Приоритеты «Росморпорта» в развитии инфраструктуры и ледокольного флота - Морские вести России

Приоритеты «Росморпорта» в развитии инфраструктуры и ледокольного флота

13.12.2021

Приоритеты «Росморпорта» в развитии инфраструктуры и ледокольного флота

Кризис в экономике, связанный с пандемией коронавируса, не обошел стороной и стратегическое предприятие отечественной морской отрасли ФГУП «Росморпорт»: некоторые проекты по развитию портовой инфраструктуры, капитального строительства приобрели «отсроченный эффект пандемического периода», на 7% снизилась доходность от портовых сборов в 2021 году, ввиду чего скорректирована программа строительства ледокольного флота. Однако, несмотря на современные вызовы и проблемы, предприятие продолжает исполнять возложенные на него функции содержания и развития портовой инфраструктуры, обеспечения безопасности мореплавания, успешно привлекая дополнительные средства финансирования и инициируя индексацию ставок портовых сборов. В подробностях о деятельности предприятия, его приоритетах и подготовке к акционированию журналу «Морские порты» рассказал генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Александр Смирнов.

«МП»: Александр Александрович, как повлияла пандемия коронавируса на показатели деятельности «Росморпорта» и продолжается ли это влияние? Будете ли Вы инициировать индексацию портовых сборов, тарифов на оказываемые дополнительные портовые услуги и повышение арендной платы за объекты федеральной собственности в морских портах (причалы, терминалы)? Какие шаги в этих целях предпринимаются и планируются?

– Пандемия, безусловно, отразилась на финансовых показателях предприятия. Так, снижение доходов от портовых сборов составило порядка 7% по сравнению с допандемийным уровнем 2019 года.

Вместе с тем, снижение финансовых показателей ФГУП «Росморпорт» было обусловлено не только падением объемов в кризисные 2020-2021 годы. В первую очередь негативное влияние на результаты деятельности предприятия оказала также системная неиндексация ставок портовых сборов, которые не индексировались с 2016-го, а в части ставок для каботажного плавания – с 2014 года.

В январе «Росморпорт» направил в ФАС России тарифную заявку на индексацию ставок регулируемых портовых сборов в 2021 году и установление параметров индексации на 2022-2023 годы. На основании этой заявки ФАС в сентябре приняла решение об индексации. Таким образом, в 2021 году будут проиндексированы только ставки загранплавания в среднем на 3,1%, а в 2022-м – все ставки на 3,4%.

Кроме того, мы планируем проиндексировать в рамках инфляции ставки нерегулируемых портовых сборов – лоцманского и экологического. Отмечу, что при утверждении тарифов на дополнительные коммерческие услуги «Росморпорт» ориентируется на экономическую обоснованность тарифов и их конкурентность.

Ревизия ставок арендной платы за пользование федеральным имущес-твом в морских портах, закрепленным за предприятием, проводится нами в соответствии с условиями заключенных договоров на постоянной основе. Триггером для пересмотра ставок служат, с одной стороны, фактический уровень инфляции, определяемый Росстатом по итогам года, с другой – результаты переоценок, проводимые независимым оценщиком, призванным учитывать текущую конъюнктуру цен на аренду недвижимости.

«МП»: Выпуск корпоративных облигаций в прошлом году можно отнести к мерам повышения доходности или увеличения инвестпрограммы предприятия? Как обстоят дела по этому продукту и привлеченным средствам, планируете ли еще выпуски облигаций?

– Скорее, это попытка зарекомендовать себя в качестве хорошего заемщика на облигационном рынке и одновременно диверсифицировать долговой портфель. Считаем этот дебют в высшей степени удачным, особенно на фоне современной тенденции к увеличению ставок на рынке заемного капитала. При этом, действительно, одной из предпосылок к выходу послужило расширение инвестпрограммы предприятия.

Мы не исключаем в относительно скорой перспективе размещения второго транша облигаций «Росморпорта». Окончательное решение будет приниматься с учетом текущей конъюнктуры денежного рынка, которая сейчас, как мы видим, к повторному выходу не очень располагает, а также параметров облигационного транша, которые смогут обеспечить комфортную среду для размещения бондов.

«МП»: Каково на сегодня состояние кредитного портфеля предприятия, много ли кредитов пришлось привлечь на реализацию инвестпрограммы?

– Несмотря на заметное уменьшение доходной базы в период общего снижения экономической конъюнктуры, существенных изменений в структуре кредитного портфеля предприятия не произошло.

При общем увеличении темпов капиталовложений нам удалось удержать долговую нагрузку на уровне прошлого года. По итогам текущего года мы рассчитываем сохранить ее в тех же пределах. При этом процентную нагрузку на предприятие мы оцениваем как весьма комфортную, в первую очередь благодаря удачному размещению дебютного транша облигаций в прошлом году.

На текущий момент объем кредитного портфеля «Росморпорта» составляет 8,5 млрд рублей, из которых 4 млрд – облигационный заем. Указанные средства направлены на замещение дефицита источников финансирования программы капитальных вложений, в составе которой последние годы превалируют мероприятия по обновлению флота.

«МП»: Как в общем выглядит инвестпрограмма «Росморпорта» на 2021 год, каково ее исполнение? Какие инфраструктурные проекты вынуждено отложены или заморожены и на какой срок?

– Инвестиционная программа ФГУП «Росморпорт» на 2021 год объединяет в себе проекты поддержания основных фондов и проекты развития, при этом особенность текущей программы – в акценте на последней группе проектов.

К проектам поддержания основных средств отнесены проекты, реализация которых не влечет за собой увеличения мощности российских портов, но оказывает влияние на улучшение либо поддержание характеристик качества и безопасности предоставляемых портовых услуг.

К проектам развития отнесены те, реализация которых направлена на увеличение мощности морских портов. Проекты данной категории характеризуются экономической привлекательностью и влиянием на конкурентоспособность отечественных портов.

На сегодняшний день существенных изменений по запланированным Инвестиционной программой на 2021 год мероприятиям не наблюдается. Совокупный объем финансирования инвестпрограммы в текущем году с учетом всех источников финансирования составит 33,9 млрд рублей.

Незначительные отклонения по мероприятиям капитального характера связаны с отсроченным эффектом пандемического периода в мировой и отечественной экономике, сопровождавшегося пересмотром приоритетов у частных инвесторов, в том числе по проектам, включенным в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, приостановкой деятельности предприятий промышленности, транспорта и сферы услуг, ростом цен на стройматериалы.

«МП»: Назовите наиболее важные и первоочередные для «Росморпорта» проекты портовой инфраструктуры с точки зрения повышения доходнос-ти предприятия за счет их введения в эксплуатацию. Все ли они входят в транспортную часть Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ)? Что по этим проектам на сегодня сделано, когда ожидаете экономического эффекта?

– Основу портфеля проектов по развитию морской портовой инфраструктуры, реализуемых «Росморпортом», составляют мероприятия, включенные в Федеральный проект «Развитие морских портов» транспортной части КПМИ.

ФГУП «Росморпорт» является заказчиком по 34 проектам строительства и реконструкции объектов портовой инфраструктуры в рамках данного федерального проекта. Благодаря этому мощности морских портов РФ вырастут более чем на 263 млн тонн к 2030 году. За это время предприятие вложит свыше 19 млрд рублей собственных средств в развитие портовой инфраструктуры.

Но даже из этого перечня можно выделить ключевые для «Росморпорта» проекты. Например, в настоящее время в морском порту Усть-Луга завершено строительство специализированного терминала для перевалки минеральных удобрений ООО «Ультрамар» мощностью 12 млн тонн, а до 2023 года запланировано дальнейшее расширение терминала дополнительно на 13 млн тонн в год.

В этом же порту ведутся работы по строительству специализированного терминала для перевалки минеральных удобрений ООО «Еврохим терминал Усть-Луга» мощностью 5,5 млн тонн в год со сроком ввода в эксплуатацию так же в 2023 году.

Кроме того, осуществляется строительство «Универсального торгового терминала Усть-Луга» компании ООО «Новотранс Актив» для перевалки угля, зерновых и генеральных грузов мощностью 24,3 млн тонн. На сегодняшний день по проекту начато строительство объектов частной и федеральной собственности.

В порту Мурманск АО «Мурманский морской торговый порт» сов-местно с ФГУП «Росморпорт» проводят реконструкцию существующих портовых гидротехнических сооружений и тыловой инфраструктуры. В результате грузооборот порта увеличится на 2,5 млн тонн. При этом уже проведены работы по ограничению пыления угля – основного груза предприятия – и улучшению экологичес-кой обстановки в порту.

В Мурманской области ПАО «Новатэк» ведутся работы по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ мощностью 21,11 млн тонн. В 2020 году в рамках проекта уже введен в эксплуатацию временный рейдовый перегрузочный комплекс в районе острова Кильдин мощностью 10,67 млн

тонн.

На Дальнем Востоке в силу высокого спроса на энергетическое сырье в странах АТР в настоящее время наиболее востребованными являются мощности по перевалке экспортного угля, нефти и СПГ. В связи с этим наиболее масштабными проектами в дальневосточном регионе являются угольные терминалы.

Так, в морском порту Ванино осенью 2020 года введена в эксплуатацию 1-я очередь масштабного проекта угледобывающей компании «Колмар» – специализированного комплекса по перевалке угля АО «Ванинотрансуголь» мощностью 12 млн тонн. К 2023 году с пуском 2-й очереди его мощность планируется увеличить до 24 млн тонн в год.

В то же время в порту Ванино крупная стивидорная компания «Дальтрансуголь» активно ведет работу по расширению существующих мощнос-тей своего угольного терминала с целью увеличения его грузооборота до 40 млн тонн к 2026 году.

Так же активно ведутся работы по строительству современных угольных терминалов в Приморском крае. Новые терминалы «Порт Суходол» и «Порт Вера» морского порта Владивосток создаются с использованием самых современных технологий по экологичной перевалке угля и отнесены далеко от границ жилой зоны Владивостока. Оба проекта будут завершены в следующем году и обеспечат перевалку дополнительно 17 млн тонн в год экспортного угля.

На Камчатке в настоящее время в активную фазу реализации вступил крупный проект по перевалке СПГ мощностью 21,7 млн тонн. Проект совместно реализуется ПАО «Новатэк» и ФГУП «Росморпорт» при всесторонней поддержке Правительства РФ, плановая дата завершения проекта – 2023 год.

Основной импульс развития в Азово-Черноморском бассейне придется на морские порты Тамань и Новороссийск. В порту Тамань ГК «ОТЭКО» завершает строительство 2-й очереди терминала навалочных грузов мощностью 25 млн тонн, ввод терминала в эксплуатацию намечен на 2021 год.

В порту Новороссийск продолжается реконструкция зернового терминала АО «Зерновой терминал КСК» (ГК «Дело»), завершение работ планируется в IV квартале 2021 года, мощность терминала увеличится на 1,5 млн тонн. Также увеличение перевалки зерна на 11,5 млн тонн планируется к 2025 году за счет реализации проекта по реконструкции причалов №22 и №23 третьей пристани порта Новороссийск, реализуемого ООО «Новая пристань» и ФГУП «Росморпорт». В настоящее время инициатор проекта приступил к разработке проектной документации.

Кроме того, до 2025 года планируется завершить работы по первому и второму этапу создания универсального перегрузочного комплекса на базе АО «Новороссийский судоремонтный завод» мощностью 12 млн тонн. Инициатором проекта выступает ПАО «Новороссийский морской торговый порт», ФГУП «Росморпорт» выполнит функцию заказчика реконструкции грузовых причалов и операционной акватории комплекса. Проект рекомендован Аналитическим центром при Правительстве РФ к включению в КПМИ, в настоящее время по проекту осуществляется разработка проектной документации.

«МП»: Каковы причины приостановки или перенесения сдачи на более поздний срок ряда портовых проектов? Что происходит сейчас с наиболее громкими проектами в Геленджике, Тамани, Мурманске?

– Действительно, вынужден констатировать, что в связи с изменением мировой конъюнктуры потребления природных ископаемых, увеличением спроса на «зеленую энергетику», а также отсроченными последствиями, вызванными пандемией коронавируса, сроки реализации ряда проектов могут измениться.

В порту Мурманск ООО «Морской торговый порт Лавна» в рамках концессионного соглашения, заключенного с Росморречфлотом, к 2023 году планирует построить угольный терминал «Лавна» мощностью 18 млн тонн. Сроки завершения проекта неоднократно переносились в связи отсутствием подтвержденной в полном объеме грузовой базы, а также удорожанием стоимости строительства железнодорожной ветки от станции Выходной до терминала. Сейчас строительные работы возобновились.

В порту Тамань приостановлена реализация проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань». Проект исключен из КПМИ по причине отсутствия грузовой базы и отказа стратегических инвесторов, таких как АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК» и ОАО «РЖД», от участия в проекте.

Что касается проекта «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик», то ФГУП «Росморпорт» осуществляет строительство гидротехнических сооружений в этом порту для своевременного ввода комплекса в эксплуатацию. ООО «Морской порт Геленджик» – частный инвестор проекта – продолжит дальнейшее развитие комплекса после завершения нами строительных работ.

«МП»: Как сегодня работает инвес-тиционный портовый сбор, в каких портах и объемах? Какие мероприятия уже реализованы за счет средств этого сбора?

– Предприятие приступило к взиманию инвестиционного портового сбора со 2 марта этого года. Сбор взимается в 13 крупнейших морских портах РФ с грузовых судов загранплавания. На текущий момент собрано порядка 3,3 млрд рублей.

За истекший период 2021 года из общего объема собранных средств были профинансированы проекты строительства специализированного угольного порта в бухте Суходол («Порт Суходол»), угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке («Ванинотрансуголь»), реконструкции причалов №1 и №2 в морском порту Певек.

До конца года также планируем час-

тично компенсировать затраты подрядных организаций, понесенные ими при строительстве операционной акватории терминала минеральных удобрений в морском порту Усть-Луга («Ультрамар») и реконструкции причалов №31-35 с операционной акваторией в морском порту Восточный («СК «Малый порт»).

«МП»: Как на сегодня обстоят дела с исполнением программы предприятия по обновлению ледокольного флота?

– «Росморпорт» – крупнейший в мире оператор неатомной ледокольной флотилии: в эксплуатации находится 23 линейных ледокола и 10 вспомогательных портовых ледоколов и ледокольных буксиров. Наши ледоколы обеспечивают круглогодичную навигацию в разных акваториях страны и обеспечивают тысячи проводок судов ежегодно.

Но у нас есть суда с большим сроком эксплуатации, которые постепенно вырабатывают свой ресурс и идут под списание. На данный момент 5 ледоколов – в той или иной стадии списания или утилизации, поэтому вопрос обновления флота стоит очень остро.

С 2015 года предприятие получило три ледокола проекта 21900М: «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск», а также ледокол проекта 22600 «Виктор Черномырдин» – самый крупный и мощный дизель-электрический ледокол в мире мощностью на валах 25 МВт и с ледовым классом Icebreaker 8.

Всего в рамках КПМИ предприятие до 2030 года построит 10 ледоколов, тем самым сократив средний возраст ледокольного флота с 37 до 25 лет.

Если говорить о проектах, которые находятся в стадии реализации, то в настоящий момент ООО «ССК «Звезда» ведется строительство двух мелкосидящих ледоколов проекта 22740М. Они предназначены для работы в замерзающих портах Каспийского и Азовского морей. Первое судно ожидаем в 2024 году. Кроме того, в этом году «Росморпорт» начал реализацию проекта по строительству двух инновационных двухтопливных ледоколов проекта 23620 мощностью 12-14 МВт с ледовым классом Icebreaker 7. Строительство данных ледоколов предусмотрено КПМИ.

Суда такого типа в России еще не строились. Это первый российский проект ледокола с энергоустановкой, способной работать на сжиженном природном газе. Ледокол проекта 23620 также является первым в мире ледоколом на СПГ с системой динамического позиционирования DYNPOS-2.

«МП»: В этом году предприятие должно получить первый из двух новых паромов, которыми будет оперировать на линии Усть-Луга – Балтийск. В чем уникальность этих паромов? Когда можно ожидать получение второго судна этого типа?

– Линия Усть-Луга – Балтийск имеет стратегическое значение, в том числе от нее зависит грузовое снабжение Калининградской области. За последние 14 лет по ней было перевезено почти 15 млн тонн грузов, и этот объем растет. Сейчас на линии курсируют два достаточно возрастных парома – «Балтийск» и «Амбал», чей срок службы подходит к концу. Именно поэтому так важно обновить работающий на переправе флот.

С этой целью по поручению Правительства РФ ведется строительство двух паромов – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» – на «Невском судостроительно-судо-ремонтном заводе» в кооперации с турецкой верфью Kuzey Star Shipyard. Первое судно судостроители сумели сдать в срок, несмотря на влияние последствий пандемии. Второе судно, строительство которого сейчас завершается, пополнит флот «Росморпорта» в следующем году.

Новые паромы смогут перевозить железнодорожные вагоны и автотехнику на линии Усть-Луга – Балтийск круглогодично, так как ледовый класс Arc4 позволяет осуществлять плавание без сопровождения ледокола.

Оба парома – и «Маршал Рокоссовский», и «Генерал Черняховский» – уникальны тем, что будут работать на двух типах топлива: дизельном топливе с низким содержанием серы и СПГ. Таких «зеленых» паромов, работающих на природном газе, в России на сегодня нет. Использование СПГ как экологически чистого топлива позволит уменьшить выбросы в атмосферу углекислого газа на 20-30%, оксидов азота – более чем на 90%, оксидов серы и сажи – на 100% по сравнению с аналогичными судами, работающими на традиционном тяжелом топливе.

Кроме того, на паромах установлена система очистки балластных вод, которая позволяет снизить негативное влияние на окружающую среду. С точки зрения судостроения паром тоже имеет ряд инноваций: за счет улучшения формы корпуса удалось в целом снизить расход топлива. Бункеровка газом может проводиться как с судна-бункеровщика, так и с автоцистерны.

«МП»: В настоящее время законопроект об акционировании «Росморпорта» уже передан в Госдуму на рассмотрение. Насколько предприятие готово к переходу на новую форму собственности, к новым экономическим взаимоотношениям на рынке? Какие мероприятия нужно еще провести, чтобы этот переход не повлиял на деятельность предприятия и отрасли в целом?

– Вопрос акционирования прорабатывался «Росморпортом» совместно с отраслевыми министерствами и бизнес-сообществом достаточно давно. Детальной проработке этого вопроса способствовали экономические и административные предпосылки, но сейчас, когда соответствующий законопроект внесен в Государственную думу, можно сказать, что мы готовы к акционированию.

В проекте закона об акционировании предусмотрен отложенный механизм его вступления в силу, так как должна быть проведена масштабная работа по разработке корпоративной документации, актуализации и приведению подзаконной нормативной базы в соответствие с правительственной регламентной процедурой и инвентаризация имущества. Для этого законопроектом установлен переходный период в один год, в течение которого будут поэтапно осуществлены все указанные мероприятия.

Кроме того, хочу обратить особое внимание, что имущество акционерного общества «Росморпорт» будет сформировано в результате универсального правопреемства при преобразовании предприятия, а права и обязанности «Росморпорта» в отношении третьих лиц в результате реорганизации не изменятся.

Сама модель акционирования на основании отдельного федерального закона, без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в первую очередь позволит «Росморпорту» продолжить непрерывное оказание услуг по содержанию объектов инфраструктуры морских портов и обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

«МП»: Александр Александрович, на Ваш взгляд, сколько еще времени может занять акционирование «Росморпорта»? Каковы перспективы перезаключения долгосрочных договоров с арендаторами причалов, другими клиентами?

– Законопроект об акционировании предприятия технически был разделен на два проекта, которые в настоящее время внесены в Государственную думу. Рассмотрение законопроектов в первом чтении запланировано на октябрь-ноябрь 2021 года. Как известно, прохождение законопроекта через обе палаты Федерального Собрания РФ (Госдуму и Совфед. – Ред.) может занять не один месяц и в значительной степени изменить текущие редакции проектов.

Таким образом, принимая во внимание заложенный годовой переходный период, процедура акционирования «Росморпорта», по нашему мнению, может быть завершена в течение 2023 года.

Как я уже отметил, права и обязанности «Росморпорта» в отношении третьих лиц в результате реорганизации не изменятся, и касательно Вашего вопроса о перспективах перезаключения долгосрочных договоров с арендаторами причалов сообщаю, что действующее законодательство предусматривает для таких случаев универсальное правопреемство, не требующее перезаключения договоров аренды и иных сделок.

Морские порты №8 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты