Сергей Павлушкин: «Ни одна навигация не бывает простой и легкой» - Морские вести России

Сергей Павлушкин: «Ни одна навигация не бывает простой и легкой»

20.05.2022

Сергей Павлушкин: «Ни одна навигация не бывает простой и легкой»

Об итогах навигации минувшего года и планах на 2022-й, работах в межнавигационный период, судоремонте и обстановке в бассейне, кадровых решениях и особых надеждах в интервью руководителя ФБУ «Администрация Обского БВП» Сергея Павлушкина.

– Сергей Валентинович, как завершилась навигация прошлого года и каковы планы Администрации на 2022 год?

– К сожалению, навигацию 2021 года вспоминаем как рекордную по низким уровням воды: на семи плесах бассейна приходилось вводить ограничения по габаритам судов.

Тем не менее наши путейцы в течение сезона достойно «отстояли вахту», выполнив комплекс путевых работ, что обеспечило безопасные условия перевозок по внутренним водным путям Новосибирской и Томской областей, Республике Алтай и Алтайскому краю.

За период навигации-2021 обслуживалось судоходной обстановкой 3429,1 км водных путей, в том числе с гарантированными габаритами – 3297 км, а без них – 132,1 км. В ходе разработки перекатов извлечено более 3,7 млн кубометров грунта. Для этого пришлось задействовать 7 единиц дноуглубительной техники, что позволило в полном объеме обеспечить гарантированные габариты судовых ходов. Во многом благодаря вовремя и качественно выполненному дноуглублению судовладельцами перевезено более 5 млн 290 тыс. тонн грузов и 834 894 пассажира.

Что касается планов Администрации на 2022 год, то в приоритетном порядке готовимся со старта навигации к дальнейшему наращиванию дноуглубительных работ. Это вызвано тем, что из-за низких уровней воды минувший год оставил нам неважное «наследство». Предстоит разработать много перекатов, чтобы гарантированно обеспечить габариты пути. Общий запланированный объем дноуглубительных работ – 4,8 млн кубометров грунта. По анализу запасов снега в бассейне Оби уже можно предположить, что навигация будет в пределах средней водности. Но не будем забывать, что ни одна навигация не бывает простой и легкой.

– Нынешняя навигация откроется 20 апреля, какова готовность к старту, что удалось сделать в межнавигационный период?

– Основная задача, как и в прошлые годы, – подготовка флота. Из 116 судов рабочего ядра 2022 года на 84, ответственных за обслуживание судоходной обстановки и поддержание заданных габаритов водных путей в границах Алтайского края, Новосибирской и Томской областей, проведен плановый ремонт. Все работы выполнены в соответствии с требованиями Правил Российского речного регистра.

Помимо этого, в межнавигационный период проводим ремонт и изготовление средств навигационного оборудования (СНО). Всего до начала навигации, с учетом запаса на потери СНО в период прохождения весеннего ледохода, необходимо изготовить 718 щитов различных типов и типоразмеров и отремонтировать 105 буев. При этом для изготовления береговых средств навигационного оборудования активно используются современные материалы: металл, сайдинг, поликарбонат, что увеличивает срок эксплуатации знаков и их прочностные характеристики.

Одновременно с изготовлением и ремонтом СНО для освещения навигационной обстановки идет ремонт светосигнального оборудования.

Также к началу навигации специалисты откорректируют более 300 экземпляров карт, из них 30% – для нужд собственного флота и 70% – для сторонних организаций. Хотелось бы напомнить, что общая протяженность корректируемых участков – 3322 км. И для того чтобы в зиму приступить к этой ответственной и кропотливой работе, в минувшую навигацию 2021 года на участках водных путей работало 6 изыскательских партий. Они выполнили более трехсот русловых съемок общей протяженностью 11 316 погонных км. В том числе работы на сложных участках рек с целью мониторинга гарантированных габаритов и для обновления электронных навигационных карт (ЭНК). Этими работами охвачено 300 км водных путей бассейна.

Мы знаем, что ЭНК содержит всю картографическую информацию, необходимую для обеспечения безопасного судовождения. Но наряду с той информацией, что есть на бумажной карте, имеет дополнительные сведения: например, точные координаты местоположения судна в реальном времени, его курс относительно северного направления, скорость и т.д.

Следует пояснить, что изначально работы по созданию электронных навигационных карт проводились в рамках ФЦП «Глобальная навигационная система» и «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», а сейчас ведутся собственными силами и средствами Администрации.

О перспективах развития и использовании электронной картографии даже и говорить не приходится, настолько они глубоки и обширны, но в первую очередь для нас отмечу развитие беспилотных технологий и применение виртуальных СНО.

– Недавно состоялось заседание Совета руководителей администраций бассейнов ВВП под председательством руководителя Росморречфлота Андрея Лаврищева, в котором и вы приняли участие. Можете поделиться, о чем шла речь?

– Конечно, в рамках заседания было отмечено, что в навигацию 2022 года могут измениться грузопотоки и речникам необходимо не упустить свой шанс и активно участвовать в формировании новых логистических цепочек. Чтобы там, где это можно, вновь образованные транспортные схемы строились с учетом возможностей внутренних водных путей. Мы всегда тесно работаем с судоходными компаниями, но сейчас предстоит совместная работа в режиме максимального взаимодействия.

Что касается прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, а также круизного плавания по водным путям бассейна в 2022 году, то это уже обсуждалось с судовладельцами на Общественном совете Обского бассейна внутренних водных путей.

– В июне 2022 года Новосибирскому шлюзу, этому без преувеличения уникальному судоходному сооружению, исполняется 65 лет – возраст немалый. Как себя чувствует «ветеран»?

– Ветеран, как и положено сооружениям подобного рода, эксплуатируется бережно и находится под неусыпным контролем наших специалистов, а потому в надежном, работоспособном состоянии. В период навигации 2021 года через Новосибирский шлюз пропущено 808 судов, произведено 594 шлюзования, пассажиропоток составил 3329 человек.

В течение осенне-зимнего периода инженеры-гидротехники обследовали конструкции зданий и сооружений, проводили наблюдения за температурно-осадочными швами, уровнями воды в пьезометрах и датчиками давления, делали необходимые замеры и обработали показатели контрольно-измерительного оборудования.

Ежедневно идут наблюдения за уровнями воды в бьефах, осмотр территории сооружений. Для ремонта насоса откачивающей камеры нижней головы шлюза привлекаются специалисты из соседнего региона: работа идет на площадке омского завода «Взлет». Эти работы подтвердили, что все параметры Новосибирского судоходного шлюза – в пределах допуска. В этом году судопропуск через Новосибирский шлюз начнется с 10 мая 2022 года и продлится 135 суток.

– Кадровая проблема на всех уровнях с каждым годом не снижает остроты. Выпускников отраслевых вузов много, но на флоте их, мягко говоря, маловато. На ваш взгляд, что можно и нужно сделать, чтобы привлечь на флот молодых специалистов и повысить в вузах качество их обучения?

– Проблема привлечения на флот молодых грамотных специалистов есть. И мне отрадно отметить, что профильные учебные заведения также заинтересованы в том, чтобы предоставить флоту широкий выбор специалистов с новенькими дипломами. В этом году мы провели встречи с руководством, преподавателями и студентами третьих-пятых курсов Новосибирского речного колледжа и Новосибирского командного речного училище имени С.И. Дежнева. С третьего курса и далее у ребят начинается обязательная для них производственная практика, а Администрации требуются молодые специалисты, так что в этом диалоге заинтересованы все стороны.

Судовые повара, мотористы, лебедчики, рулевые, электромеханики – тонкостям этих профессий в филиалах Администрации готовы учить на практике и потом принимать на постоянную работу. Наша задача – показать ребятам такую навигацию, после которой они захотят вернуться к нам и на следующий год, а впоследствии – связать с речным флотом жизнь.

У нас идеальные для Сибирского региона климатические погодные условия. А особенность и сложность рек такова, что, научившись работать на них, речник становится настоящим асом своего дела. И если после училища или колледжа возникло желание получить высшее образование, то мы только за: ребята могут учиться по целевым программам, дающим дополнительную стипендию и гарантированное трудоустройство. Ни в учебных заведениях, ни в Администрации не сомневаются, что для успешного решения кадрового вопроса поможет только полноценное сотрудничество вуза и производства.

– Поделитесь секретом, на какие планы и перспективы возлагаете особые надежды в этом году?

– Будет продолжено выполнение «Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края Обского бассейна ВВП». Цель известна – способствовать увеличению пропускной способности водных путей бассейна в границах Алтайского края и повышению эффективности функционирования рынка грузовых перевозок, перераспределению потоков с автомобильного на внутренний водный транспорт.

Если говорить о перспективах на будущее, то крайне важным стало решение Росморречфлота создать Экспертный совет Обского и Обь-Иртышского бассейнов водных путей. В составе совета – руководители администраций БВП, представители исполнительной власти субъектов РФ, курирующие вопросы транспорта, судовладельцы. Ключевым моментом является возможность на уровне совета обсуждать и выполнять мероприятия, предусмотренные Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.

– Спасибо, Сергей Валентинович, за интервью.

Морские вести России №5 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты