«Тщательная подготовка к докованию – залог безаварийной эксплуатации судна» - Морские вести России

«Тщательная подготовка к докованию – залог безаварийной эксплуатации судна»

18.06.2024

«Тщательная подготовка к докованию – залог безаварийной эксплуатации судна»

В прошлом году «Совкомфлот» столкнулся с необходимостью выполнения большого объема ремонтных работ. Плановый срок эксплуатации ряда возрастных судов был продлен. Как поддерживать флот в исправном техническом состоянии в непростых условиях, рассказал в интервью технический директор компании Сергей Нефедов.

По материалам «Вестника СКФ»

– Какие изменения коснулись сферы судоремонта за последний год?

– В 2023 году компания оказалась в непростой ситуации. Мы больше не могли делать ремонты там, где хотели, приходилось это делать там, где было возможно в силу санкционных ограничений. Пришлось отказаться от традиционных судоремонтных баз, в результате работы которых мы были уверены, и переключаться на новые.

Таких объемов у нас не было никогда – отремонтировано 44 судна. Задача казалась практически невыполнимой. Ежемесячно ремонтировали по три-четыре судна вместо стандартных одного-двух. Тем не менее все суда вышли из ремонтных баз и были переданы в эксплуатацию.

– Ощущается ли недостаток технологической экспертизы в судоремонте?

– Конечно. Не хватает Blohm & Voss (Германия), Lisnave (Португалия), Damen (Голландия), Fayard AS (Дания), Navantia (Испания). Эти заводы – суперверфи, где ремонтируются крупнейшие судовладельцы мира, которые ценят высокое качество услуг и умеют считать деньги.

Но мы передаем имеющийся опыт и годами наработанную экспертизу менее рейтинговым верфям. Повышаем сложность задач, что является для них определенным вызовом и новым этапом в развитии. Речь идет о высокотехнологичном ремонте другого класса. Компании есть что показать партнерам в плане организации и подготовки к ремонту. Благодаря такому взаимному сотрудничеству верфи наращивают компетенции и в перспективе могут рассчитывать на более высокий рейтинг у судовладельцев.

– Как развивается сотрудничество с отечественными ремонтными предприятиями?

– Российские судоремонтные заводы имеют ограничения на прием крупнотоннажных морских судов. Тем не менее практика показывает, что при желании все осуществимо. В 2023 году три крупнотоннажных танкера были отремонтированы в России на Канонерском судоремонтном заводе (Санкт-Петербург). Считаем, что завод с поставленной задачей справился.

– Какова роль экипажа в подготовке судна к ремонту?

– Танкер – удаленный объект, который большую часть времени находится в море, что предусматривает сложности с оценкой технического состояния. В аэропорту, например, для воздушного судна предусмотрена инфраструктура обслуживания и есть возможность профессиональной оценки его состояния, всегда есть большое количество техников, которые могут его осмотреть.

В отличие от аэропорта морской грузовой терминал такими возможностями не обладает. Следовательно, экипаж является основным носителем информации о состоянии судна, поэтому от команды требуется очень многое, в том числе составление ремонтной ведомости. Мы всегда призываем экипаж максимально подробно документировать неисправности всеми возможными техническими средствами.

Поэтому, если информация с борта транслируется плохо, это по цепочке вызывает определенный сбой. В итоге может возникнуть ситуация, когда судно придет в ремонт неподготовленным, а мы узнаем об этом в последний момент.

– Часто ли такое случается?

– Такие случаи бывают нечасто, но они происходят. Не хватает инструмента, запчастей, а иногда просто не хватает знаний или экипаж уделяет недостаточное внимание оценке повреждений. Например, нам экипаж говорит, что состояние балластного танка хорошее и он в покраске не нуждается. Потом выясняется, что это не совсем так.

Мы очень рассчитываем на правильную оценку состояния судна при подготовке к ремонту. Это ежедневная работа, и делать ее нужно заблаговременно. Тогда процесс ремонта превратится в удовольствие, а не в головную боль.

– Суда, которые работают в Арктике, требуют более частого техобcлуживания?

– В Советском Союзе арктическое плавание подразумевало ежегодные докования. Эти времена ушли, но Север по-прежнему накладывает свои ограничения. Суда, которые работают в арктических широтах, испытывают повышенные нагрузки, хотя они уже заложены в их конструкции. В каждом случае мы тщательно рассматриваем вопрос и принимаем индивидуальное решение, ставить судно в ремонт или продолжать эксплуатировать.

– Как сейчас обстоят дела с запчастями и материалами для ремонтов? Наблюдается ли снижение их качества?

– Политика компании предусматривает полную комплектацию судна расходными материалами для ремонта. Мы не приходим на завод с пустыми руками со словами: «Сделайте нам все под ключ». Комплектация запчастями – это обязанность наших технических подразделений. «Совкомфлот» как ответственный техменеджер готовит основной пакет запчастей, которые находятся на борту.

2022 год внес определенные коррективы в поставки комплектующих. Сотрудничество с некоторыми партнерами завершилось, но нам удалось решить вопрос поставок. Конечно, не всегда легко достать оригинальные запчасти, подбираем аналоги достойного качества. Недавно решили проблему с поставками судовых масел. Опасались, что еще немного – и снабжение будет нарушено, что неминуемо скажется на эксплуатации флота. Но решение нашлось, и сейчас отечественные компании «Лукойл» и «Газпром нефть» обеспечивают нам 100% гарантированных поставок судовых масел по всему миру.

– Сложно ли организовать ремонт в случае внеплановой поломки судна?

– Внеплановый ремонт – это форс-мажор для любой компании. В современных условиях, когда ремонтная база ограничена, такие ситуации вдвойне опасны, и хотелось бы их по возможности избегать. Тем не менее при необходимости такие проблемы решаем.

Из последних примеров был танкер, который в штормовую погоду получил повреждения дейдвудного уплотнения. Судно вынужденно проследовало на судоремонтный завод, где был произведен ремонт в сухом доке.

– Из чего складывается бюджет на финансирование ремонтов и какова его динамика?

– Годовые расходы на ремонт планируются по фактически понесенным расходам за предыдущий год и отражают инфляционную составляющую. Большая доля затрат зависит от стоимости лакокрасочных материалов, стали, трубопроводов, кабелей и прочих запчастей. Также стоимость учитывает человеческие ресурсы, вовлеченные в ремонт. Соответственно, из года в год этот бюджет растет. «Совкомфлот» придерживается высоких стандартов технической эксплуатации флота, и планку качества ремонтов не снижаем, несмотря ни на какие обстоятельства.

Морские вести России №6 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ