Порт Невельск улучшает условия для мореплавания - Морские вести России

Порт Невельск улучшает условия для мореплавания

11.06.2024

Порт Невельск улучшает условия для мореплавания

В настоящее время морской порт Невельск, в границы которого входят терминалы, расположенные на Курильских островах, – Южно-Курильск, Крабозаводск, Малокурильск, Курильск, Северо-Курильск, работает в стабильном режиме и обеспечивает бесперебойное грузовое и пассажирское сообщение с портами других регионов России и иностранных государств. Грузооборот Невельска по итогам 2023 года остался на уровне предыдущего года – 1,74 млн тонн (-1%). При этом в порту заметно улучшаются условия для безопасного мореплавания и экологической безопасности. Об итогах работы порта в прошлом году и новых тенденциях рассказывает капитан морского порта Невельск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» Аркадий Макаров.

«МП»: Аркадий Валентинович, в 2022 году наблюдалось сокращение грузооборота порта. Какие тенденции отмечались в прошлом году и каковы показатели по итогам 2023 года?

– За год работа порта стабилизировалась. По итогам 2023 года грузооборот сократился всего на 1%, до 1,74 млн тонн.

Номенклатура грузов и направления потоков не изменились. В основном это сухогрузы – 1,72 млн тонн. Из них большую часть составляет экспортный уголь, который отгружается на терминале в Невельске; за год его количество сократилось на 2,2%, до 1,47 млн тонн. Генеральных грузов перегружено 215,4 тыс. тонн, рыбной продукции – 57,7 тыс. тонн, металлолома – 2,2 тыс. тонн, лесных грузов – 0,9 тыс. тонн, грузов в контейнерах – 26,7 тыс. тонн (2086 TEU, из них порядка 200 TEU – рефконтейнеры, 1,1 тыс. TEU – порожние контейнеры). Наливных грузов (полностью в каботажном направлении) перегружено 15,3 тыс. тонн, что на 30% меньше, чем в предыдущем году (в 2022 г. – 22 тыс. тонн).

Отмечу, что большая часть наших грузов идет на экспорт – около 1,43 млн тонн, в основном это уголь. Импорт составил около 47 тыс. тонн, каботаж – порядка 255 тыс. тонн (генеральные грузы – 157 тыс. тонн, контейнерные – 26,3 тыс. тонн, или чуть более 2 тыс. TEU, остальное – наливные).

За два первых месяца 2024 года динамика не сильно изменилась: объем перевалки составил 189,5 тыс. тонн, из которых экспорт – 122,6 тыс. тонн (уголь – 120,6 тыс. тонн), импорт – 39 тыс. тонн, каботаж – 27,4 тыс. тонн. Номенклатура грузов – прежняя: сухогрузы – около 184 тыс. тонн, в том числе генеральные грузы – 60 тыс. тонн, контейнерные – около 2,3 тыс. тонн, или 168 TEU, из них 11 TEU – рефконтейнеры.

«МП»: Насколько изменилась интенсивность судоходства в прошлом году и какие тенденции сейчас?

– В 2023 году количество судозаходов в порт уменьшилось на 3% и составило 8224, из них 8197 – под российским флагом, 27 – под флагами иностранных государств (КНР – 14, Панама – 7, Либерия – 4, Сьерра-Леоне – 1, Республика Корея – 1).

В каботажном направлении двигалось 7692 судна, в Японию – 456, в КНР – 30, в Республику Корею – 46. Основное количество судов – рыболовные (6396), пассажирские (722) и сухогрузы (534), затем – рефрижераторные суда (355), танкеры (85), прогулочные (72), балкеры (38), буксиры (14), ро-ро-суда (6), а также одна баржа и одно крановое судно.

Небольшое уменьшение судопотока связано с сокращением заходов танкеров, буксиров и рыболовных судов на фоне увеличения числа балкеров, рефрижераторных и пассажирских судов. Причем рост показателя судозаходов балкеров обязан т/х «Орион» дедвейтом 10,76 тыс. тонн, который с августа 2023 года стал перевозить грузы на экспорт и в каботажном направлении. Между тем в 2 раза увеличилось количество прогулочных судов.

О тенденциях текущего года выводы делать рано. Количество судозаходов за январь-февраль 2024 года составило 958, что на 91 судозаход меньше, чем в прошлом году, из них на терминал Невельск – 104, Южно-Курильск – 345, Малокурильск – 265, Северо-Курильск – 222, Курильск – 22.

«МП»: Как развиваются пассажирские перевозки в Невельске, в том числе на удаленных терминалах Курильской гряды? В чем особенности организации этих перевозок?

– Количество пассажиров, перевезенных за год, держится примерно на одном уровне. В прошлом году отмечено сокращение пассажирооборота на 3%, до 34 520 человек.

Как известно, на линиях, соединяющих Курильские острова с Сахалином и Камчаткой, работают несколько судов. Основную долю пассажиров перевозят грузо-пассажирские паромы проекта PV22 «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской», а также теплоходы «Игорь Фархутдинов», «Нарва» и другие. Например, за два месяца 2024 года на линии Корсаков – Курилы четырьмя названными судами перевезено 1196 пассажиров и 4911 тонн грузов – почти на уровне прошлогодних показателей.

Новые суда проекта PV22 обладают повышенным ледовым классом, что дает им возможность работать в условиях тяжелой ледовой обстановки, как это было в конце февраля текущего года, когда капитан теплохода «Адмирал Невельской» выполнил маневры для разгона льдов в бухте Китовой, чтобы подойти к причалу терминала Курильск на о. Итуруп.

Отмечу, что для улучшения работы линии были проведены работы по дноуглубению и берегоукреплению на нескольких причалах терминала Курильск.

«МП»: Что сделано инспекцией гос-портконтроля для обеспечения безопасности мореплавания, какие мероприятия проводились? В ходе осмотра судов какие были выявлены несоответствия и в каком количестве?

– Основа для нормального функционирования порта – это безаварийность. Для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в порту в 2023 году капитан порта в ежедневном режиме принимал доклады от инспекторов госпортконтроля на морских терминалах, анализировал оперативную обстановку.

Также отрабатывались действия при возникновении или угрозе чрезвычайных ситуаций и аварий с судном. Ежемесячно в рамках действия плана ЛРН ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» производилась проверка связи для готовности своевременного реагирования при разливах нефти и нефтепродуктов в акватории порта.

С целью обеспечения безопасности мореплавания, жизни и здоровья людей, а также предотвращения загрязнения окружающей среды при осуществлении осмотров судов в рамках госпортконтроля особое внимание уделялось состоянию корпуса судна, уплотнительной резины на люковых закрытиях и водонепроницаемых дверях, герметичности приемно-топливных сооружений, наличию и исправности аварийно-спасательных средств.

По итогам 2023 года аварийных случаев по причинам, относящимся к сфере ответственности Службы капитана порта, зафиксировано не было.

В прошлом году ИГПК оформлено 8227 приходов и 8224 отхода судов. Проведено 336 осмотров, дважды за год было задержано судно под флагом РФ – т/х «Рейд-6». На этом судне были выявлены несоответствия, которые создавали угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей и загрязнения окружающей среды.

Всего в ходе проверок было выявлено 794 несоответствия, из них самые распространенные: рабочие условия, КТМС (197), судовые документы и сертификаты (127), безопасность мореплавания (96), спасательные средства (91), МАРПОЛ (83), аварийное оборудование (49), пожаробезопасность (37), грузовая марка (33), пропульсивная установка и вспомогательные механизмы (26) и другие.

По сравнению с 2022 годом количество выявленных несоответствий уменьшилось на 3%, несмотря на то что количество проведенных осмотров увеличилось на 14,67%.

«МП»: С 1 марта 2024 года вступили в силу Обязательные постановления в морском порту Невельск в новой редакции, утвержденной Минтрансом. Что изменилось с принятием этого документа?

– В сравнении с ранее действовавшими Обязательными постановлениями, утвержденными в 2014 году, в новом документе, который будет действовать до 1 марта 2030 года, есть изменения, касающиеся границ порта, лоцманской проводки, швартовки и буксирного обеспечения, портовой инфраструктуры и других аспектов работы порта.

В частности, из списка судов, освобожденных от обязательной лоцманской проводки, исключены суда валовой вместимостью менее 500 тонн, то есть и суда портового флота. Уточнены границы района обязательных лоцманских проводок на участке Северо-Курильск акватории порта Невельск, что связано с изменением границ акватории данного участка.

Уточнено описание зоны действия СУДС и правила плавания в этой зоне, правила захода и выхода судов из порта, а также регулирование ледового плавания. Кроме того, документом уточнены требования к движению судов на различных участках акватории порта Невельск и к процедурам проведения швартовных операций. В частности, скорректированы сведения о минимальном количестве и мощности буксиров для проведения безопасных швартовных операций в порту Невельск и уменьшено число случаев обязательного буксирного обеспечения при проведении швартовных операций.

Помимо прочего, обновлены сведения о технических характеристиках причалов и пирсов, которые были отремонтированы и реконструированы. Также документом расширен перечень классов опасных грузов, которые могут обрабатываться в морском порту, – теперь он допускает все классы опасности, кроме седьмого.

«МП»: Аркадий Валентинович, насколько успешно реализуется в регионе проект «Генеральная уборка» по очистке и утилизации затонувших судов в акватории Дальнего Востока?

– В рамках реализации проекта «Генеральная уборка» прошлый год для нас был очень активным – мы оказались как бы в эпицентре проведения мероприятий по освобождению акватории Дальневосточного федерального округа от затонувших судов.

Основные работы проходили в акватории терминала Северо-Курильск. Здесь осуществлялся подъем шести затонувших объектов из девяти намеченных (корпуса судов «Дружелюбный», «Нежин», «Механик Жуков», «Оклан», «Далларик» и других).

В акватории терминала в Невельске в работе было два затонувших судна, где, в частности, был поднят и утилизирован рейдовый тральщик, списанный более полувека назад.

Служба капитана порта контролирует исполнение всех работ, связанных с подъемом и утилизацией затонувшего имущества. Отмечу, что процесс с каждым годом становится все интенсивней. Если в 2022 году в Сахалинской области было поднято 4 объекта, в 2023 году – порядка 15, то план до 2030 года – более 50 затонувших и брошенных судов.

Морские порты №3 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ