Махачкала станет стратегическим узлом МТК «Север – Юг» - Морские вести России

Махачкала станет стратегическим узлом МТК «Север – Юг»

01.10.2024

Махачкала станет стратегическим узлом МТК «Север – Юг»

Махачкала – важный российский порт на Каспии, один из ключевых пунктов МТК (международного транспортного коридора) «Север – Юг». Основным оператором в порту является АО «Махачкалинский морской торговый порт» (АО «ММТП), грузооборот которого год от года растет. Исходя из стратегических задач внешней торговли, президент и правительство РФ создали в регионе новую компанию с госучастием «Север — Юг», приняв решение о передаче ей 100% принадлежащих государству акций АО «ММТП». Впоследствии доля государства в уставном капитале стивидора составит 49%, а частного стратегического инвестора, которого определит правительство РФ, – 51%.

Сегодня рыночная стоимость ММТП оценивается в 1,25 млрд рублей. Но независимо от того, кто приобретет портового оператора, государство сделало на него ставку, а значит, развитие порта не за горами. О текущих делах в порту, деятельности портовых властей и грядущих переменах в гавани корреспонденту журнала «МП» рассказал капитан морского порта Махачкала ФГБУ «АМП Каспийского моря» Мирземет Герейханов.

«МП»: Мирземет Зейналович, какие инфраструктурные проекты реализуются сегодня в порту, какие планируются? Как Вы оцениваете потенциал новых проектов, таких как зерновой и контейнерный терминалы, каковы перспективы роста грузооборота порта после их реализации?

– В первую очередь необходимо отметить, что Махачкалинский порт, как составная часть транспортной системы Республики Дагестан, активно развивается с 1999 года. За это время были введены в эксплуатацию нефтепирсы №1 и №2 мощностью 7 млн тонн в год, вспомогательный причал нефтепродуктов в нефтегавани мощностью 0,9 млн тонн в год, реконструирован волнолом нефтегавани.

В сухогрузной гавани построены три причала генеральных грузов с образованием акватории и территории на 0,58 млн тонн в год и зерновой комплекс на 0,5 млн тонн в год, первая очередь паромной переправы мощностью 1,5 млн тонн в год. Образована территория для выставочного железнодорожного парка паромной переправы, построены северный и южный молы, выполнено удлинение мола сухогрузной гавани.

Реализация проектов строительства нового зернового терминала и модернизации контейнерного терминала значительно увеличит потенциал порта по перевалке грузов. В перспективе после завершения этих проектов грузооборот порта может вырасти на 20-25% в течение 3-5 лет.

Сегодня пропускная способность нефтяного терминала – 5,5 млн тонн, сухогрузного – 1,4 млн тонн, контейнерного – 30 тыс. ДФЭ.

«МП»: Каковы показатели порта Махачкала за 2023 год и первое полугодие 2024 года по грузообороту и судозаходам? Какие грузопотоки показали рост, какие – снижение?

– В 2023 году грузооборот порта составил 3,4 млн тонн (+13,9% к 2022 г.). Показатели по экспортно-импортным грузам выросли до 1,44 млн тонн (+75%), а по транзиту и каботажу сократились соответственно до 1,97 млн тонн (-9,1%) и до 29 тыс. тонн (-8,9%).

Перевалка наливных грузов снизилась до 2,08 млн тонн (-7,7%), в том числе сырой нефти (-7,82%) и нефтеналивных грузов (-0,85%).

А вот перевалка сухих грузов выросла до 1,36 млн тонн (+77,7%), особенно зерновых грузов (+70,3%), навалочных (+205%), прочих генеральных грузов (+180,2%), цемента (+51,3%). Снизился объем перевалки скоропортящихся грузов на 11,2%. Значительный рост в сегменте сухих грузов может указывать на увеличение спроса на данную номенклатуру грузов, а также на развитие инфраструктуры для их обработки в порту.

Количество судозаходов в прошлом году увеличилось с 631 до 714, рост составил 13,15%. Судозаходы в загранплавании выросли с 492 до 599, рост на 21,75%. Заходы судов в каботаже уменьшились со 139 до 115, снижение – 17,27%.

В первом полугодии 2024 года грузооборот порта снизился на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – с 1,68 млн тонн до 1,61 млн тонн. Сократилось и число судозаходов: за первое полугодие текущего года в порт зашло 354 судна, в то время как за первое полугодие прошлого года – 371 судно.

«МП»: Как отработала инспекция государственного портового контроля Службы капитана порта в прошлом году и в первом полугодии текущего года? Какова статистика проверок судов, зафиксированных нарушений и задержаний?

– В 2023 году инспекция госпортконт-роля провела 85 осмотров судов, из которых 55 имели незначительные несоответствия. В первом полугодии 2024 года проведено 26 осмотров, зарегистрировано 14 случаев незначительных несоответствий.

Таким образом, наблюдается тенденция к улучшению состояния флота, что связано с усилением контроля и повышением стандартов судоходства. Осмотры со стороны других государств также становятся более частыми и тщательными, что требует от нас соответствующего уровня подготовки и соблюдения международных норм.

Что касается осмотров судов, то наблюдается общий рост их количес-тва с 78 в 2022 году до 85 в 2023 году (+8,97%). При этом показатели осмот-ров российских сухогрузов уменьшились с 10 до 8 (-20%), осмотры прочих судов – с 37 до 36 (-2,7%). Осмотры нефтеналивных судов остались без изменений.

Осмотры иностранных сухогрузов увеличились с 20 до 25 (+25%), нефтеналивных судов – с 9 до 14 (+55,6%). Прочие суда не осматривались в предыдущие два года.

«МП»: Какие еще меры предпринимались Службой для обеспечения безопасности мореплавания с точки зрения внедрения цифровизации и усовершенствования навигации и судоходства в порту и на подходах к нему?

– В Махачкалинском филиале АМП Каспийского моря активно внедряются системы цифрового мониторинга и управления судоходством. В 2023 году была установлена новая система AIS (Automatic Identification System), что позволяет в реальном времени отслеживать местоположение и движение судов. Также введены электронные навигационные карты и система автоматического оповещения о потенциальных опасностях. Это значительно повысило уровень безопасности мореплавания в порту и на подходах к нему.

СУДС в порту Махачкала отвечает всем современным требованиям и обес-

печивает высокий уровень безопасности мореплавания, эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья Каспийского моря в акватории порта и на подходах к нему. Система соответствует второй категории по классификации IMO и Минтранса России и функционирует в круглосуточном режиме.

В зоне действия СУДС осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль.

Порт Махачкала входит в зону действия морского района А1 ГМССБ, информационно связанного с морским спасательно-координационным центром «Астрахань».

«МП»: Расскажите о работе по обес-печению экологической безопасности в порту. Насколько готовы предприятия и службы порта к предотвращению ЧС на море и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов? Как организован контроль перевалки грузов, относящихся к опасным, контроль за судами в отношении несанкционированного сброса мусора и льяльных вод?

– Экологическая безопасность – один из приоритетов нашей работы. В порту существует структура по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, оснащенная современным оборудованием. Служба капитана порта регулярно проводит учения и проверки готовности всех сил и средств к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Контроль перевалки опасных грузов осуществляется с использованием систем видеонаблюдения и датчиков утечки. Несанкционированные сбросы мусора и льяльных вод подвергаются административным наказаниям. Кроме того, Служба капитана порта проводит постоянный мониторинг накопления сточных и подсланевых вод на стоящих в порту судах.

В филиале АМП имеется План управления судовыми отходами в морском порту Махачкала, который регулирует деятельность портовых приемных сооружений, их техническое обеспечение и порядок функционирования на уровне необходимой достаточности, определяемой специализацией порта.

«МП»: С появлением в регионе новой компании с госучастием «Север – Юг», очевидно, в ближайшее время начнется бурное развитие и порта, и подходных путей, и логистических центров. Как Вы думаете, какие новые виды грузов могут прийти в порт в этой связи, каковы перспективы роста грузопотоков? Есть ли в регионе инвесторы, способные строить морские терминалы и транспортно-логистические центры, или стоит ждать иностранных инвесторов?

– С началом работы компании «Север – Юг» мы ожидаем притока новых грузов. В частности, это могут быть строительные материалы, промышленные товары и автокомпоненты. В регионе есть несколько местных инвесторов, заинтересованных в развитии портовой инфраструктуры, но виден растущий интерес и со стороны иностранных инвесторов, особенно из Ирана и Индии. По сообщениям СМИ, некоторые иностранные компании уже проявили интерес к инвестированию в портовые проекты, что свидетельствует о высоком потенциале региона.

Важной частью стратегии развития порта является активное использование паромного сообщения. Сегодня паромные переправы находятся в удовлетворительном состоянии, но в планах – их модернизация и расширение. В связи с ростом туризма в Дагестане руководством региона также разрабатываются планы по развитию пассажирских перевозок по Каспию, что предполагает строительство новых терминалов и приобретение современных пассажирских судов. По мнению властей, это привлечет дополнительных туристов в республику и принесет значительный вклад в экономику региона.

«МП»: Мирземет Зейналович, как планируете решать задачи подразделения в новых условиях? Какие программы и тренинги следует организовать для подготовки персонала к новым условиям работы и увеличению объемов деятельности, понадобятся ли новые сотрудники?

– Развитие морской портовой инфраструктуры и морского туризма, а также подготовка кадров для отрасли обсуждались в мае этого года на встрече руководителя Росморречфлота А.В. Тарасенко и главы Республики Дагестан С.А. Меликова.

По словам главы Дагестана, в регионе активно развивается сфера туризма, появляется спрос на морские прогулки и круизы, потребность в профессиональных кадрах растет. Руководители обсудили возможность создания мореходного училища на базе одного из образовательных учреждений республики для привлечения молодежи в отрасль и обеспечения региона компетентными специалистами.

На базе Колледжа машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе в Каспийске было предложено создать филиал Волжского государственного университета водного транспорта. К имеющимся в колледже специальностям планируется добавить учебные программы по судовождению, эксплуатации судовых энергетических установок, судового электрооборудования и средств автоматики.

А в июне на Петербургском международном экономическом форуме соответствующее соглашение о создании филиала уже было подписано руководителем Росморречфлота А.В. Тарасенко и председателем правительства Дагестана А.М. Абдулмуслимовым при участии в режиме ВКС главы республики С.А. Меликова, который отметил, что на сегодняшний день Дагестану необходимо не менее 470 высококлассных морских специалистов и что респуб-лика возлагает на данное соглашение большие надежды.

Морские порты №6 (2024)

__

Самые важные и интересные новости отрасли, а также эксклюзивные интервью с наших мероприятий в социальных сетях:

–Telegram: https://t.me/morvestirussia

– Вконтакте: https://vk.com/morvesti

– Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/morvesti

– YouTube: https://www.youtube.com/@MaritimeNewsOfRussia


ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ