Развитие мощностей и портовый контроль на высоком уровне - Морские вести России

Развитие мощностей и портовый контроль на высоком уровне

12.04.2022

Развитие мощностей и портовый контроль на высоком уровне

Доля черноморских портов в общем грузообороте морских портов РФ по итогам 2021 года составила 24,5% с увеличением объема перевалки на 5,8% до 204,3 млн тонн. Это показывает их высокую востребованность во внешней торговле и особую значимость для экономики страны. На положительные результаты деятельности, рост привлекательности и конкурентоспособности влияет не только постоянное развитие мощностей, совершенствование методов обработки грузов, цифровизация, но и четкая работа портовых властей. Об этом, а также об итогах деятельности ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» в прошлом году в непростых условиях пандемии коронавируса рассказал руководитель учреждения Евгений Тузинкевич.

«МП»: Евгений Владимирович, каковы показатели работы портов АМП Черного моря по итогам 2021 года в сравнении с предыдущим годом? Какие тенденции заметны в перевалке тех или иных видов грузов и каковы планы по грузообороту на 2022 год?

– Объем грузооборота портов, входящих в зону нашей ответственности, по итогам прошлого года в сравнении с предыдущим вырос на 5,81% и составил 204,26 млн тонн. При этом количество судозаходов снизилось на 5,59%.

Анализируя данные по видам грузов, можно сказать, что положительная динамика обусловлена ростом объемов перевалки в основном генеральных грузов (+13,13%) и наливных (+1,3%). Такие показатели связаны с изменением рыночных условий сбыта экспортной продукции в условиях мировой пандемии и, соответственно, переориентацией грузовых потоков.

В 2021 году увеличились показатели переработки сахара (+273%), металлолома (+100%), угля (+84,6%), химических и минеральных удобрений (+17,2%), черных металлов (+9%), контейнеров (+8%), нефти и нефтепродуктов (+4,4%) и сжиженного газа (+1,9%).

В то же время уменьшились показатели переработки руды (-21,6%), лесных грузов (-20,5%), зерна (-14,8%), цветных металлов (-13,5%), тарно-штучных (-11,4%), химических (-4,7%),пищевых (-3,7%) грузов, рыбы и морепродуктов (-29,5%).

В 2022 году ожидается заметный прирост грузооборота в связи с продолжением вывода на проектную мощность Таманского терминала навалочных грузов. Проектом предусматривается строительство объектов этого терминала порта Тамань общей мощностью до 80 млн тонн в год, в том числе для обеспечения возможности принимать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн.

«МП»: В чем особенности прошедшего года для АМП? Какие изменения можно отметить в деятельности инспекции ГПК и какие ожидаются? Как отработала служба по итогам года, о чем говорит статистика в сравнении с предыдущим годом?

– Особенности 2021 года связаны прежде всего с пандемией коронавируса, а также с изменениями в мировой экономике и геополитике. Однако Администрация со своими функциями справилась успешно. Эффективность деятельности АМП неоднократно отмечалась в течение года руководством Росморречфлота, Минтранса и другими ведомствами, включая МИД России.

Всего в 2021 году в рамках процедур госпортконтроля в морских портах было проведено 2675 осмотров российских и иностранных судов (в 2020 г. – 2634 осмотра). По результатам инспекций выявлено 10774 замечания, по причинам выявления нарушений и недостатков по обеспечению безопасности мореплавания, предотвращению загрязнения окружающей среды и охране человеческой жизни на море задержано 127 судов, составлено 32 протокола об административных правонарушениях.

Анализ недостатков, выявленных при инспектировании судов под иностранными флагами, показал, что наибольшее количество замечаний приходится на следующие несоответствия: конвенция MLC – 1255 (20,8% от всего количества замечаний), спасательные средства – 1056 (17,5%), навигационное оборудование – 838 (13,9%), главные и вспомогательные механизмы – 670 (11,1%), противопожарное оборудование – 459 (7,6%), аварийное оборудование – 403 (6,67%).

Всего за 2021 год было проведено 217 первичных осмотров российских судов (в 2020 г. – 217 осмотров). Доля инспекций с замечаниями составила 87%. Всего выявлено 1115 несоответствий. В связи с серьезными недостатками по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды было задержано 4 судна (1,8%) из числа проверенных (в 2020 г. – 5 судов под российским флагом).

Среди выявленных недостатков наибольший процент замечаний приходится на: средства навигации и оборудование – 221 замечание (19,8%), несоответствие конвенции КТМС-2006 – 210 (19,6%), спасательные средства – 165 (14,7%), главные и вспомогательные механизмы – 119 (10,6%), противопожарное оборудование – 67 (6%), водонепроницаемость/герметичность – 63 (5,6%).

«МП»: Как сказалась пандемия на работе служб и отделов АМП, в частнос-ти отделов сертификации, дипломирования, регистрации судов и других? Если сравнивать с предыдущим, тоже ковидным 2020 годом, насколько изменились условия работы и показатели деятельности?

– Действительно, ограничения наложили отпечаток на деятельность подразделений АМП и служб капитанов портов. Однако принятые меры не отразились на эффективности решения поставленных задач.

Был внесен ряд корректировок в работу дипломных отделов, оформления удостоверений личности моряков, государственной регистрации судов и иных структурных подразделений АМП, в том числе:

– введение масочного режима приема посетителей и работы специалистов, применены средства дистанционного контроля температуры людей;

– усилены меры обработки и дезинфекции помещений, зданий и иных объектов, приобретены и установлены бактерицидные рециркуляторы воздуха;

– во избежание образования очередей организован прием посетителей по предварительной записи; прием и выдача документов организованы с учетом социальной дистанции с использованием средств индивидуальной защиты, что минимизировало контакты посетителей и работников служб капитанов портов;

– консультации по дипломированию моряков, получению УЛМ и судовых документов организованы в дистанционном режиме по телефонам либо по электронной почте; квалификационные испытания одновременно проводились не более чем с пятью кандидатами посредством компьютерного тестирования и шестью кандидатами путем устного собеседования;

– в самые острые периоды пандемии те из наших работников, кто имел повышенный риск заболеваемости, были переведены на дистанционный режим работы с использованием защищенных коммуникационных средств обмена информацией.

Особое внимание было уделено размещению полезной и необходимой для моряков информации на официальном сайте АМП Черного моря. Стоит отметить, что дистанционный формат работы возымел также и положительный эффект в подготовке моряков к подаче документов. У них появилась заинтересованность в более глубоком изучении требований к оформлению и предоставлению необходимых документов.

Соблюдение этих мер позволило не только ни на день не останавливать работу АМП, но даже увеличить объем предоставления госуслуг по сравнению с 2020 годом. Так, за 2021 год было выдано больше на 19% удостоверений личности моряка (8948 против 7213), на 27% – квалификационных документов (16396 против 11987), на 32% – судовых документов (1384 против 945).

«МП»: Какие нововведения и инновации реализованы в филиалах АМП в прош-лом году, в первую очередь связанные с безопасностью мореплавания и судоходства? Если говорить о цифровизации, как в общем она проходит в портах АМП, насколько повлияла на документооборот, на скорость обработки судов и прохождение грузов через границу РФ?

– Используемые в работе информационные программные комплексы и базы данных, в том числе сопряженные с аналогичными электронными системами взаимодействующих организаций (например, таможенных органов), позволяют не только увеличивать базу данных и ее обработку, но и генерировать необходимые отчеты, производить информационный обмен, анализировать избранные массивы информации и уже на основе анализа подстраивать работу под существующие потребности и реалии.

Внедрение цифровизации положительно сказывается на работе ИГПК и агентов/судовладельцев. Именно благодаря внедрению электронного документооборота существенно упростился порядок оформления прихода/отхода судов, выдачи разрешений на плавание судов в акватории. Выражается это и в том, что отпала необходимость посещения агентом/судовладельцем инспекции для предоставления документов, необходимых для оформления прихода/отхода судна или выдачи разрешения на плавание судна в акватории. Следовательно, все вопросы решаются максимально оперативно и в удобном формате.

Особенно стоит отметить роль электронных систем и электронного документооборота в условиях пандемии и введенных санэпидограничений.

В качестве примера можно привести организацию и использование технических систем для проведения видеоконференций, включая официальные встречи с представителями иностранных классификационных обществ, семинаров и конференций по процедурам госпортконтроля, заседаний Экспертного совета капитанов морских портов. В таком же дистанционном формате проводилась аттестация лиц, ответственных за безопасность мореплавания в компаниях. В этих целях в здании Администрации оборудован современный конференц-зал и на его базе – центр управления в возможных кризисных ситуациях. Работа по его дооснащению техническими средствами продолжается.

«МП»: В части развития портовой инфраструктуры, что сделано в 2021 году в черноморских портах? Какие проекты завершены, какие новые перспективные начали реализовываться?

– Морские порты региона развиваются постоянно с учетом концепции развития портового комплекса, изменения конъюнктуры мирового рынка, логистики, номенклатуры и объемов обрабатываемых грузов.

Новороссийск

Здесь предполагается строительство и реконструкция новых причалов, которые позволят увеличить объемы переваливаемых грузов и количество судозаходов. На 2022 год запланировано начало реконструкции причалов АО «Новороссийский судоремонтный завод» (Группа НМТП) со строительством нового причала, изменением конфигурации причальной линии, созданием новых территорий. АО «Новорослесэкспорт» (Группа НМТП) намерено инвестировать в строительство терминала минеральных удобрений мощностью 5 млн тонн. Кроме перевалки навалом, на терминале предполагается фасовка удобрений в биг-беги и морские контейнеры для удобства формирования мелких и средних партий груза.

По техническому заданию заказчиков в лице ПАО «НМТП» и ООО «Новороссийский зерновой терминал» экспертной организацией проводятся работы по проектированию и научно-техническому обоснованию реализации проекта строительства причалов №22А и №23А пристани №3А, который позволит увеличить объемы перевалки зерна. В рамках развития сельскохозяйственного комплекса Краснодарского края и страны предполагается реконструкция существующих причалов и инфраструктуры по перевалке нефтепродуктов и жидких минудобрений под перевалку растительных масел с планируемым грузооборотом 1,5 млн тонн.

На территории порта (между терминалами АО «НСРЗ» и ООО «НУТЭП») ПАО «НМТП» рассматривает проект строительства терминала по перевалке метанола мощностью 2 млн тонн.

ООО «Порт Виктория» в рамках проекта строительства терминала по перегрузке навалочных грузов в контейнерах и генеральных грузов мощностью 2,5 млн тонн проводятся подготовительные работы.

Геленджик

В рамках реализации проекта «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик» проводились работы по строительству морской составляющей объекта: завершено строительство оградительных сооружений (северного, восточного, южная часть восточного мола), проводятся работы по берегоукреплению и строительству пассажирского причала, проведены дноуглубительные работы на подходе и в акватории объекта.

Завершается строительство нового терминала аэропорта Геленджик, срок завершения работ – февраль 2022 года. После введения в эксплуатацию нового аэровокзального комплекса аэропорт сможет обслуживать более 1 млн пассажиров в год.

Госкомпанией «Автодор» проводятся работы по плану масштабной реконструкции федеральной трассы М-4 «Дон» в городском округе города-курорта Геленджик (начаты в 2020 г., завершение работ – сентябрь 2023 г.).

Реализация перечисленных проектов создаст на Тонком мысу Геленджика крупный морской порт для приема пассажирских судов в международном и каботажном сообщениях (примерно до 20 тыс. пассажиров за период навигации с мая по сентябрь), моторных и парусных маломерных судов различного класса (до 220 яхт). Это будет значимый и привлекательный для туристической отрасли инфраструктурный объект, который позволит развивать как внутренние пассажирские перевозки между портами Краснодарского края и Республики Крым, так и международные.

Туапсе

В части развития портовой инфраструктуры АО «Туапсинский морской торговый порт» (АО «ТМТП») завершил реализацию проекта реконструкции пункта пропуска через госграницу РФ на сухогрузном районе порта. Это позволит увеличить перевалку грузов.

На территории бывшего Туапсинского СРЗ ведется строительство железнодорожных путей с развитием сопутствующей железнодорожной инфраструктуры необщего пользования АО «ТМТП».

В 2021 году сделан отчет о научно-исследовательской работе по математическому моделированию движения судов с проведением швартовных операций у причалов ООО «Туапсинский балкерный терминал» и возможнос-ти постановки к причалу №6А судов размером 200х32 метра и осадкой 12 метров. На сегодня мощность ООО «ТБТ» составляет 2,3 млн тонн удоб-рений в год и остается неизменной, однако номенклатура и процентное соотношение марок удобрений могут изменяться в зависимости от потребностей рынка.

Также подготовлены отчеты о научно-исследовательских работах по математическому моделированию подходов, швартовки, обработки и отходов от причалов зернового терминала и причалов №10 и №11 судов с осадкой до 12,9 метра.

В 2021 году рассмотрена Декларация о намерениях инвестирования в строительство объекта «Увеличение пропускной способности глубоководного причала №1 ООО «ПТМКП» в Туапсе».

Эти перспективные инвестиционные проекты развития порта на период 2022-2023 годов будут реализовываться по ранее намеченному плану.

Тамань

Помимо существующих 13 причалов общей длиной 3,9 тыс. метров и пропускной способностью 54,5 млн тонн, в рамках перспективного развития порта Тамань в период 2020-2021 годов службой капитана порта даны положительные заключения по таким инвестпроектам:

– строительство перегрузочного комплекса зерновых грузов ООО «Агрохолдинг Тамань» мощностью 14,5 млн тонн;

– развитие терминала по перевалке СУГ ЗАО «Таманьнефтегаз» мощнос-тью 3,5 млн тонн;

– строительство объекта «Перевалочная база крупногабаритных и тяжеловесных грузов» ЗАО «Таманьнефтегаз» мощностью 0,5 млн тонн;

– строительство терминала по перевалке сельскохозяйственных насыпных и наливных грузов ООО «Пищевые ингредиенты» мощностью 13 млн тонн;

– строительство зернового терминала ООО «Таманский морской терминал» мощностью 3,5 млн тонн.

В процессе реализации находятся очередной этап проекта строительства Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ), продолжение дноуг-лубления на подходном канале и операционных акваториях причалов до проектных глубин.

Анапа

Планы и перспективы развития морского порта Анапа связаны с пассажирскими перевозками. Сейчас на утверждении в Росморречфлоте находится проект по строительству в акватории порта в районе причала «Анапа-Марина» (причал №20) двух пассажирских причалов для судов местных линий длиной 57 и 155 мет-ров.

Кроме того, по заказу ООО «Черноморские скоростные линии» разрабатывается проект по строительству на рейде комплекса причалов для стоянки морских круизных и пассажирских судов типа ро-ро (с северной стороны), марины для стоянки яхт (с южной стороны, около 314 яхт) и судов портового флота (с восточной стороны).

Сочи

Сочинский морской порт стремится стать лидером круизного судоходства на юге России и круизным центром на Черном море. Основное направление развития заключается во всемерном содействии морским пассажирским перевозкам, установлении прочных деловых связей с ведущими мировыми туроператорами по привлечению пассажирских и круизных судов и активном продвижении порта на рынке мировой туристической индустрии.

Так, в 2022 году планируется 18 судозаходов в порт круизных лайнеров иностранных судовладельцев. Судоходная компания «Авилон» намерена запустить новый круизный маршрут на комфортабельном лайнере Astoria Grande, который свяжет Сочи с портами Турции, Кипра и Египта.

Также предполагается открыть регулярные рейсы на скоростном теплоходе «Грифон» между Сочи и Сухуми. Активно прорабатывается возобновление паромных грузоперевозок между портами Турции и Сочи.

Порты Крыма

Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2025 года» запланированы масштабные работы по реконструкции и развитию портовой инфраструктуры в Крыму. Акцент делается на инфраструктуру пассажирских и круизных перевозок в портах Севастополь и Ялта.

Морские порты №1 (2022)

ПАО СКФ
НПО Аконит
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты