-логистические схемы доставки грузов, что повысит привлекательность порта.

Было бы неплохо возродить проект по реконструкции причала №8 с целью обработки на нем судов с осадкой до 7 метров и увеличения мощности до 1 млн тонн и дать дальнейший ход озвученным в свое время планам развития существующих терминалов и создания новых.

В целом наращивание портовых мощностей, причальных глубин, совершенствование механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ, развитие портовой сети железнодорожного транспорта, автодорог, пропускной способности авто- и железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту обеспечат наиболее рациональное взаимодействие всех видов транспорта.

«МП»: Валерий Иванович, какие проекты планируется реализовать в порту для улучшения системы безопасности мореплавания?

– Одним из направлений повышения конкурентоспособности порта, а главным образом безопасности мореплавания, является обновление служебно-вспомогательного флота – буксирных, лоцманских, экологических и других судов. Не менее актуально создание и поддержание на должном уровне береговых систем обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания, связи.

Насколько мне известно, в целях повышения уровня безопасности мореплавания в акватории порта и на подходах к нему в плане капитальных вложений ФГУП «Росморпорт» на среднесрочную перспективу предполагается строительство объектов системы управления движением судов (СУДС).

Морские порты №3 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты