Сквозь годы развития и реформ - Морские вести России

Сквозь годы развития и реформ

05.06.2024

Сквозь годы развития и реформ

ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» 25 февраля отметило 30-летие. Образованное как государственное учреждение «Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань», оно прошло сквозь годы становления, развития и реформ, в том числе разделение административных и хозяйственных функций. Реформы в учреждении происходят и сегодня – отдельные филиалы сливаются, изменяются границы портов и т.д. Но по-прежнему главной функцией Администрации остается обеспечение безопасности мореплавания в портах и на подходах к ним, что успешно реализуется в зоне ответственности. Об этом, а также о текущих итогах работы портов, входящих в состав АМП, рассказывает руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», 20 лет возглавляющий учреждение, Николай Татаринов.

«МП»: Николай Петрович, в этом году Вашей Администрации 30 лет. Расскажите об основных этапах ее становления, событиях, изменениях в деятельности. С чего все начиналось, как создавалась АМП, кто стоял у истоков создания?

– Наступивший 2024 год стал урожайным на юбилеи в нашей отрасли: Министерству транспорта Российской Федерации исполняется 215 лет, Федеральному агентству морского и речного транспорта – 20 лет, наше ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» 25 февраля отметило свое 30-летие.

В администрации Ванинского района Хабаровского края 25 февраля 1994 года было зарегистрировано Государственное учреждение «Морская администрация портов Ванино и Советская Гавань». В состав МАП в тот момент вошли филиалы, расположенные в портах Николаевск-на-Амуре и Де-Кастри.

Первым начальником учреждения был Анатолий Георгиевич Климов (06.03.1944-20.11.2014) – Почетный работник морского флота, Почетный гражданин Ванинского муниципального района Хабаровского края, ветеран труда. При нем были построены административные здания, расположенные в портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.

Мне довелось возглавить учреждение в декабре 2004 года. На время моей работы выпало становление АМП и структуры «Росморпорта», образованных из МАПов, административные и хозяйственные функции которых были разделены в мае 2003 года. Затем была реформа АМП по созданию бассейновой структуры учреждения с филиалами в каждом порту, входящем в состав Администрации. В марте 2009 года был создан филиал в морском порту Охотск, в мае того же года к ФГУ «АМП Ванино» присоединилось ФГУ «Государственная администрация морского рыбного порта Совгавань».

После присоединения в 2015 году к ФГУ «АМП Ванино» ФГУ «АМП Магадан» наша организация была переименована в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» с образованием Магаданского филиала.

В результате всех реорганизаций в состав ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» сегодня входят пять филиалов, расположенных в портах Хабаровского края и Магаданской области: Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Советская Гавань и Магадан. Но на этом реформы не закончились. В настоящее время идет административное объединение портов Советская Гавань с Ванино и Охотска с Николаевском-на-Амуре с целью оптимизации управления их деятельностью. В результате границы портов Ванино и Николаевск-на-Амуре будут изменены, претерпит изменение и документация, и порядок исполнения властных функций в этих портах.

В целом анализ деятельности учреждения с момента создания и по сегодняшний день свидетельствует о значительности проделанной работы по обеспечению интересов государства в морских портах, относящихся к зоне его ответственности.

«МП»: На какой стадии находится сегодня процесс объединения названных портов? Какие есть проблемы и трудности в текущей реформе?

– Процесс этот не быстрый. Документы по объединению территорий морских портов Николаевск-на-Амуре и Охотск направлены на согласование в Росморречфлот.

Подготовка документов по объединению территорий морских портов Ванино и Советская Гавань осложняется тем, что не до конца оформлены земельные участки стивидорных компаний, расположенных в границах морского порта Советская Гавань.

В 2023 году по распоряжению Правительства РФ к морскому порту Де-Кастри присоединены участок акватории и участок территории бывшего морского порта Мыс Лазарева.

«МП»: Какие мероприятия, организованные Администрацией и запланированные на этот год, посвящены юбилею учреждения?

– В этот юбилейный год мы решили уделить больше внимания подрастающему поколению. В рамках празднования и в целях популяризации морских профессий у нас состоялся ряд мероприятий: выставка детского рисунка «Моя профессия – моряк», фотовыставки «Море – наше ВСЕ».

В целях профориентации в рамках проведения дня открытых дверей работники Администрации организовали встречи с учениками 9-11 классов средних школ п.Ванино. Во время экскурсий сотрудники учреждения познакомили старшеклассников с историей образования организации, рассказали о задачах и функциях, которые выполняет Служба капитана морского порта Ванино. Дети смогли посмотреть технические средства и программы, которые помогают организовывать процессы контроля безопасного движения судов в порту и на подходах к нему. Ученики узнали о видах государственных услуг, оказываемых учреждением.

Надеемся, что в недалеком будущем кто-то из ребят выберет для себя профессию, связанную с морем, и, возможно, в дальнейшем станет работать в нашем учреждении и продолжит сохранять его традиции.

«МП»: Каковы итоги работы портов АМП в 2023 году, какими были основные тенденции в перевалке грузов? Есть ли задержки в расширении мощностей энергетических терминалов портов Ванино и Де-Кастри? Какие перспективы на 2024 год?

– Что касается показателей грузооборота и судозахода, то, к сожалению, результаты работы всех портов, входящих в состав АМП, за 2023 год не достигли своих плановых показателей. Общий грузооборот составил 47,4 млн тонн, что на 5% больше, чем в 2022 году (45,2 млн тонн), но на 6,8% меньше, чем было запланировано (50,9 млн тонн). Грузооборот в порту Ванино снизился на 7,6%, с 37,6 млн тонн в 2022-м до 34,9 млн тонн в 2023-м.

В 2022 году из-за санкций шесть месяцев не работал нефтеналивной терминал в порту Де-Кастри. В конце 2022 года сменился собственник и перевозка нефтепродуктов возобновилась. По порту Ванино иная ситуация: несмотря на то что мощность морских терминалов в порту позволяет переваливать до 50 млн тонн грузов в год, фактически эти мощности задействованы на 2/3.

Заход судов в морские порты АМП в 2023 году незначительно уменьшился и составил 5515 судозаходов, в 2022 году – 5690. Уменьшение произошло во всех портах, кроме Охотска и Де-Кастри. Порты АМП специализируются на переработке практически всех видов грузов, но основную долю составляет перевалка угля и сырой нефти: уголь – 73%, нефть и нефтепродукты – 17%, руда (глинозем) – 2,5%, прочие – 7%. В связи с этим преобладающие типы судов – балкеры.

В порту Ванино судозаход снизился на 9%. Основным направлением, куда отправляются грузы из Ванино, являются страны АТР. Только если пять лет назад основной объем грузов шел во Вьетнам, Китай, Южную Корею и Японию, то за последние годы произошла переориентация грузопотоков. Основные страны, куда сегодня направляется груз, – это Китай (количество судов в этом направлении увеличилось на 61%), Республика Корея (+17,6%), а также суда пошли в Малайзию, Индонезию, Сингапур.

Главной причиной уменьшения грузооборота и количества судозаходов в порту Ванино является снижение объемов перевозки грузов железной дорогой. Уже третий год РЖД ведется работа по проекту модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Мы очень надеемся, что по завершении этих работ значительно увеличится пропускная и провозная способность железной дороги в направлении Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла.

Начало 2024 года особо не улучшило положения по грузообороту и судозаходу. К проблеме поставки грузов по железной дороге добавилась еще сложная ледовая обстановка в порту Ванино. За 2 месяца начавшегося года грузооборот снизился на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«МП»: Расскажите подробней о том, как проходит зимний период, насколько он сложен? Что происходило в ледокольных проводках, как отработали порты?

– В зимний период, согласно Плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2023-2024 годов в замерзающих портах РФ, утвержденному руководителем Росморречфлота, ледокольные проводки в морском порту Ванино обеспечивают ледоколы «Магадан» и «Капитан Хлебников», в морском порту Магадан – ледокол «Москва». Период ледокольных проводок 2023-2024 годов в порту Ванино объявлен с 26.12.2023, Советская Гавань – с 12.12.2023, Де-Кастри – с 26.12.2023, Магадан – с 15.12.2023.

Период ледокольных проводок в порту Ванино начался на семнадцать дней раньше, чем в предыдущую зиму. Это связано с ранним интенсивным ледообразованием в Татарском проливе. Площадь покрытия Охотского моря и Татарского пролива льдом была значительно больше, чем в прошлые годы.

Ледокол «Капитан Хлебников» прибыл в порт Ванино 2 января и сразу же приступил к проводкам судов, «Магадан» присоединился к нему 10 февраля. Ледоколы покинули порт только 30-31 марта. Максимальная протяженность ледокольной проводки зафиксирована 5 января, она достигла 86,4 мили, при этом продолжительность проводки составила 13,5 часов.

Распоряжением капитана порта период ледокольных проводок окончен 1 апреля 2024 года. В целом по продолжительности его можно отнести к среднестатистическим, а по сложности он не уступает предыдущим. С третьей декады января по первую декаду февраля и в середине марта ледовые условия были наиболее тяжелыми. Вводились ограничения даже для судов с ледовым классом Arc4 под проводкой ледокола.

«МП»: Николай Петрович, несколько слов о развитии инфраструктуры портов, в частности о крупном проекте строительства терминала на мысе Манорском. Когда намечается окончание строительства, все ли идет по плану, когда будет включение в границы порта Ванино и т.п.?

– В настоящее время в Хабаровском крае, в Тугуро-Чумиканском районе, на мысе Манорском ведется строительство морского терминала «Порт Эльга». Распоряжением Правительства РФ от 10.10.2023 г. №2773-р терминал включен в границы порта Ванино. Строительство терминала осуществляется с целью перевалки угля, доставляемого по строящейся Тихоокеанской железной дороге с Эльгинского каменноугольного месторождения в Якутии, с последующей отгрузкой на морские суда. Терминал является час-тью логистического кластера, создаваемого компанией «Элси».

Мощность терминала составит 30 млн тонн в год. Первый балкер на терминале «Порт Эльга» планируется принять в начале 2025 года. По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно два судна дедвейтом по 55 тыс. тонн и еще два по 85 тыс. тонн. Здесь будут применяться новые технологии беспылевой загрузки судов, которые отвечают наиболее современным требованиям в области экологии.

Особенности работы терминала будут связаны со сложными природными условиями, в частности со значительной величиной приливов, а также суровыми ледовыми условиями. В зимний период эксплуатацию терминала должны обеспечивать два линейных ледокола, так как расстояние от кромки льда до порта уже в феврале достигает более 300 миль. И, разумеется, суда, заходящие под погрузку зимой, должны иметь соответствующий ледовый класс.

Морские порты №3 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ