Порт Находка: рост тоннажа сухогрузов и контейнеризации
23.04.2025

Морской порт Находка постепенно наращивает обороты, меняет модель перевалки угля, переключаясь на крупнотоннажные суда, выходит на новый уровень контейнеризации. При этом Служба капитана порта борется с разливами нефти и нарушениями правил эксплуатации судов судовладельцами. О работе порта в 2024 году, обеспечении безопасности мореплавания и экологической безопасности в акватории порта и на подходах к нему рассказывает капитан морского порта Находка ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Жарков.
«МП»: Владимир Геннадьевич, 2024 год близится к завершению – каковы показатели работы порта за 10 месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года? Какие наблюдаются тенденции в перевалке грузов, особенно угля? Будет ли, по вашей оценке, уголь доминировать в порту в ближайшей перспективе?
– Грузооборот порта Находка за январь-октябрь текущего года составил 23,66 млн тонн, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основная доля приходится на сухогрузы (82%) – 19,39 млн тонн, большая часть из них приходится на навалочные грузы – 82,5%, на генеральные грузы – 12,42%, на контейнеры – 5,08%.
В экспортном направлении отмечается рост перевалки угля на 7,9%, в каботажном направлении – рост перевалки нефтепродуктов на 16%. Импорт в целом увеличился на 48,7%, до 2,62 млн тонн, каботаж в целом вырос на 7,1%.
Аналитики по-прежнему ожидают увеличения спроса на российский уголь в Азии. Эта тенденция хорошо прослеживается по динамике роста перевалки угля в порту за последние пять лет, с 2019 по 2024 год, – рост составляет 8-11%. Кроме того, наблюдается тенденция использования крупнотоннажных судов.
Например, общий дедвейт судов под флагом КНР за 10 месяцев текущего года составил 4,35 млн тонн, в прошлом году за это же время он составлял 3,15 млн тонн. Наилучшие долгосрочные перспективы в экспорте угля наблюдаются при возможности обеспечения быстрой и регулярной погрузки именно крупнотоннажного флота.
«МП»: Как развивается перевалка контейнерных грузов? Какие новые проекты были реализованы в порту в этом году?
– Темпы роста объемов перевалки грузов в контейнерах в текущем году отмечаются по всем направлениям: экспорт увеличился в 7 раз, до 189 тыс. тонн (12,5 тыс. TEU), импорт – почти в 3 раза, до 758,5 тыс. тонн (около 105 тыс. TEU), каботаж – в 2,5 раза, примерно до 37 тыс. тонн.
Рост перевалки связан с активизацией работы стивидоров. Например, АО «Находкинский морской торговый порт» («Находкинский МТП») за 10 месяцев этого года выгрузил 11 725 TEU, тогда как за аналогичный период предыдущего года – всего 644 TEU. Решение об открытии направления перевалки импортных контейнеров было принято компанией в 2023 году в рамках программы диверсификации грузовой базы на фоне дефицита пропускной способности экспортных потоков по железной дороге и в рамках развития новых логистических маршрутов через Дальневосточные морские порты. На сегодняшний день работа с контейнерными грузами поставлена на поток и составляет существенную часть грузооборота «Находкинского МТП» наравне с углем и металлопрокатом.
Другой пример – контейнерный терминал АО «Терминал Астафьева», производственный комплекс с емкостью единовременного хранения 5 тыс. TEU, в том числе СВХ на 300 ТEU. Собственные железнодорожные подъездные пути терминала длиной 1117 метров, вместимостью 71 условный вагон примыкают к станции Находка. Для накопления и отстоя вагонов с целью формирования ускоренных контейнерных поездов у АО «Терминал Астафьева» имеются буферные железнодорожные пути необщего пользования протяженностью более 2 км, что позволяет накапливать два контейнерных поезда без занятия инфраструктуры общего пользования и обеспечивать проведение всех видов ремонта подвижного состава без дополнительной передислокации в депо. Согласно заявленным планам стивидора, терминал планирует за два года увеличить оборот в пять раз – до 360 тыс. TEU.
«МП»: Какие тенденции наблюдаются в перевалке морских биоресурсов? Как развиваются соответствующие портовые мощности, какие проекты реализуются? Увеличится ли в ближайшей перспективе, по вашему мнению, объем поставок на внутренний рынок?
– В этом году результаты перевалки рыбной продукции более скромные, чем ожидали специалисты отрасли. В целом по порту объем перевалки рыбы за 10 месяцев года сократился и составил около 37 тыс. тонн. Только у одного оператора – ООО «Рыбоколхоз «Тихий океан» – отмечен рост переработки на 76,1%.
По мнению ученых, высказанном во время заседания Дальневосточного научно-промыслового совета во Владивостоке, причиной снижения уловов стало заметное потепление климата.
Специалисты отмечают, что успех путины во многом определяет вылов самого массового вида – горбуши. Количество этой рыбы, приходящей на нерест, заметно колеблется в двухлетнем цикле. Так, в основных рыбопромысловых районах Дальнего Востока в четные годы наблюдается минимум горбуши, в нечетные – максимум. Возможно, в следующем году стоит ожидать лучших уловов.
«МП»: Расскажите, как работалось ИГПК в этом году. Как изменилось количество судозаходов? Сколько проведено проверок, вынесено замечаний? Какие в основном фиксировались нарушения, много ли было задержаний судов?
– С января по октябрь Службой капитана порта оформлено 11 324 судозахода, что на 75 больше, чем за аналогичный период прошлого года (11 249). Государственная принадлежность судов не претерпела резких изменений. Основное направление следования судов осталось неизменным – страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, суда под флагом КНР за это время оформили 246 раз, в прошлом году – 184, суда под флагом Панамы – 1335 против 1302 годом ранее.
За 11 месяцев текущего года инспекцией госпортконтроля (ИГПК) осмотрено 225 российских судов. В результате выявлено 1414 недостатков, 13 судам отказано в выдаче разрешения на выход из морского порта. За этот же период проведено 192 осмотра иностранных судов. Выявлено 1738 недостатков, 42 судам отказано в выдаче разрешения на выход из порта до устранения замечаний. Задержаний судов в этом году не было.
Основные виды нарушений касались таких областей, как судовые свидетельства, противопожарное оборудование и меры противопожарной безопасности, а также безопасность мореплавания, предотвращение загрязнения морской среды, грузовая марка, спасательные средства, конвенция о труде в морском судоходстве, обеспечение охраны судна, система управления безопасностью.
«МП»: Сколько и каких было выявлено нарушений в области экологии? Какие меры предпринимаете к нарушителям экологического законодательства и как часто проводите учения, связанные с экологической безопасностью?
– В 2024 году в акватории порта выявлено 9 случаев разлива нефти и нефтепродуктов. Это большая цифра. Всем нарушителям, виновным в загрязнении акватории, предъявлены обвинения и вынесены штрафные санкции.
В целях контроля за выполнением законодательства РФ в сфере защиты морской среды от загрязнений, выявления нарушений, принятия мер реагирования Службой капитана порта систематически проводятся осмотры акватории и причальных сооружений. Кроме того, осуществляется оперативное взаимодействие с отделом по надзору на море по Приморскому краю ДМУ Росприроднадзора.
Также в акватории порта проводятся тренировочные учения перед утверждением Плана ЛРН с участием операторов терминалов, судовладельцев и специализированных профессиональных аварийно-спасательных формирований. В текущем году было проведено три таких учения и одно комплексное.
Комплексное учение проводилось в одной из крупнейших компаний на Дальнем Востоке – ООО «РН-Морской терминал Находка» с привлечением трех специализированных профессиональных аварийно-спасательных формирований: Находкинского филиала АО «Роснефтефлот», Приморского ТП Дальневосточного центра «Экоспас» филиала АО «ЦАСЭО», нештатного аварийно-спасательного формирования ООО «РН-Морской терминал Находка».
Результаты проведенных тренировочных и комплексных учений признаны удовлетворительными.
«МП»: Владимир Геннадьевич, как в порту реализуется проект по подъему затонувших судов?
– В акватории морского порта активно продолжается работа по подъему и утилизации затонувших судов, которая проходит в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», разработанного Минприроды России.
В 2023 году в заливе Стрелок в районе швартовки парома у поселка Дунай поднято и утилизировано маломерное судно – прогулочный катер 376. В 2024 году в акватории порта Находка поднят и утилизирован понтон, входящий в утвержденный перечень затонувшего имущества, удаление которого является обязательным в соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ.
Службой капитана порта Находка ведется регулярный контроль с фото- и видеофиксацией процесса подъема и утилизации затонувшего имущества.
Морские порты №10 2024