Мурманский транспортный узел прирастает проектами - Морские вести России

Мурманский транспортный узел прирастает проектами

25.06.2024

Мурманский транспортный узел прирастает проектами

Морской порт Мурманск – один из крупнейших по грузообороту портов не только в составе АМП Западной Арктики, но и в России. Он по праву считается транспортными воротами в Арктику. Более десяти лет назад были инициированы планы по развитию Мурманского транспортного узла, созданию здесь особой экономической зоны. Но только в последние годы, претерпев ряд качественных изменений, программа начала активно реализовываться, и в 2024 году будет сдан первый новый терминал «Порт Лавна».

На страже контроля развития инфраструктуры порта, так же как и контроля безопасности мореплавания, стоит Служба капитана порта. Одним из последних проектов, декларацию о намерениях которого рассматривала Служба, стал проект создания морского терминала по перевалке белорусских грузов. Подробно об этом и об исполнении своих основных функций в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Мурманск ФГБУ «АМП Западной Арктики» Эдуард Безукладов.

«МП»: Эдуард Евгеньевич, какова динамика перевалки грузов в порту в этом году и динамика судозаходов, каковы тенденции и с чем они связаны?

– Несмотря на переориентацию грузопотоков в последние два года и кардинальное изменение логистики перевозок, особенно угля, грузооборот порта в прошлом году вырос на 2,8% и составил 57,8 млн тонн.

По итогам I квартала 2024 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года грузооборот снизился на 9%, до 13,6 млн тонн. Снижение произошло в основном за счет уменьшения перевалки сухих грузов – руды, угля, прочих навалочных грузов, цветных металлов – на 12,8%. Перевалка наливных грузов сократилась на 6,4% за счет снижения перевалки нефти на 4,5%, сжиженного природного газа – на 35,3% (на ВРПК СПГ) и нефтепродуктов – на 5,3%.

Количество судозаходов в порту в I квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года тоже снизилось на 232 и составило 2150. В текущем году снижение количества заходов флота связано в основном с балкерами, танкерами в загранплавании и газовозами под иностранным флагом.

Кроме того, сократился выход маломерных катеров и буксиров, работающих на ВРПК СПГ и в Ура-Губе, за границы порта. Валовая вместимость этих судов небольшая, поэтому они не оказывают влияния на величину доходов, но отражаются в статистике.

«МП»: Служба капитана порта стоит на страже исполнения российского и международного законодательства в сфере торгового мореплавания. Как отработала инспекция госпортконтроля в прошлом году и в I квартале 2024 года, какова статистика проверок судов?

– Всего в минувшем году инспекторами ИГПК проведено 468 осмотров судов под флагом РФ. Из них 391 осмотр (84%) с недостатками, то есть с выявленными несоответствиями конвенционным требованиям. В 6 случаях судам отказано в выдаче разрешения на выход из порта, что составило 1% от общего количества осмотров. Проведено 604 контрольных осмотра судов. Всего на судах под флагом РФ выявлено 2153 несоответствия конвенционным требованиям, из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 36.

Проверок судов под иностранными флагами проведено 212, из них 73 (34%) – проверки с несоответствиями конвенционным требованиям. Зарегистрировано 2 задержания судов под иностранными флагами, что составило 1% от общего количества инспекций. Выявлено 372 несоответствия на судах под иностранными флагами, из них приведших к задержанию – 7.

За I квартал 2024 года количество осмотров и контрольных осмотров судов под флагом РФ составило 200, выявлено 460 замечаний, в том числе приведших к задержанию судов – 1. Осмотров и контрольных осмотров судов под иностранными флагами было зафиксировано 108, нарушений выявлено – 124, в том числе приведших к задержанию судов – 0.

«МП»: В связи с уходом крупных западных морских перевозчиков и переориентацией на отечественный флот повысился ли спрос на морские профессии? Какие в общем показатели работы отделов дипломирования и выдачи УЛМ и мореходных книжек?

– За 2023 год отделом дипломирования Службы капитана порта всего сформировано и выдано 3004 документа, что на 560 больше по сравнению с предыдущим годом. Из них дипломов командного состава выдано 1539, квалификационных свидетельств рядового состава – 451, свидетельств специалистов – 497, подтверждений – 504, лоцманских удостоверений – 13.

Морской квалификационной комиссией в прошлом году проведено 974 испытания с целью получения квалификационных документов. В результате 801 испытание прошло успешно, не сдан зачет по 173 испытаниям. Проведено 13 испытаний в отношении лоцманских удостоверений, все успешно сданы.

Отделом УЛМ и МК Службы капитана порта в прошлом году изготовлено и выдано 2921 удостоверение личности моряка и 319 мореходных книжек.

«МП»: Как развивается инфраструктура порта и Мурманского транспортного узла (МТУ) в целом, когда будет сдан терминал «Порт Лавна»?

– Терминал «Порт Лавна» планируется открыть в августе 2024 года. Об этом губернатор Мурманской области Андрей Чибис докладывал недавно Президенту РФ В.В. Путину во время видеоконференции.

Проект Мурманского транспортного узла (МТУ) предусматривает создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, включая угольный и нефтяной терминалы, и строительство к ним железнодорожной ветки Выходной – Лавна. Конечная цель проекта – создание действующего круглогодичного глубоководного морского хаба – центра переработки грузов, который будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север – Юг».

Важные преимущества этого хаба – возможность открытия новых экспортных направлений за счет беспрепятственного выхода в нейтральные воды Мирового океана и естественная глубоководность: у берега глубины достигают 15 метров, что позволяет принимать крупнотоннажные суда. Кроме того, порт является незамерзающим и не требует ледокольного обеспечения.

«МП»: Стало известно, что на западном берегу Кольского залива выделено место под строительство морского терминала для перевалки грузов из Белоруссии. Каковы результаты договоренности и параметры терминала?

– Компания «Морской терминал «Ворота Арктики» на западном берегу залива будет строить многофункциональный комплекс по перевалке минеральных удобрений, нефтепродуктов, а также контейнерных и иных грузов из Республики Беларусь. Об этом руководство компании на рабочей встрече с губернатором области подписало соглашение о намерениях.

Таким образом, Белоруссия получит круглогодичный транспортный коридор для доступа своих товаров и грузов на мировые транспортные пути и рынки, а область и МТУ – новый импульс к экономическому развитию.

Ориентировочная мощность белорусского порта составит 25-30 млн тонн грузов в год. Предполагается, что его возведут до 2028 года. Это будет мультимодальный комплекс, рассчитанный на различные виды грузов. Также рассматривается возможность создания контейнерного терминала.

Объем инвестиций в инфраструктуру пока не раскрывается, итоговую стоимость определят в рамках предпроектных работ. Пока порт начнут строить за счет частных инвестиций, потом предполагается использовать схему государственно-частного партнерства.

Строительство нового белорусского морского терминала позволит повысить инвестиционную привлекательность Мурманской области и создать новые рабочие места, расширить экспортный потенциал Республики Беларусь и Российской Федерации, обеспечить выход в Мировой океан и полнее использовать Северный морской путь.

Морские порты №4 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ