Улучшение работы портов Каспия стимулирует развитие МТК «Север – Юг» - Морские вести России

Улучшение работы портов Каспия стимулирует развитие МТК «Север – Юг»

26.11.2024

Улучшение работы портов Каспия стимулирует развитие МТК «Север – Юг»

В Каспийском бассейне расположены три российских морских порта – Астрахань, Оля (Астраханская область) и Махачкала (Республика Дагестан). Их суммарный грузооборот в 2023 году стал рекордным за последние 10 лет – свыше 6 млн тонн грузов, что на 30% выше показателя 2022 года. В текущем году порты сохраняют позитивные тенденции роста грузооборота по основным номенклатурным позициям. Также впечатляют итоги прошедшей зимней навигации: было проведено рекордное количество судов за последнюю десятилетку.

Такие результаты стали возможны в том числе благодаря стабильной работе портовых служб и четкой организации работы портовых филиалов АМП по обеспечению безопасного судоходства в портовых акваториях и на подходах к ним. О том, что лежит в основе эффективной работы морских гаваней бассейна, о мерах, способствующих позитивному росту грузооборота, о стимулах развития МТК «Север – Юг», корреспонденту «МП» в Астрахани Наталье Мироновой рассказал исполняющий обязанности руководителя ФГБУ «АМП Каспийского моря» Николай Ковалев.

«МП»: Николай Александрович, как изменилась динамика грузооборота портов АМП Каспийского моря после придания МТК «Север – Юг» статуса стратегического коридора? Какие объемы грузооборота продемонстрировали порты за 2023 год и первое полугодие 2024 года? Изменилась ли номенклатура грузов, направления перевозок, по каким причинам?

– Мы видим по динамике показателей, что роль Астраханской области в Международном транспортном коридоре (МТК) «Север – Юг» неуклонно возрастает. Грузооборот портов, входящих в состав ФГБУ «АМП Кас-пийского моря», за последние годы значительно возрос. В 2023 году объем перевалки грузов морскими портами Астрахань, Оля и Махачкала увеличился на 29,7% и составил 7,78 млн тонн. При этом экспорт вырос на 55%, импорт – на 53%.

В текущем году объем грузооборота портов вырос на 23,4% за I полугодие и составил 4,4 млн тонн. При этом экспорт вырос на 26%, импорт – на 70%. За 9 месяцев года грузооборот портов суммарно увеличился на 13% к уровню 2023 года и составил 6,3 млн тонн.

Основной номенклатурой грузов, по данным за 9 месяцев текущего года, являются зерновые грузы – 2,47 млн тонн (доля в грузообороте – 44%), нефть сырая – 1,52 млн тонн (27%), тарно-штучные – 0,64 млн тонн (11%), растительное масло – 0,48 млн тонн (9%), генеральные грузы – 0,59 млн тонн (10%), лесные грузы – 0,25 млн тонн (5%).

Наибольший рост грузооборота наблюдается в экспорте зерновых, что связано с увеличением спроса на эти ресурсы в странах Азии и Ближнего Востока. В то же время объемы импорта некоторых товаров, таких как потребительские товары и электроника, снизились, на что повлияли изменения в логистических цепочках. В целом номенклатура грузов стала более диверсифицированной, и транзитные грузы через каспийские порты начали играть важную роль.

Нужно подчеркнуть, что росту грузооборота портов Каспийского бассейна способствуют несколько факторов, в том числе геополитические условия и получение МТК «Север – Юг» статуса стратегического коридора. Россия наращивает товарооборот с Ираном и Юго-Восточной Азией. Благоприятно на судоходстве сказались также дноуглубительные работы в Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК), которые были выполнены ФГУП «Росморпорт» согласно поручению Президента РФ с целью увеличения проходной глубины для судов с осадкой до 4,5 метра.

«МП»: Какие тенденции наблюдаются в судозаходах в порты Каспия в составе флота, флага судов, интенсивности судоходства? Какова основная проблема флота на Каспии, как, по-вашему, она должна решаться?

– В портах Каспийского моря выросло количество заходов судов под иностранными флагами. Так, за 7 месяцев 2024 года количество судозаходов под иранским флагом увеличилось на 31%, до 572; под казахстанским – на 12%, до 398; под туркменским – в 2 раза, до 10. На 2,6% уменьшилось число заходов судов под российским флагом, до 5214.

Также можно отметить увеличение среднего GT судов, работающих в портах Астрахань и Оля. Так, в порту Астрахань в I полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля судов с GT выше 6 тыс. тонн (RSD59 – GT 6,3 тыс. тонн) выросла с 7% до 10%. Количество судозаходов такого флота выросло в 3,4 раза, с 76 до 261.

В порту Оля в I полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доля судов с GT выше 6 тыс. тонн выросла с 8% до 16%. Количество судозаходов такого флота выросло в 5,9 раза, с 9 до 53.

Основная проблема флота на Каспии – это старение имеющихся судов и недостаточное поступление новых. Для ее решения необходимо стимулировать строительство современных судов, особенно на астраханских судостроительных верфях. Также важно поддерживать и модернизировать существующий флот, чтобы он соответствовал современным стандартам безопасности и экологии.

Судостроительный кластер Астрахани может частично компенсировать выбывающие суда, особенно в сегменте малотоннажных и среднетоннажных судов. Однако для полного обновления флота потребуются значительные сроки и огромные инвестиции.

Важно ориентироваться на строительство судов, способных эффективно работать на всем протяжении МТК «Север – Юг», включая ВКМСК. Это должны быть суда с осадкой до 4,5 метра и высокой маневренностью, соответствующие условиям работы в Кас-пийском море и на канале.

«МП»: Какие работы ведутся по дальнейшей реконструкции ВКМСК? Является ли канал сдерживающим фактором для перевозок по МТК «Север – Юг»?

– Реконструкция ВКМСК продолжает оставаться приоритетной задачей и на этот год для Астраханского филиала ФГУП «Росморпорт», с которым у АМП Каспийского моря налажено конструктивное сотрудничество.

ФГУП «Росморпорт» на базе Астраханского филиала реализует беспрецедентный по масштабу проект развития ВКМСК в рамках обеспечения работы МТК «Север – Юг». АМП Каспийского моря играет ключевую роль в координации и контроле дноуглубительных работ, ведущихся на канале.

В планах модернизации ВКМСК – завершение основных этапов реконструкции в течение ближайших двух лет, что позволит существенно увеличить объемы перевозок. В результате канал станет более доступным для двустороннего движения, что значительно повысит его эффективность. Пока же он продолжает сдерживать развитие судоходства из-за его ограниченной пропускной способности (особенно зимой, во время ледокольных проводок) и необходимости регулярного дноуглубления. Но самой большой проблемой на сегодняшний день является продолжающееся снижение уровня Каспийского моря: согласно гидрометеорологическому бюллетеню ФГБУ «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации» по сравнению со средним годовым уровнем 2023 года в 2024 году ожидается его понижение на 15 см.

Кстати, в этом году на ВКМСК приступил к работе современный несамоходный фрезерный земснаряд высокой производительности проекта FPDG3, головной в серии из трех земснарядов, два из которых еще строятся на российских верфях.

Этот земснаряд назван в честь Николая Васильевича Русанова, руководившего Морской администрацией порта Астрахань с 1994 по 2000 год включительно. Николай Васильевич был одним из инициаторов программы возрождения на Каспии торгового флота России и внес неоценимый личный вклад в развитие Астраханского воднотранспортного узла.

Закладка киля земснаряда «Николай Русанов» состоялась в сентябре 2022 года на производственной площадке АО «ССЗ «Лотос» в Астраханской области, достроен он был на ООО «Стройлидерплюс» по заказу ФГУП «Росморпорт». Судно выполняет дноуглубительные работы на ВКМСК, в акваториях и на подходах к портам Астрахань и Оля для обеспечения безопасности мореплавания.

Всего на ВКМСК в текущем сезоне работают 14 земснарядов. В 2023 году во исполнение поручения Президента РФ предприятие обеспечило на канале достижение проходной осадки 4,5 метра с сохранением отдельных участков одностороннего движения судов.

«МП»: Какие крупные инфраструктурные проекты реализуются сегодня в портах АМП?

– В портах Астрахань, Оля и Махачкала сегодня реализуется ряд масштабных инфраструктурных проектов, направленных на увеличение перевалочных мощностей и улучшение ло-гистической инфраструктуры.

На территории Астраханской области в ноябре 2020 года создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ), объединенная в Каспийский кластер с особой экономической зоной промышленно-производственного типа «Лотос», который станет грузовой базой МТК «Север – Юг» под руководством управляющей компании АО «ОЭЗ «Лотос». Инициатором проекта является Правительство Астраханской области.

Якорный проект созданной ПОЭЗ – строительство современного контейнерного терминала для обработки грузов, идущих по МТК «Север – Юг». Соглашение по его реализации было подписано между Правительством Астраханской области и частным инвестором ООО «ПЛК «Каспий» в октябре 2019 года.

На первоначальном этапе грузоперевозки будут осуществляться через два терминала порта Оля №8 и №9 под перевалку контейнерных грузов, зерна и растительного масла площадью территории 40 га, мощностью 3,2 млн тонн.

В Махачкале в АО «ММТП» во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Республики Дагестан разработан План мероприятий по развитию порта до 2026 года, в том числе с учетом предложений Мин-экономразвития России по использованию потенциала порта в рамках ускоренной реализации проекта МТК «Север – Юг». Реализация проектов строительства нового зернового терминала и модернизации контейнерного терминала значительно увеличит потенциал порта по перевалке грузов. В перспективе после завершения этих проектов грузооборот порта Махачкала может вырасти на 20-25% в течение следующих 3-5 лет.

«МП»: Как работает сегодня система ледокольных проводок в портах, что планируется на будущее с учетом повышения интенсивности судоходства по МТК?

– Система ледокольных проводок в портах Астрахань и Оля работает эффективно, несмотря на сложные погодные условия, которые обычно складываются в зимнюю навигацию.

Зимой 2022-2023 годов ситуация на море и ВКМСК осложнялась достаточно суровыми условиями, что привело к более продолжительному ледовому периоду в сравнении со средней многолетней нормой. За период ледокольных проводок с 06.12.2022 г. по 10.03.2023 г. в акваториях и на подходах к портам Астрахань и Оля тремя ледоколами ФГУП «Росморпорт» было проведено 737 судов, из них возрастом 30 лет и более – 485 (66%).

В навигацию 2023-2024 годов ледовые условия были менее суровыми. По ее итогам с 13.12.2023 г. по 05.03.2024 г. было проведено рекордное количество судов – 949, из них возрастом 30 лет и более – 631 судно (66,4%). При этом нужно иметь в виду, что в Астраханской области ледоколы зимой выполняют еще и социальную функцию: разбивают и чистят лед на паромных переправах населенных пунктов. С согласия всех членов Бассейновой комиссии мы даем разрешения на отвлечение ледоколов для выполнения этой важной работы.

На рост показателей ледокольной проводки судов повлияло повышение интенсивности судоходства по МТК «Север – Юг», что привело к увеличению числа судов, нуждающихся в проводке, в обоих навигационных сезонах. Это потребовало более интенсивной работы ледоколов, а также Комиссии по организации ледокольной проводки судов и Бассейновой комиссии по организации ледокольной проводки, в которых АМП Каспийского моря выполняет основную организующую роль.

Хочу отметить слаженную работу всех задействованных в работе Комиссии организаций, которая привела к тому, что было проведено рекордное количество судов, и к безаварийной работе всех участников процесса. Не в последнюю очередь на это влияют и строгие требования к техническому состоянию судов, за которым строго следят Службы капитанов двух задействованных в зимней навигации портов – Астрахань и Оля.

Что касается мер по улучшению ледокольных навигаций в перспективе: планируется увеличение числа ледоколов, чтобы обеспечить бесперебойное судоходство даже в самых тяжелых условиях. По плану в будущей зимней навигации будет введен в эксплуатацию еще один, четвертый ледокол, что позволит в большей мере удовлетворить возросшие потребности портов в условиях повышения интенсивности судоходства.

И небольшая ремарка по работе Бассейновой комиссии по организации ледокольной проводки судов. Мы работаем открыто и приглашаем все заинтересованные организации, в том числе судоходные компании, операторов терминалов, участвовать в работе Бассейновой комиссии. В течение пяти лет информация о ее работе размещается в открытых источниках, в том числе на сайте АМП Каспийского моря.

Сегодня участники транспортного процесса не спешат приобщиться к работе комиссии, которая оперативно может решать их проблемы во время зимней навигации.

«МП»: Какие новые задачи для АМП могут появиться в связи с бурным развитием МТК, с ростом количества ТЛЦ, терминалов и объемов грузооборота?

– Одной из таких задач, способствующих улучшению работы морских терминалов, уже стало расширение пределов морских пунктов пропус-ка через государственную границу в портах Астрахань и Оля. Однако в настоящее время они столкнулись с актуальной проблемой, обусловленной, с одной стороны, ростом грузопотока и увеличением числа судозаходов, с другой – необходимостью модернизации инфраструктуры для соответствия современным требованиям безопасности и таможенного контроля.

Решение этой проблемы предполагает установку необходимого оборудования и уточнение границ пунктов пропуска. В частности, для порта Оля требуется установка камер видеонаблюдения и весов для соблюдения технических условий, дополнительное оборудование причалов, а для порта Астрахань – расширение пределов морского пункта пропуска, включая якорные стоянки №2, 6, 7.

В морском порту Оля в настоящее время производится дооснащение причалов №8 и №9 техническими средствами. По завершении работ, которые ведут АО «Морской торговый порт Оля» и ООО «Агротерминал «Каспий», пределы морского пункта пропуска будут увеличены, пять причалов войдут в его новые границы.

В порту Астрахань для расширения пределов морского пункта пропуска необходимо изменить его границы. Министерство транспорта России поручило провести геодезические измерения для подготовки технического отчета. В настоящее время пакет документов по включению рейда №6 в пределы морского пункта пропуска находится на рассмотрении в Минтрансе. В результате утверждения новых границ и включения рейда №6 в состав пункта пропуска порт Астрахань сможет обрабатывать больше судов и грузов. Это повысит его пропускную способность и улучшит таможенный и пограничный контроль за счет внедрения современных технических средств и стандартов безопасности и контроля.

После реализации всех запланированных мероприятий порты смогут более эффективно обрабатывать грузопотоки и обеспечивать безопасность на своих территориях.

С развитием МТК и ростом количества терминалов и логистических центров перед АМП встают новые задачи по обеспечению безопасности мореплавания, эффективной организации судоходства и повышению уровня цифровизации процессов. Мы планируем внедрять новые технологии, улучшать средства связи и развивать кадровый потенциал, чтобы соответствовать требованиям времени и обеспечить устойчивый рост грузооборота.

Морские порты №8 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ