Вектор развития порта Находка: зеленые технологии и рефрижераторы - Морские вести России

Вектор развития порта Находка: зеленые технологии и рефрижераторы

17.01.2022

Вектор развития порта Находка: зеленые технологии и рефрижераторы

Морской порт Находка планомерно наращивает объемы перевалки грузов по всем основным направлениям, увеличивая экспорт энергоносителей, импорт промышленного сырья и каботаж контейнеров и рыбной продукции. Об актуальных аспектах развития порта в условиях санитарных ограничений, связанных с пандемией COVID-19, мирового логистического кризиса, а также об обеспечении экологической безопасности в части предотвращения нефтеразливов рассказывает капитан морского порта Находка ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Жарков.

«МП»: Владимир Геннадьевич, каковы итоги работы порта в 2020 и 2021 годах? Какие тенденции Вы отметили бы в его развитии?

– Морской порт Находка, как одна из основных составляющих транспортной системы Приморского края, активно развивается по разным направлениям. Об этом свидетельствуют прежде всего объемы грузооборота, который продемонстрировал хорошую динамику в прошлом году и неплохую – в текущем, несмотря на мировой логистический кризис.

Так, в 2020 году грузооборот порта увеличился на 4,7%, составив 26,79 млн тонн. По отдельным видам грузов отмечен значительный рост объемов. Например, перевалка руды выросла на 72%, до 496 тыс. тонн, прочих навалочных грузов (в том числе феррохрома) – на 68,6%, до 388 тыс. тонн, грузов в контейнерах – на 68,4%, до 37,7 тыс. тонн, черных металлов – на 44%, до 2,95 млн тонн. Объемы угля, на долю которого приходится большая часть оборота порта, увеличились на 3,5%, до 16,68 млн тонн.

В целом объемы перевалки грузов экспортного направления в прошлом году прибавили 10,9%. Импорт увеличился на 2,4%, наиболее активный рост пришелся на глинозем, перевалка выросла на 34,5%, до 250 тыс. тонн. Самый значительный прирост отмечен в каботажном направлении – 32,4%.

По судозаходам за 2020 год картина следующая: в порту было зарегистрировано 7349 заходов судов, наибольшее количество пришлось на танкеры (1705), сухогрузы (1260) и рыболовные суда (915).

За 9 месяцев 2021 года грузооборот порта вырос на 1,3%, до 20,3 млн тонн. Доля импортных грузов выросла на 160,5%. Экспорт снизился на 1%, причем снижение объемов сухих грузов экспортного направления составило 4,1%. Каботаж сократился на 4% в основном за счет снижения объемов наливных грузов.

За 10 месяцев текущего года зафиксировано 5803 захода судов, в том числе 90 танкеров дедвейтом до 100 тыс. тонн и 547 сухогрузов дедвейтом до 65 тыс. тонн. Наиболее интенсивным был период апреля-мая.

«МП»: В августе в порту был введен в эксплуатацию холодильный склад для рыбной продукции. Как это отразилось на объемах переработки рыбы? Какие еще перспективные проекты реализуются в порту по развитию рыбного направления?

– В целом объемы перевалки рыбной продукции в порту растут. Темпы высокие. Так, за 10 месяцев 2021 года рост составил 93%, достигнув 49,5 тыс. тонн. Объемы рефрижераторных грузов выросли на 101,6%, до 51,7 тыс. тонн. Развитию данного сектора способствует активность стивидорных компаний.

Помимо того, что ПАО «Находкинская база активного морского рыболовства» ввело в эксплуатацию холодильный склад для рыбной продукции объемом ежемесячного хранения 5 тыс. тонн, АО «Находкинский морской рыбный порт» реализует программу строительства холодильно-морозильного комплекса объемом 6 тыс. тонн.

Готовность комплекса составляет 50%. Планируемая дата запуска – декабрь 2021 года. Учитывая усилия государства по развитию отрасли, думаю, что в ближайшем будущем рыбный сегмент будет набирать обороты.

«МП»: Какие основные проекты по модернизации и реконструкции портовой инфраструктуры, по наращиванию мощностей были реализованы в прошлом и текущем годах?

– Кроме инвестиций в холодильные мощности, стоит отметить усилия крупнейших стивидоров порта по модернизации систем перегрузки навалочных грузов.

Например, АО «Находкинский морской торговый порт» выполняет комплексную программу модернизации в рамках соглашения с Минтрансом, Росприроднадзором, Росморпортом и Администрацией Приморского края, подписанного в мае 2018 года. Экологически ориентированный проект находится на стадии первого этапа реализации. В рамках проекта смонтирован разгрузочный конвейер и приемный бункер. В конце октября этого года завершен монтаж консоли стрелы стакера. К октябрю 2022 года планируется окончание строительства вагоноопрокидывателя.

Не менее интенсивно продолжаются работы по модернизации мощностей АО «Терминал Астафьева». Реализуется уже четвертый этап проекта. На данный момент установлен ключ-кондуктор на центральной вспомогательной башне, что даст возможность приступить к монтажу элементов второго блока крыши над зоной выгрузки железнодорожного фронта.

По оценкам экспертов, реализация данных проектов позволит значительным образом снизить воздействие на окружающую среду, в частности уменьшить уровень загрязнения воздуха в десять раз.

«МП»: В «Морспасслужбе» считают, что для порта Находка с большим количеством операторов, среди которых есть компании, оказывающие услуги перевалки нефтяных грузов и бункеровки, актуальна тема предотвращения загрязнения акватории нефтепродуктами. Какие меры предпринимает Служба капитана порта по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и загрязнений акватории с судов?

– Для предупреждения разливов нефтепродуктов Служба капитана порта систематически проводит осмотры акватории, в оперативном режиме сотрудничает с отделом по надзору на море по Приморскому краю ДМУ Росприроднадзора и операторами причалов. Кроме того, службой проводятся тренировочные учения в акватории порта перед утверждением Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) с участием операторов причалов и судовладельцев и специализированных аварийно-спасательных формирований (АСФ).

К примеру, в сентябре прошлого года прошли масштабные учения перед утверждением Плана ЛРН ООО «Наяда» при проведении операций по перевалке нефтепродуктов и бункеровке в акватории порта. В учениях по ликвидации максимально возможного объема разлива нефти (около 3 кв. км) принимали участие аварийно-спасательные формирования Находкинского филиала АО «Роснефтефлот» и Приморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», было задействовано 5 судов, около 12 км боновых заграждений, специализированная техника.

В состав комиссии вошли специалисты Службы капитана порта, региональных отделений Ространснадзора, Росприроднадзора и МЧС. Учения прошли успешно, результаты признаны удовлетворительными.

Всего в 2020 году было проведено шесть подобных учений, а за 10 месяцев 2021 года – пять.

«МП»: Как санитарные ограничения, действующие в период пандемии коронавируса, повлияли на работу Службы капитана порта?

– С момента введения эпидемиологического режима во всех отделах Службы капитана порта приняты необходимые защитные и профилактические меры. Действует система приема граждан по электронной очереди, обеспечивающая прием с учетом социальной дистанции и соблюдением необходимых защитных мер – использованием медицинских масок и дезинфицирующих растворов. Применение средств индивидуальной защиты обязательно для работников и посетителей и сейчас.

Эти меры позволили не прекращать в пандемию полноценное оказание государственных услуг Службой капитана порта. По итогам 2020 года дипломным отделом выдано 1670 дипломов, 528 танкерных подтверждений, 664 свидетельства рядового состава, 9 свидетельств специалистов, 9 лоцманских удостоверений. Морской квалификационной комиссией оформлено 676 протоколов.

За 10 месяцев этого года выдано 1627 дипломов, 488 танкерных подтверждений, 437 свидетельств рядового состава, 19 свидетельств специалистов, 6 лоцманских удостоверений. Морской квалификационной комиссией оформлено 428 протоколов. Жалоб и нареканий на работу этих отделов не было зафиксировано.

Таким образом, можно сказать, что эпидемиологическая ситуация незначительно повлияла на работу дипломного отдела и отдела по оформлению удостоверений личности моряка и мореходных книжек.

Морские порты №9 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты