Н. Вихров: «Успехов в сохранении флота России»
28.02.2024
О праздниках и буднях, достижениях и планах одного из старейших предприятий отрасли журналу «Морской флот» рассказал директор завода Николай Вихров.
«МФ»: Николай Михайлович, кажется, прошло совсем немного времени, как мы беседовали в преддверии 140-летия ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», а вот уже пора подводить предварительные итоги юбилейного года. Для начала коротко: каким 2023-й был для вашего предприятия и для вас лично: интересным, но трудным или трудным, но все же интересным?
– Юбилейный год был для нас и трудным, и интересным. Из-за санкций изменилась конъюнктура рынка и наш завод заработал с полной загрузкой, активно осуществляя ремонт судов, которые потеряли возможность делать это за границей. Прежде всего речь идет о судах коммерческих, научных и рыбопромысловых компаний.
Что же касается самых интересных и ярких событий уходящего года в жизни Канонерского судоремонтного, его достижений… Пожалуй, отмечу одну из наиболее сложных в техническом отношении операций – докование арктических танкеров компании «Совкомфлот»: «Капитан Готский» и «Тимофей Гуженко» – дедвейтом 70 000 тонн и длиной в 257 метров.
Весьма интересной с технологической точки зрения оказалась также стыковка двух продольных секций транспортно-монтажной баржи ТБ6000 длиной 95 метров и общей шириной 28 метров. Первоначально секции были состыкованы и отцентрованы дифферентовкой на плаву, а затем надводные части корпуса баржи были соединены при помощи сварки. Подводные же части корпуса были позднее сварены в доке.
Кстати, и еще – в уходящем году мы впервые начали ремонтировать арктические суда компании «Норникель».
«МФ»: Что объективно помогло в достижении подобных успехов, а что помешало добиться большего?
– Обеспечить продуктивную работу в условиях значительного увеличения загрузки нашему заводу помог наработанный опыт судоремонта и профессиональный костяк кадровых работников предприятия, знающих все тонкости судоремонта.
«МФ»: Удалось ли побороть многоголовую гидру разнообразной отчетности, которая столь осложняла работу предприятия еще в недавнем прошлом?
– Гидру отчетности не то что побороть не удалось – у нее еще новые головы выросли. После включения завода в перечень предприятий Минпромторга объем отчетности и запросов различных ведомств еще больше увеличился, и это в дополнение к традиционной статистической, бухгалтерской, налоговой и иным формам отчетности.
При этом зачастую одинаковые данные приходится готовить в соответствии с требованиями различных ведомств в самых разнообразных формах. Этот кропотливый дополнительный труд занимает приличную часть рабочего времени сотрудников бухгалтерии, планово-экономического и коммерческого отделов, а также отдела кадров и прочих.
Впрочем, борьба с гидрой продолжается: мы будем стремиться к сокращению времени на подготовку отчетности посредством расширения использования на нашем заводе современных цифровых технологий.
«МФ»: А как оцениваете одну из последних инициатив государства о возможности обнуления налога на добавленную стоимость при производстве судоремонтных работ (Закон №261-ФЗ от 24.06.2023 г.)? Насколько комфортными считаете приведенные в нем условия для предприятий отрасли в целом и Канонерского судоремонтного в частности? Возможно, для эффективной работы Закона о введении нулевой ставки НДС для судоремонтников его основные положения целесообразно было бы несколько скорректировать – если да, то как именно?
– Скажу коротко: для ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» условия применения Закона №261-ФЗ не подходят.
«МФ»: Наблюдается ли прогресс в борьбе с зависимостью от поставок необходимого для ремонтных работ импортного оборудования, материалов и комплектующих? Как изменилось положение дел по сравнению с началом текущего года?
– С введением массированных антироссийских санкций предприятие испытывало значительные трудности в закупках запасных частей и материалов. Однако потребности рынка заставили нас искать и находить собственные обходные логистические цепочки. Большая часть этих проблем решается в тесном взаимодействии с судовладельцами.
«МФ»: В октябре док №4 Канонерского судоремонтного принял тысячное с момента начала своей работы судно. Какое развитие получило это направление деятельности предприятия, предполагается ли дальнейшее расширение доковых мощностей?
– Доки являются одним из важнейших «инструментов» судоремонтного предприятия. На Канонерском судостроительном эффективно функционируют и поддерживаются в полностью технически исправном состоянии три плавучих дока: грузоподъемностью 4000, 8500, 35 600 тонн соответственно.
Приобретение нового дока пока не планируется, даже с учетом всех существующих форм и схем поддержки со стороны Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга, а также рассматриваемых в Минпромторге РФ разнообразных инициатив субсидирования целевой постройки доков государством. В наших сегодняшних экономических реалиях осуществление такого проекта представляется невозможным ввиду его чрезмерной дороговизны, весьма продолжительного срока окупаемости, долгосрочного снижения прибыли, вынужденного увеличения отпускных цен на услуги Канонерского судоремонтного и, как следствие, снижения конкурентоспособности предприятия на отраслевом рынке.
«МФ»: На фоне настойчивых усилий по обновлению промыслового флота России все более востребованными становятся заказы в обслуживании рыболовецких и краболовных судов. Как эта тенденция отразилась на работе ЗАО «Канонерский судоремонтный завод»?
– Строительство нового промыслового флота привело к увеличению числа заказов по достройке профильного новостроя у причалов и в доках завода. За 2023 год мы уже отдоковали три больших морозильных траулера, строящихся на Адмиралтейских верфях, а также один траулер Выборгского судостроительного завода. Увеличилось и количество ремонтируемых рыбопромысловых судов: в 2023 году завод отремонтировал шесть супертраулеров компании «ФОР», два супертраулера компании «Вестрыбфлот». В настоящее время в ремонте на предприятии стоят еще четыре супертраулера.
«МФ»: Как известно, исторически Канонерский судоремонтный создавался как завод для обслуживания дноуглубительного флота. Насколько актуальны сегодня подобные производственные традиции – особенно с учетом массового исхода из России операторов иностранных дноуглубительных флотов? Не планируете ли и сами строить современные земснаряды
– Мы ремонтировали и ремонтируем дноуглубительный флот при наличии заказов. Например, в текущем году отремонтировали дноуглубительное судно «Беломорское», принадлежащее ОАО «Северное морское пароходство», а также и грунтоотвозную шаланду «Форт» ФГУП «Росморпорт».
«МФ»: На сайте завода указан широкий выбор вакансий, причем с достаточно впечатляющим уровнем предлагаемых зарплат. Насколько, на ваш взгляд, приводимые цифры соответствуют ожиданиям потенциальных сотрудников? Нет ли опасений кадрового голода?
– В настоящее время все предприятия страны испытывают дефицит кадров рабочих специальностей, так что проблема эта общегосударственная. Канонерский судоремонтный завод имеет уже заключенные договоры со специализированными учебными заведениями Санкт-Петербурга и всемерно расширяет сотрудничество.
Студенты проходят у нас практику, а после завершения обучения возвращаются на уже хорошо знакомый им завод в качестве полноправных молодых специалистов. Также стараемся решать кадровую проблему, публикуя соответствующие запросы как в печатных, так и в сетевых медиа.
«МФ»: Николай Михайлович, что лично вы, как глава одного из ведущих судоремонтных предприятий России, ожидаете от наступающего 2024 года и что в связи с этим хотели бы пожелать и вашим сотрудникам, и нашим читателям?
– Мы уверены в сохранении объема заказов и, как следствие, в стабильной загрузке нашего предприятия. А пожелать хотел бы коллективу Канонерского судоремонтного завода успехов в благородном деле сохранения флота России и всем здоровья, счастья, духовных сил, оптимизма и процветания!
«МФ»: Спасибо!
Морской флот №6 (2023)