Южные ворота острова Сахалин становятся шире - Морские вести России

Южные ворота острова Сахалин становятся шире

28.02.2022

Южные ворота острова Сахалин становятся шире

Морской порт Корсаков – один из старейших и крупнейших портов Дальнего Востока – расположен в живописном месте, связанном с экзотической историей: промыслами древних айнов, плаваниями самураев, экспедициями голландских и французских мореплавателей, визитами первых российских дипломатов, кругосветным плаванием Крузенштерна, деяниями Невельского, перипетиями российско-японских отношений и, наконец, развитием добывающих отраслей. И все это время порт остается ключевым транспортным звеном региона. О расширении возможностей Южных ворот Сахалина на современном этапе журналу «Морские порты» рассказал капитан морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Сергей Быков.

«МП»: Сергей Владимирович, как развивается порт Корсаков сегодня? Каковы итоги его работы за последнее время?

– В 2020 году грузооборот морского порта вырос на 12%, до 1,97 млн тонн (в 2019 г. – 1,76 млн тонн). Основная доля приходится на сухогрузы, это порядка 1,7 млн тонн, две трети из них – контейнеры. Объем наливных грузов – 277 тыс. тонн.

В текущем году динамика в принципе сохраняется. За 10 месяцев объем перевалки составил около 1,4 млн тонн. Если сравнивать со специализированными портами, ориентированными на переработку ресурсов, то грузооборот порта относительно невысокий. Однако порт играет важную роль в жизнеобеспечении Сахалина и всех его производств, обрабатывая большую часть грузопотока, поступающего на остров с материка.

Более 90% грузов приходятся на каботаж, экспорт занимает порядка 5%, импорт – около 3%. По итогам 2020 года количество судозаходов выросло на 4%, до 1597, из них 117 – суда под иностранными флагами. Интенсивность судоходства увеличилась за счет судов каботажного плавания: контейнеровозов, пассажирских и наливных судов. Основные действующие линии: Владивосток – Корсаков, Корсаков – Южные Курилы, Корсаков – Пусан.

«МП»: В 2021 году были изменены границы морского порта. Как это повлияло на работу Службы капитана порта?

– Границы морского порта Корсаков были расширены за счет включения в его состав морских портов Александровск-Сахалинский, Поронайск и Москальво. Изменения утверждены распоряжением Правительства РФ №882-р от 5 апреля 2021 года. С этого момента акватория порта включает шесть участков, четыре из них были в статусе отдельных морских портов.

Функции капитана порта не изменились, но сфера деятельности значительно расширилась. На данный момент Службой капитана порта выстроена система взаимодействия с инспекциями удаленных участков.

Центральная ИГПК в Корсакове всегда готова прийти на помощь коллегам. С хозяйствующими субъектами, попавшими в зону нашей ответственности, налаживаются рабочие отношения.

«МП»: Каковы показатели работы ИГПК в 2020 году и за 10 месяцев этого года?

– В 2020 году сотрудниками Инспекции государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана порта было осмотрено 103 судна под государственным флагом РФ, выявлено 719 несоответствий.

Наиболее частые замечания относятся к таким областям, как навигация (111 случаев), спасательные средства (97), судовые документы (93), герметичность (82), средства борьбы с пожаром (57). Трем судам по результатам осмотра было отказано в выдаче разрешения на выход из порта.

Например, на одном из судов экипаж не смог продемонстрировать навыки по действиям в чрезвычайных ситуациях. На другом судне обнаружен незаконно установленный трубопровод, нарушающий герметичность водонепроницаемой переборки. На третьем отказ был вызван выходом из строя авральной сигнализации судна.

Что касается иностранных судов, то в 2020 году на них выявлено 36 несоответствий международным требованиям к спасательным средствам, навигации, аварийным системам, судовым документам, средствам борьбы с пожаром и прочим.

По итогам 10 месяцев показатели следующие: осмотрено 100 судов под флагом РФ, выявлено 797 несоответствий. Большинство несоответствий можно сгруппировать следующим образом: безопасность мореплавания (161 случай), судовые документы (139), охрана труда и техника безопасности (133), загрязнение окружающей среды (87), спасательные средства (75). В выдаче разрешения на выход из порта было отказано пяти судам. Основаниями для отказа явились такие несоответствия, как отсутствие станового якоря, погрузка на судно нестандартизированного груза с нарушением правил укладки и крепления; в одном случае экипаж не сумел произвести запуск аварийного дизель-генератора.

Проверки иностранных судов выявили 15 несоответствий международным требованиям к навигационному оборудованию, средствам борьбы с пожаром, охране труда, водонепроницаемости и конструкции корпуса. Все замечания были устранены до выхода судов из порта.

«МП»: Расскажите о работе Службы по обеспечению экологической безопасности и ликвидации последствий аварий. Сколько выявлено случаев загрязнения акватории порта?

– В целом на этом направлении работа идет по плану. Служба капитана порта прилагает максимум усилий для выполнения функций по предотвращению загрязнения с судов, активно взаимодействуя с соответствующими государственными структурами и представителями бизнеса.

В этом году проведены два тренировочных учения с участием спасательных подразделений Сахалинского филиала ФГБУ «Морспасслужба»: перед утверждением плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Хаббункер» и ООО «ТЭК Логистик».

По итогам 10 месяцев нарушений экологического законодательства и аварийных случаев в порту не зафиксировано.

«МП»: В Корсакове 1 октября этого года начал работать грузо-пассажирский паром проекта PV22 «Павел Леонов», в апреле – паром «Адмирал Невельской» того же проекта. В целом как развиваются в порту пассажирские перевозки?

– Пассажирские перевозки – одна из исторически сложившихся специализаций порта. Сегодня это регулярные перевозки на теплоходах «Игорь Фархутдинов», «Адмирал Невельской», «Павел Леонов» между Сахалином и Курильскими островами.

Если в 2019 году было перевезено 12737 пассажиров, то в 2020-м ковидном году немногим меньше – 11884, спад вызван главным образом санитарными ограничениями. А за 10 месяцев 2021 года пассажиропоток составил уже 15440 человек, увеличение связано с приходом новых грузо-пассажирских паромов.

До появления новых судов обслуживание пассажиров производилось на причале №4 Южного пирса, достаточного для обработки одного судна. С увеличением пассажирского флота оператором причалов №3, БПН-2, БПН-3 ООО «Корсаковский транспортно-логистический парк» была проведена работа по расширению специализации причалов, и сегодня они успешно принимают пассажирские суда.

«МП»: В июне из порта Корсаков в Магадан был выполнен первый в этом году круиз по Охотскому морю. Как развивается круизное направление в эпоху санитарного кризиса? Есть ли заявки от операторов на следующий год?

– К сожалению, данное направление, как и для всех российских портов, занимающихся пассажирскими перевозками, в этом году оказалось самым уязвимым. Достаточно сказать, что круизная навигация была полностью отменена зарубежными турфирмами до нормализации эпидемиологической обстановки.

Безусловно, от туроператоров поступают заявки на работу на следующий год. По имеющейся информации, первый заход пассажирского круизного судна планируется 1 июня 2022 года.

«МП»: В чем актуальность проекта модернизации порта Корсаков и создания в нем логистического технопарка, который обещают реализовать уже через пять лет? Вроде бы к 2027 году порт должен стать многофункциональным глубоководным хабом, который совместит различные направления деятельности, в том числе пассажирское сообщение и судоремонт...

– Действительно, запланирована серьезная модернизация морского порта и создание в его границах логистического технопарка. В октябре этого года была рассмотрена декларация о намерениях инвесторов, высказан ряд замечаний и предложений.

Проект рассчитан на перспективу. Его цель – обеспечение возможнос-тей по интегрированию региона в сеть международных транспортных маршрутов, повышение устойчивос-ти и надежности внешних поставок для жизнеобеспечения и ускоренного развития Сахалинской области.

Кроме того, проект подразумевает создание дальневосточного круизного кластера с центром в Корсакове и развитие туристической отрасли Сахалинской области. В 2022 году инициаторы проекта запланировали приступить к геолого-изыскательским работам в районе предстоящего строительства. Более предметно о будущем проекте можно будет поговорить по окончании проектирования.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты