Плавучий комплекс СПГ на Камчатке: нюансы навигации - Морские вести России

Плавучий комплекс СПГ на Камчатке: нюансы навигации

29.11.2021

Плавучий комплекс СПГ на Камчатке: нюансы навигации

Реализация инвестиционного проекта строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае в бухте Бечевинской компанией «Новатэк» при поддержке государства предполагает создание системы обеспечения безопасности мореплавания, соответствующей масштабу и специфике нового производства. МПК СПГ предназначается для перевалки газа с танкеров-газовозов ледового класса, следующих по Северному морскому пути из района Обской губы, на газовозы без ледового усиления. Проектная мощность комплекса – 21,7 млн тонн в год. Завершение проекта запланировано на 2023 год. О географических, технических и административных особенностях проекта рассказывает капитан морского порта Петропавловск-Камчатский Иван Бунин.

«МП»: Иван Алексеевич, каковы географические и гидрометеорологические особенности бухты Бечевинской, где начинается строительство морского перегрузочного комплекса СПГ компании «Новатэк»?

– Бухта Бечевинская расположена на восточном побережье полуострова Камчатка, на севере Авачинского залива Тихого океана, в 70 км к северо-западу от Петропавловска-Камчатского. Максимальная глубина бухты – 54 метра. Естественные глубины в районе будущего расположения МПК СПГ достигают 50-52 метров. Вход в бухту ограничен шириной 50-60 метров и глубиной 8-10 метров.

Гидрометеорологические условия в районе строящегося комплекса в нашем регионе характеризуются как умеренные для плавания судов. Основные особенности – это неоднородность погодных условий, долгая зима, пасмурное и дождливое лето, интенсивные циклоны. В то же время акватория бухты, особенно ее внутренняя часть, хорошо защищена от волнения.

Зимний период навигации длится с середины ноября по начало апреля. По спутниковым данным, лед в бухте образуется во второй половине декабря, полностью исчезая в начале июня. Замерзание начинается с мелководной части и распространяется ко входу в бухту. Максимальная толщина льда – 20 см. Сжатия и торошения льда не происходит. Объективные факторы для формирования сложных ледовых условий отсутствуют. За пределами бухты льда не наблюдается.

«МП»: Насколько характеристики бухты благоприятны для ведения масштабного строительства? И как Служба капитана морского порта Петропавловск-Камчатский сотрудничает с властями и инвесторами по реализации проекта?

– Акватория бухты защищена окружающим рельефом от сильного вет-ра и волнения, что благоприятствует проведению строительных работ. Поскольку основные объекты инфраструктуры терминала планируется разместить в бухте, работы по строительству будут проводиться с привлечением специализированных судов силами экипажей и технического персонала.

Процедура оформления прихода и отхода судов, так же как и оформление плавания судов в акватории порта, реализуется по отработанной схеме через информационную систему ИСГПК. Начало первого этапа строительства обозначено приходом специализированных судов АООО «Китайская компания коммуникаций и строительства» для проведения дноуглубительных работ. Китайским подрядчиком заявлено семь судов. Планируемые сроки окончания работ – весна 2022 года.

Капитан морского порта регулярно участвует в рабочих процедурах. Так, в августе прошло выездное совещание с представителями компании «Новатэк» непосредственно в бухте Бечевинской. В том же месяце состоялось расширенное совещание в режиме видеоконференции с участием представителей Камчатского филиала ООО «Арктическая перевалка», Петропавловского филиала ФГУП «Росморпорт», ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю».

С использованием служебного катера и дрона проведена фотосъемка береговой черты и акватории бухты. Собранные материалы использованы для создания программы тренажерной подготовки для судоводителей и сотрудников лоцманских служб. На данный момент капитаном порта согласовано выполнение дноуглубительных работ по проекту.

«МП»: Как выглядит схема перегрузки на МПК СПГ и как будет организовано движение судов в ограниченных условиях подходного канала?

– Предложено оптимальное решение. За основу принята технологическая схема, предусматривающая использование двух плавучих хранилищ газа (ПХГ) вместимостью по 360 тыс. кубометров каждое, установленных на рейде с многоточечным раскреплением на железобетонных якорях, по типу якорного раскрепления плавучих доков и причалов.

Такая схема позволяет задействовать относительно небольшую площадь акватории, обеспечивая надежную, длительную стоянку ПХГ, в том числе в экстремальных штормовых условиях, при низкой чувствительности к сейсмическим воздействиям.

Разработанные якорные системы раскрепления обеспечивают совместную стоянку ПХГ с двумя танкерами-газовозами при ветрах любого направления с порывами до 25 м/с, скорости течения до 0,31 м/с, волнении с высотой волн до 1 метра и средней длиной волны около 80 метров.

В качестве резервной схемы в районе МПК предусматривается размещение двух якорных стоянок газовозов-подвозчиков для обеспечения перегрузки СПГ по схеме «борт-борт» в газовозы-отвозчики. Здесь целесо-образно рассматривать конструкцию многоточечного рейдового причала на швартовных бочках.

Касательно организации движения судов нужно отметить, что общая длина подходного канала составляет 6580 метров, ширина – 275 метров. Средняя интенсивность подхода судов на МПК составит 1-2 судна в сутки.

Для обеспечения безопасности мореплавания на подходном канале устанавливается одностороннее движение судов. В акватории бухты определены два района якорных стоянок. Существующие глубины в этих районах составляют 45-50 метров и обеспечивают необходимые условия безопасного подхода и отстоя судов на якоре.

Район, расположенный ближе к берегу, может использоваться судами обеспечения. Другой район планируется использовать для газовозов, ожидающих постановки к ПХГ, и для их отстоя по метеорологическим и другим причинам.

«МП»: Каким образом будет организована навигация в зимний период?

– Проект предусматривает перегрузку газа с судов арктических ледовых классов на суда, рассчитанные на плавание в неарктических морях в легких ледовых условиях. При наличии льда в бухте ледокольным обеспечением (так называемым ice management) будут заниматься буксиры ледового класса, которые на постоянной основе разместятся в бухте.

По результатам моделирования с использованием навигационного тренажера необходимое буксирное обеспечение составит четыре буксира мощностью 3600 КВт и с силой тяги не менее 60 тонн на гаке. В случае форс-мажорной ледовой обстановки дополнительно могут быть привлечены специализированные суда, например конвенционные ледоколы.

Стоит отметить, что в зоне ответственности ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» существуют уникальные наработки по использованию на шельфе Сахалина и севере Татарского пролива современных судов двойного действия (double acting ships, DAS), оборудованных средствами активного управления судном и способных двигаться в ледовых условиях как носом, так и кормой вперед. Такие суда в буквальном смысле прокладывают дорогу во льдах, в то время как обычный ледокол взламывает тяжелые льды путем повторяющихся «набегов».

«МП»: Очевидно, что объем судоходства и в период строительства терминала, и после ввода его в эксплуатацию увеличится. Что изменится в системе обеспечения безопасности мореплавания? Будет ли расширен штат специалистов Службы капитана порта? Как будет организована их работа?

– С началом реализации проекта строительства МПК СПГ и при дальнейшей его эксплуатации в бухте Бечевинской и в целом в порту Петропавловск-Камчатский прежде всего увеличится объем каботажных перевозок.

Строительство и функционирование комплекса потребуют дополнительных ресурсов, включая оборудование, снабжение, бункерное топливо, воду, продукты питания и многое другое. Кроме того, потребуется организовать регулярную смену экипажей, служащих федеральных контролирующих органов и сотрудников терминала.

Все эти работы невозможно организовать без дополнительного привлечения вспомогательных судов. В соответствии с разработанным проектом для обслуживания МПК СПГ потребуются буксиры, суда – бункеровщики топливом и водой, сборщики сточных (льяльных) вод, лоцманские и рейдовые катера.

В целях повышения эффективности судоходства и безопасности мореплавания, охраны жизни на море и защиты морской среды и береговых сооружений от негативных последствий судоходства в бухте Бечевинской планируется строительство СУДС. Для обеспечения навигационной безопасности судов на подходах и в акватории МПК СПГ планируется построить линейный навигационный створ бухты Бечевинской, лазерный створ, плавучие предостерегающие знаки, ограждающие подходной канал и навигационные опасности.

Контроль за безопасностью мореплавания в районе комплекса будут осуществлять инспекторы ИГПК Службы капитана порта. Сведения о численности сотрудников Службы и требования к их размещению на многофункциональном судне (МФС) направлены оператору проекта – компании «Новатэк».

Нами запланировано постоянное присутствие на МПК СПГ представителя ИГПК, что потребует введения новых штатных единиц. С развитием комплекса будем накапливать опыт и анализировать уровень эффективности портового контроля. Назреет необходимость – будем принимать соответствующие решения о дополнительном расширении штата. Предварительный анализ аналогичного опыта в регионе показывает, что таких решений не потребуется. Поживем – увидим.

Помимо инспекторов ИГПК, на МФС будет размещена большая часть сотрудников контролирующих органов (таможни, погранслужбы, сан-эпидемслужбы и других), служащих, отвечающих за эксплуатацию МПК СПГ, и возможно размещение операторов СУДС.

«МП»: Иван Алексеевич, на Ваш взгляд, удастся ли избежать токсичной нагрузки на экологию бухты Бечевинской и находящегося неподалеку Кроноцкого заповедника?

– Для того чтобы избежать негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатацию МПК СПГ преж-де всего необходимо осуществлять в строгом соответствии с российским и международным природоохранным законодательством.

Поскольку основные объекты комплекса будут размещены в акватории бухты, его эксплуатация, думаю, не окажет существенного влияния на заповедные территории побережья. Связь терминала с базовым портом Петропавловск-Камчатский будет осуществляться морским и воздушным транспортом. Строительство дорог, газопроводов, компрессорных станций, завода по переработке СПГ в районе бухты Бечевинской проектом не предусматривается. Это позволит значительно снизить воздействие комплекса на окружающую среду.

В свою очередь, необходимо предусмотреть вывоз судовых отходов, неф-тесодержащих и сточных вод, мусора и их дальнейшую утилизацию. При соблюдении всех технологических требований и правил утилизации воздействие на окружающую среду будет сведено к минимуму, установленному законодательством.

Морские порты №7 (2021)

ПАО СКФ
РОСКОНТРАКТ
Газпромбанк
Конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
6MX
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
>25 лет журналу Морские порты