Транспортная безопасность под контролем - Морские вести России

Транспортная безопасность под контролем

18.04.2022

Транспортная безопасность под контролем

В прошлом году в Администрации морских портов Азовского моря в одной из первых в филиалах появились подразделения по обеспечению транспортной безопасности в акватории морских портов. Для этого была проделана большая работа, начиная от оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), подготовки кадров и до создания пунктов управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и оснащения их необходимыми средствами управления и связи.

В рамках исполнения традиционных функций АМП – обеспечения безопасности мореплавания – проведен целый ряд учений и тренировок по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, других чрезвычайных ситуаций, в области гражданской обороны, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Об этом, а также об итогах работы подведомственных портов в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.

«МП»: Как отработали порты АМП Азовского моря в 2021 году, какие объемы грузов и количество судов обработаны в сравнении с предыдущим годом, какие грузы дали прирост, а какие – снижение в грузообороте?

– По итогам 2021 года в российские морские порты Азовского моря зашло 18593 судна, что на 19,3% меньше, чем за 2020 год; грузооборот с учетом транзитных грузов составил 77,56 млн тонн, что на 12,5% меньше показателя 2020 года.

Наибольший удельный вес в общем грузообороте портов АМП традиционно занимают зерновые грузы. В отчетном году объем их перевалки составил порядка 37 млн тонн, однако по отношению к 2020 году этот показатель уменьшился на 19,1%.

Стабильно высокими остаются перевалка нефтепродуктов – 21,8 млн тонн (+1%) и угля – 8,3 млн тонн (+31,1%).

По остальной номенклатуре грузов показатели грузооборота не претерпели существенных изменений, оставшись в целом на уровне прошлого года.

«МП»: Расскажите об особенностях работы АМП в прошлом году. Какие преобразования и нововведения были реализованы, с какими проблемами столкнулись?

– Несмотря на коррективы работы морского транспортного комплекса, вызванные пандемией коронавируса и принятием соответствующих ограничительных мер, в портах АМП удалось минимизировать влияние негативных факторов и сохранить условия стабильной ритмичной работы.

Вместе с тем, снижение судозаходов отразилось на доходной составляющей Плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. В целях сохранения соотношения доходов и расходов в АМП принят комплекс мер по соразмерной оптимизации расходов, что позволило обеспечить достижение финансового результата деятельности в рамках утвержденных параметров.

Однако главная задача АМП – обес-печение должного уровня безопасности мореплавания, результатом которого является отсутствие аварийных случаев по вине служб капитанов морских портов, – в отчетном году успешно решена, и установленное Росморречфлотом задание выполнено в полном объеме.

«МП»: Как в течение года работали филиалы АМП по обеспечению экологической безопасности в портах и что в планах по совершенствованию данного направления?

– Обеспечение экологической безо-пасности в портах, готовности к проведению аварийно-спасательных работ – важная функция АМП. При этом наличие собственных аварийно-спасательных формирований в Администрации не предусмотрено. Для этого заключаются договоры с ФГБУ «Морспасслужба» на оказание услуг по несению аварийно-спасательной готовности, а также готовности к ликвидации разливов нефти и неф-тепродуктов, оказанию помощи аварийным судам в акватории наших портов.

Состав дежурных судов и спецоборудования, сил и средств наращивания аварийно-спасательного формирования в случае разлива с учетом особенностей каждого порта установлен в техническом задании к каждому договору и согласован капитаном порта.

Высокая степень готовности к устранению возможных нештатных ситуаций обеспечивается регулярно проводимыми совместными учениями, по результатам которых определяются направления совершенствования организационно-технических мероприятий.

Вот и в отчетном году при проведении тренировочных учений также особое внимание уделялось соблюдению противоэпидемических требований, а сами учения в 2021 году комиссиями Росморречфлота во всех портах АМП были оценены положительно.

«МП»: Каковы показатели работы служб капитанов портов по итогам года? Какие мероприятия по повышению безопасности мореплавания в прошлом году Вы бы выделили? Какие направления требуют от руководства АМП в этом плане повышенного внимания?

– В этой работе трудно выделить какие-то особые разовые мероприятия или события, потому что обеспечение безопасности мореплавания – это непрерывный процесс, и особое значение здесь играют кадры.

В этих целях создана комплексная система подготовки и повышения квалификации сотрудников служб капитанов морских портов. Систематически инспекторский состав участвует в различных семинарах, тематических тренингах по применению международных конвенций, национальных нормативных актов по торговому мореплаванию.

На базе отраслевых высших учебных заведений, таких как Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова и Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, проводятся расширенные курсы повышения квалификации. Уровень профессионализма и компетентности периодически проверяется путем проведения аттестации сотрудников. Все эти меры позволили сплотить команду настоящих профессионалов, преданных своему делу.

Последовательная реализация планов позволила обеспечить поддержание в надлежащем состоянии и развитие материально-технической базы учреждения. Также ведется постоянная работа по внедрению современных технических средств, технологий, совершенствованию организационных процессов.

«МП»: Ваша оценка деятельности АМП в части оказания госуслуг. В каком состоянии оказалось это направление с учетом пандемии коронавируса по сравнению с 2020 и 2019 годами? Какие прогнозы по дальнейшей работе, какие перспективы?

– В 2021 году работа подразделений АМП Азовского моря, осуществляющих функции по государственной регистрации судов, дипломированию, выдаче удостоверений личности моряка, проводилась в условиях санэпид-ограничений, что, естественно, внесло коррективы в организацию работы.

Комплекс предпринятых мер позволил минимизировать негативное влияние пандемии на работу с заявителями, о чем свидетельствует отсутствие жалоб при обращении по вопросам регистрации судов, дипломирования, выдачи удостоверений личности моряка.

Итогом данной работы явилось значительное – на 19,5% – увеличение совершенных в 2021 году юридически значимых действий (7768) по отношению к 2020 году (6501). При этом превышены на 9,2% показатели доковидного 2019 года (7114).

«МП»: На АМП сейчас возложены обязанности по обеспечению транспортной безопасности в морских портах. Кто и как готовит специалистов для этой сферы, аттестует их? Насколько отлажен процесс работы новых подразделений в филиалах, сформированы штаты? Какая работа проделана подразделениями в прошлом году?

– Действительно, в 2021 году проведены организационно-штатные изменения в структуре АМП с введением в штатное расписание служб капитанов портов подразделений и должностей, выполняющих функции в области обеспечения транспортной безопасности.

Акватории морских портов являются объектами транспортной инфраструктуры, не подлежащими категорированию, в связи с чем проведена работа по внесению акваторий морских портов в Федеральный реестр ОТИ, не подлежащих категорированию, с присвоением реестровых номеров.

Организовано и обеспечено повышение квалификации, обучение, а также проведение аттестации по транспортной безопасности капитанов морских портов и работников служб транспортной безопасности. Приказами капитанов портов были установлены конфигурации и границы зон транспортной безопасности ОТИ и назначены ответственные за ее обеспечение в акваториях портов.

Проведены организационные мероприятия, конкурентные процедуры, заключены договоры, в ходе реализации которых разработаны Оценки уязвимости акваторий морских портов АМП, утвержденные Росморречфлотом. На их основании проведены мероприятия по разработке и утверждению Планов обеспечения транспортной безопасности соответствующих акваторий и первыми в России получены заключения об утверждении Росморречфлотом Планов обес-печения транспортной безопасности акваторий морских портов Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог, Ейск, Темрюк и Кавказ.

В рамках реализации Планов обес-печения транспортной безопасности и при осуществлении взаимодействия с организацией, управляющей госимуществом в портах, созданы Пунк-ты управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ, оснащенные необходимыми средствами управления и связи.

Разработаны и приняты внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, такие как Организационно-штатная структура сил обеспечения транспортной безопасности, Схема управления силами обес-печения транспортной безопасности, Положение о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ и другие.

Также был разработан Порядок допуска транспортных средств в зону транспортной безопасности ОТИ, в том числе предусматривающий:
– обнаружение судов в акватории порта;
– идентификацию судов, находящихся в акватории порта, установление с ними радиосвязи;
– меры по прекращению незаконного нахождения, перемещения судов в зоне транспортной безопасности;
– схему размещения и перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе обеспечивающих радиолокационное наблюдение за судами в акватории порта, на подходах к нему и установление связи с судами.

Таким образом, реализация Планов обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов Азовского моря осуществляется полнообъемно и в установленные сроки.

«МП»: Выполнен ли по итогам года план учений и тренировок в области предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, поиска и спасания людей на море, ликвидации последствий других ЧС? Какие задачи по этому направлению поставлены на 2022 год?

– В апреле прошлого года было проведено командно-штабное учение с органами управления и силами МЧС России по обеспечению безопасного пропуска весеннего половодья и паводков, а также с защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от природных пожаров, в том числе с отработкой вопросов ликвидации ЧС техногенного характера.

В августе 2021 года в зоне ответственности Морского спасательного подцентра Тамань (поисково-спасательный район – Темрюкский залив Азовского моря) проведено бассейновое учение «Поиск и спасание людей, терпящих бедствие на море». В учении приняли участие Темрюкский филиал ФГБУ «АМП Азовского моря», ФКУ «Южный авиационный поисково-спасательный центр», СПУ в городе Темрюке ФСБ по Краснодарскому краю, Азово-Черноморский филиал ФГБУ «Морспасслужба», Таманское управление Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», ГО и ЧС по Темрюкскому району, ЦРБ МБУЗ Темрюка. В процессе проведения учений отработаны практические действия дежурной смены МСПЦ Тамань, оперативных служб взаимодействующих организаций, капитанов и командиров морских и воздушных судов в организации поиска и спасания людей на море в соответствии с положениями руководства МАМПС.

Также, в соответствии с Планом и поручением Росморречфлота от 17.09.2021 г. №КА-27/10521, Админис-трация принимала участие в штабной тренировке по гражданской обороне по теме «Организация выполнения мероприятий по гражданской обороне на территории Российской Федерации». В ее процессе был организован обмен информацией с группой конт-роля Росморречфлота по ГО, а также подготовка и передача формализованных донесений.

Кроме того, в портах АМП в соответствии с утвержденными планами в 2021 году был проведен целый ряд учебно-тренировочных учений в области предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН).

Так, в акватории порта Кавказ прошли 6 учений по ЛРН, Темрюк – 3 учения, Ейск – 2 учения, Таганрог – 1 учение, Азов – 2 учения, Ростов-на-Дону – 10 учений. Все тренировочные учения комиссиями, назначенными Росморречфлотом, во всех портах были оценены положительно.

На вторую декаду июня 2022 года в поисково-спасательном районе МСПЦ Тамань в районе порта Тамань совместно с ФГБУ «Морспасслужба» запланировано проведение командно-штабных учений по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море. Также в целях повышения уровня подготовки в об-ласти гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на вод-ных объектах запланировано проведение в апреле объектовой тренировки, а в октябре – штабной.

Морские порты №1 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты