Морскому порту Ванино 80 лет. Развитие продолжается - Морские вести России

Морскому порту Ванино 80 лет. Развитие продолжается

31.01.2024

Морскому порту Ванино 80 лет. Развитие продолжается

К своему 80-летию в 2023 году морской порт Ванино подошел с хорошими результатами. Несмотря на небольшое снижение грузооборота по итогам 10 месяцев года, до 30 млн тонн, порт вошел в десятку крупнейших портов России по грузообороту и держит второе место среди портов Дальнего Востока. Идет развитие портовой инфраструктуры, в том числе за счет строительства нового угольного терминала «Порт Эльга», улучшилась работа паромной переправы Ванино – Холмск: на линию поставлен новейший паром «Александр Деев», и в следующем году ожидается второй – «Василий Ощепков», развиваются железнодорожные подходы к порту. Об этом и о том, как обеспечивается контроль за безопасностью мореплавания, экологической и транспортной безопасностью, в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Ванино ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Андрей Шатько.

«МП»: Андрей Владимирович, какова доля порта в перевалке внешнеторговых грузов портами Дальнего Востока? Какой на сегодня у порта рейтинг? Как отметил порт свое 80-летие, как он пришел к сегодняшнему положению одного из крупнейших транспортных узлов РФ?

– По итогам работы за 10 месяцев текущего года порт Ванино вошел в первую десятку среди морских портов РФ по объему грузооборота. Среди дальневосточных портов он занимает второе место после порта Восточный.

В этом году порту Ванино исполнилось 80 лет. Днем рождения порта принято считать 18 октября 1943 года, когда было утверждено штатное расписание портопункта. В апреле 1944 года был досрочно сдан в эксплуатацию первый пирс, а 20 июля 1945 года из Комсомольска-на-Амуре в Ванино прибыл первый поезд.

В середине 1950-х порт начал экспортные отгрузки леса в Японию, обработку и отправку грузов в пакетах и контейнерах. Тогда же заработали регулярные судоходные линии в Японию, на Сахалин, в Магадан. Для улучшения снабжения северо-восточных территорий страны народно-хозяйственными грузами порт также осуществлял отгрузки по каботажным направлениям на Курилы, Камчатку и в Арктику. С 1960 года порт стал работать в круглогодичном режиме – в зимний период начало действовать ледокольное обеспечение.

В 1960-х порт продолжал расширяться: заработал второй грузовой район, началось строительство третьего, специализирующегося на переработке леса.

В 1970-е годы за достижения в развитии новых технологий порт награждается орденом Трудового Красного Знамени, коллегия Минморфлота СССР относит его к предприятиям высшей категории. Порт становится седьмым по значению портом Советского Союза. В 1973 году в порту заработала железнодорожная паромная переправа Ванино – Холмск, связующая остров Сахалин с материком.

Уникальные для своего времени паромы, работающие на переправе, строились в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» (первый дизель-электроход проекта 1809 «Сахалин-1» пришвартовался в Холмском порту 12 апреля 1973 года). Всего за период с 1972 по 1992 год было построено десять таких паромов.

В 1986 году, переработав 10 млн тонн грузов, Ванино выходит на первое место среди портов Дальнего Востока. В 1993 году предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа «Ванинский морской торговый порт». В настоящее время порт Ванино – один из крупнейших транспортных узлов России. Большую долю в его грузообороте составляет экспортный уголь и нефтепродукты.

В 2017 году на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре) были заложены кили двух новых паромов. По сравнению с действующими паромами они способны перевозить в 1,5 раза больше грузов, их пассажировместимость – до 200 человек.

В юбилейный 2023 год, в начале сентября на переправе Ванино – Холмск приступил к работе новый паром «Александр Деев», второй паром «Василий Ощепков» находится на достроечной верфи во Владивостоке и будет введен в эксплуатацию в следующем году.

«МП»: Каковы показатели грузооборота и судооборота порта в 2022 году, за 10 месяцев текущего года? Назовите грузы – лидеры роста и снижения грузооборота. В чем особенности флота и морских перевозок в новых санкционных условиях? Какой ожидаете грузооборот и судооборот по итогам 2023 года?

– По итогам работы за 2022 год при незначительном увеличении количества судозаходов по сравнению с предыдущим годом – с 1641 до 1660 – грузооборот порта достиг 37,6 млн тонн, что на 6,4% больше (в 2021 г. – 35,4 млн тонн). Грузооборот за 10 месяцев этого года составил 30 млн тонн (-3,9%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество судозаходов в порту за 10 месяцев – 1237, что на 8,4% меньше, чем за такой же период 2022-го.

Снижение объемов перевалки произошло практически у всех стивидорных компаний, работающих в порту. Основную долю номенклатуры грузов в 2023 году по-прежнему составляет уголь – 86%, на втором месте нефтепродукты – 5,1%. Грузооборот порта по итогам 2023 года ожидается на уровне 40,7 млн тонн.

Главной причиной снижения грузооборота порта и уменьшения количества судозаходов стало снижение объемов перевозок грузов железной дорогой: в течение года ведется активная модернизация железнодорожной ветки, и этот фактор является сдерживающим в работе Ванино-Совгаванского транспортно-промышленного узла (ВСТПУ). По этой причине грузооборот порта в этом году, скорее всего, не достигнет запланированных объемов.

В связи с тем, что старые паромы поочередно находились в ремонте, за 10 месяцев года количество перевезенных грузов на паромах, работающих на линии Ванино – Холмск, уменьшилось на 23,7% – с 1,06 млн до 860 тыс. тонн. Количество перевезенных пассажиров, благодаря прибытию на линию парома «Александр Деев», осталось практически на уровне прошлого года и составило 19163 человека.

«МП»: Расскажите, изменился ли подход судовладельцев в отношении соответствия судов и экипажей требованиям безопасности мореплавания и другим законодательным нормам. Какие здесь тенденции? Каковы показатели работы инспекции госпортконтроля, в том числе характер преобладающих в настоящее время нарушений?

– В 2022 году всего инспекторами гос-портконтроля Службы капитана порта произведено 284 осмотра судов, из них 239 – суда под иностранными флагами и 45 – под флагом РФ. По результатам проверок было задержано 3 иностранных судна. Основные существенные несоответствия, повлекшие задержания, – нарушение целостности конструкции судна, правил эксплуатации спасательных средств, неисправность критического оборудования.

За 10 месяцев 2023 года ИГПК произведено 313 осмотров судов, из них 257 – под иностранными флагами и 56 – под флагом РФ. Задержано 1 иностранное судно и 3 российских.

«МП»: Как реализуется в порту программа «Генеральная уборка» по очистке акватории от брошенных судов, каковы результаты в этом году? Все ли идет по плану, в чем особенности, какие существуют проблемы в этом процессе?

– Перечень имущества, удаление которого с акватории порта в 2023-2024 годах обязательно, утвержден приказом Минтранса России от 02.06.2023 г. №200. Так, на 2023 год запланировано удаление 5 затонувших судов, на 2024 год – 1 судна. При этом сведения о собственниках судов отсутствуют.

Правительством Хабаровского края заключены государственные контракты на оказание услуг по организации удаления затонувшего имущества с ООО «Дальтехпром» и ИП Кисель И.А.

Службой капитана порта ведется постоянный контроль, в том числе осуществляется фото- и видеосъемка с помощью БПЛА, за проведением работ по удалению затонувших судов. В настоящее время работы не окончены, они будут продолжаться, пока позволяют погодные условия.

«МП»: Как развивается инфраструктура порта, какие новые проекты появились за этот год? На какой прирост мощностей рассчитывает порт в среднесрочной перспективе? Как обстоят дела с проектом нового угольного терминала «Порт Эльга» на мысе Манорском и строительством железной дороги к нему?

– Перегрузочный терминал «Порт Эльга» на мысе Манорском включен в границы морского порта Ванино распоряжением Правительства РФ от 10.10.2023 г. №2773-р. Строительство терминала осуществляется с целью перевалки угля, доставляемого железнодорожным транспортом с Эльгинского угольного месторождения, с последующей отгрузкой на морские суда.

Особенностью проекта является постройка к терминалу нового участка железной дороги длиной 490 км. Терминал будет частью дальневосточного логистического кластера компании «ЭЛСИ». Реализация проекта по его строительству осуществляется без привлечения средств федерального бюджета. Мощность терминала составит 30 млн тонн в год. Первый балкер «Порт Эльга» планирует принять осенью 2024 года.

По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно два судна дедвейтом 55 тыс. тонн и еще два – дедвейтом до 85 тыс. тонн. Здесь будут применяться новые технологии беспылевой загрузки судов, которые полностью отвечают наиболее современным требованиям в области экологии.

На данный момент контроль за судами, осуществляющими доставку стройматериалов и снабжения к удаленному терминалу, производится Службой капитана порта Ванино с помощью комплексной интегрированной информационной системы «МоРе». Кроме того, информация об этих судах вносится в Информационную систему государственного портового контроля, Модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации», отображается в графике расстановки и движения судов.

Службой капитана порта и Администрацией морских портов ведется работа по подготовке проекта изменений в Обязательные постановления в морском порту Ванино. Через отдел гидрографической службы КТОФ дано навигационное оповещение о временном закрытии района строительства терминала для всех судов, кроме обес-печивающих доставку стройматериалов и снабжения.

Особенности функционирования терминала будут связаны с суровыми природными условиями: со значительной величиной приливов и сложной ледовой обстановкой зимой. В этот период эксплуатацию терминала должно обеспечивать достаточное количество буксиров, имеющих ледовый класс, и портовый ледокол. Суда, заходящие под погрузку зимой, также должны иметь ледовый класс. Ледокольную проводку судов должен обеспечивать линейный ледокол.

Морские порты №10 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ