Порт Дудинка расширяет мощности для грузов с Енисея - Морские вести России

Порт Дудинка расширяет мощности для грузов с Енисея

05.11.2024

Порт Дудинка расширяет мощности для грузов с Енисея

Значение и актуальность морского порта Дудинка в транспортной логистике России трудно оспорить прежде всего потому, что он всегда являлся перевалочной базой для снабжения портов и портопунктов, расположенных на реке Енисей и на трассе Северного морского пути (СМП). Сегодня СМП играет ключевую роль в транспортной коммуникации портов Арктики с промышленными регионами страны через систему судоходных рек, впадающих в Северный Ледовитый океан.

О положении дел в порту и перспективах его развития «МП» рассказал капитан морского порта Дудинка АМП «Западной Арктики» Евгений Григоренко.

«МП»: Евгений Васильевич, какие, по-вашему, наиболее важные изменения произошли в порту за последние пять лет? Какие новые объекты инфраструктуры появились за это время? Как повлияли на порт мероприятия, связанные с развитием Северного морского пути?

– В настоящее время эффективное управление грузопотоками по Северному морскому пути осуществляется посредством организации взаимодействия между участниками транспортно-логистических процессов, использования ресурсов крупных арктических портов, повышения пропускной способности внутренних водных путей.

Особое значение сегодня придается повышению качества управления системой доставки грузов и пассажиров в отдаленные районы Сибири и Крайнего Севера. При этом учитывается главная особенность функционирования экономики региона – минерально-сырьевая и топливно-энергетическая направленность. Вот почему развитие порта напрямую зависит от текущего увеличения добычи нефтегазового и горно-металлургического кластеров и важности их снабжения всем необходимым для производственной деятельности.

За последние 5 лет в порту произошли существенные положительные изменения: появилось 12 портовых и 10 мобильных кранов, завершено строительство заасфальтированных складских площадок общей площадью 53,3 тыс. кв. метров, а также складской площадки со щебеночным покрытием площадью 29,3 тыс. кв. метров. Продолжается строительство дополнительных буферных складских площадок общей площадью 158,7 тыс. кв. метров.

В результате таких перемен, а также доблестного труда портовиков грузооборот порта в среднем составляет более 4 млн тонн грузов в год.

«МП»: Каковы дальнейшие перспективы увеличения мощности и грузооборота порта, с чем они связаны, с какими проектами и кто инвестор этих проектов?

– В целях реализации проекта «Северный завоз» основной оператор порта Заполярный транспортный филиал ПАО «ГМК «Норильский никель» (ЗТФ «Норникеля») в 2025-2028 годах планирует проведение следующих мероприятий по увеличению мощности и грузооборота порта.

В сфере портовой инфраструктуры намечена реконструкция причальных стенок морских причалов №2 и №3 с пограничными участками морских причалов №1 и №4 (340 метров) и речных причалов №5 и №6 (240 метров). Плюс проведение дноуглубительных работ в акватории порта и на подходах: у морских причалов – в объеме 180,2 кубометра, у речных причалов низкой воды – 5080,7 кубометра, у речных причалов высокой воды с ПСГ – 31 564,3 кубометра, в лесной гавани – 110213,8 кубометра, на судовом ходе реки Дудинки – 6087,9 кубометра.

Кроме того, компанией планируется дополнительная закупка портовой техники и кранового оборудования: 6 мобильных кранов грузоподъемностью 124 тонны, 8 автоматических спредеров, 11 тяжелых погрузчиков (ричстакеров) грузоподъемностью 42-46 тонн, 10 седельных тягачей и 10 полуприцепов.

В сфере энергетической инфраструктуры предусмотрена замена 4 трансформаторных подстанций, 35 тыс. метров воздушных линий электропередачи; 10 дизельных электростанций; модернизация электрических кабельных трасс протяженностью 400 метров, 20 мобильных осветительных комплексов.

«МП»: Какую долю грузооборота сегодня составляет продукция «Норникеля», насколько широка номенклатура его грузов? Какие еще компании перегружают сейчас свои грузы в порту? Какие грузы идут по Енисею из регионов России, насколько заметен их прирост?

– Сегодня ЗТФ «Норникеля» обрабатывает 95% всех грузов, поступающих в адрес компании и потребителей всего полуострова Таймыр, осуществляет отгрузку готовой продукции «Норникеля» на суда, следующие в разные порты России и мира.

Компания обладает большим парком портальных кранов, в том числе мобильными кранами арктической модификации. Также ЗТФ «Норникеля» располагает собственным флотом, который состоит из морских и речных буксиров мощностью от 400 до 2000 л.с., лоцманского катера, танкера-бункеровщика и других судов.

Также свои грузы в порту сейчас перегружают дочерние компании «Роснефти», представители малого и среднего бизнеса.

Из материковых регионов России по Енисею с каждым годом идет все больше разного рода грузов: наливные, песок, щебень, кокс, клинкер, кварцит, строительные материалы, техника и прочие генеральные грузы, продукты питания.

«МП»: В чем особенности судоходства в акватории порта, по Енисею и на выходе из устья реки? С какими трудностями здесь осуществляется судоходство, каким в основном флотом? Как в этих условиях филиал обеспечивает безопасность мореплавания и судоходства?

– Несмотря на арктические условия, в порту организована и поддерживается круглогодичная навигация с 1 января по 31 декабря, правда, только за одним исключением – периода интенсивного увеличения уровня воды в акватории морского порта с 20 мая по 15 июня. Это вызвано особенными климатическими условиями, которые носят ежегодный характер и приводят к полному затоплению портовой территории, в том числе и причалов. В порту осуществляется обязательное буксирное обеспечение швартовных операций судов.

В зимний период околку причалов и судов осуществляет ледокол «Дудинка» Мурманского транспортного филиала ПАО «ГМК «Норильский никель». Ледокольное обеспечение проводки судов, поддержание судоходности канала на Енисее и в Енисейском заливе, проводку судов до подходного канала осуществляют ледоколы «Атомфлота».

«МП»: В связи с принятием Плана развития СМП до 2035 года какие задачи стоят перед портом? Какие объекты должны появиться в порту, насколько вырастет грузовая база и за счет чего? Как решается вопрос подготовки кадров и привлечения специалистов в порт?

– Освоение и развитие северных территорий, доступ к полезным ископаемым Арктики, наращивание объемов грузоперевозок, в том числе экспортных, – в решении данных задач порту Дудинка отводится особая роль.

В связи с этим планируется расширение инфраструктуры порта, реконструкция двух морских и двух речных причалов, дополнительное приобретение портовых кранов и прочей перегрузочной техники, развитие складской и бытовой инфраструктуры.

Кадровый вопрос решается привлечением специалистов, ищущих работу вахтовым методом, поиском работников с морскими специальностями, а также развитием интереса у подрастающего поколения – проведением экскурсий в порту, обучением портовым специальностям на базе местных учебных заведений.

Морские порты №7 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ