Морской порт Оля в зоне внимания федеральных властей - Морские вести России

Морской порт Оля в зоне внимания федеральных властей

23.10.2023

Морской порт Оля в зоне внимания федеральных властей

Порт Оля расположен в дельте реки Волги, в 100 км южнее Астрахани, на 67-м км Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и находится на пересечении морских транспортных путей, соединяющих Россию с Ираном, Казахстаном, Туркменистаном и Азербайджаном. Порт имеет серьезные перспективы ввиду активизации развития Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», направленного сегодня на улучшение транспортного сообщения между Россией и странами Азии, Ближнего Востока и Африки. Деятельность по реализации мероприятий, связанных с расширением инфраструктуры и возможностей МТК, находится на контроле у Президента РФ В.В. Путина. О некоторых аспектах развития порта, занимающего ключевое положение на пересечении важных транспортных потоков, а также об обеспечении безопасного судоходства и мореплавания в акватории и на подходах к ней рассказывает исполняющий обязанности капитана морского порта Оля ФГБУ «АМП Каспийского моря» Узайри Мутуев.

«МП»: Узайри Магомедович, как Вы оцениваете итоги работы порта Оля в 2022 году и первом полугодии 2023 года?

– Порт Оля является универсальным и переваливает генеральные, контейнерные и автопаромные грузы. Его пропускная способность – 4,37 млн тонн грузов в год.

В 2022 году грузооборот порта вырос на 27,9% по сравнению с 2021 годом и составил 458,8 тыс. тонн. Увеличение грузооборота обусловлено ростом объемов перевалки сухих грузов, в том числе угля, кокса, минеральных удобрений, черных металлов, контейнеров, прочих генеральных грузов. Вместе с тем, наблюдалось снижение объемов зерновых на 12,5% и пищевых наливных грузов на 2,4%. Экспорт грузов в 2022 году вырос на 19,9%, до 390,6 тыс. тонн, импорт – на 107,9%, до 68,2 тыс. тонн.

За 6 месяцев 2023 года грузооборот порта увеличился на 37,2%, до 188 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост объема перевалки обеспечили сухие грузы (+12,3%), в том числе зерно – 82 тыс. тонн (+8,2%), прочие генеральные грузы – 32,7 тыс. тонн (+79,8%), контейнерные – 3,1 тыс. тонн (+343%), накатные – 1,3 тыс. тонн (+54,3%), а также пищевые грузы наливом – 53,6 тыс. тонн (+209,8%). При этом снизились объемы угля и кокса – 8,1 тыс. тонн (-57,4%), минеральных удобрений – 0,9 тыс. тонн (-77,1%), черных металлов – 0,6 тыс. тонн (-29,5%).

Мы надеемся на увеличение грузовой базы порта с задействованием в полной мере причалов №8 и №9. Сейчас на них ведется строительство современного терминала для контейнерных, генеральных, маслоналивных и зерновых грузов пропускной способностью до 1,5 млн тонн грузов в год в рамках создания портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Ввод его в эксплуатацию намечен на сентябрь 2024 года. Проект реализуется для увеличения перевозок грузов по МТК «Север – Юг».

Первый этап создания ПОЭЗ как раз подразумевает ввод в эксплуатацию причалов №8 и №9. Второй этап включает строительство бухты в районе ильменя Забурунный с возможностью размещения там до 20 причалов общей пропускной способностью до 6 млн тонн в год.

В текущем году АО «Морской торговый порт Оля» ввел в эксплуатацию новый зерновой терминал у причала №6А, включающий 6 емкостей с возможностью единовременного хранения 78 тыс. тонн зерновых.

Что касается судозаходов, то в последние годы их количество стабильно с небольшим ростом. По итогам 2022 года в морской порт зашло 220 судов, из них под флагом РФ – 188, под иностранными флагами – 32. За I полугодие 2023 года количество судозаходов составило 132, из них под флагом РФ – 122, под иностранными флагами – 10.

«МП»: Расскажите о работе Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания, в частности о работе инспекции госпортконтроля. Какова статистика осмотров судов, выявленных недостатков и задержаний за 2022 год и I полугодие 2023 года?

– В структуру Службы капитана морского порта входят инспекция государственного портового контроля (ИГПК), отдел организации работ в морском порту, отдел транспортной безопасности и административно-хозяйственный отдел. Штатная численность Службы составляет 15 работников. Приоритетами нашей деятельности являются обеспечение безопасности мореплавания, транспортной безопасности и порядка в порту согласно задачам, определенным нормативными документами. Соответственно, и все решаемые Службой вопросы связаны прежде всего с направлениями нашей деятельности.

Если говорить о работе ИГПК, то показатели по осмотру судов следующие. За весь 2022 год всего было проведено 43 осмотра судов и 30 контрольных осмотров судов. За указанный период выявлено 142 недостатка, из них приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта – 0.

За I полугодие 2023 года в морском порту проведено 27 осмотров судов и 25 контрольных осмотров судов, выявлено 123 недостатка, из которых приведших к отказу в выдаче разрешения на выход судна из порта не было.

В 2022 году выдано 195 разрешений на плавание судов в акватории морского порта, в I полугодии 2023 года – 96 разрешений. Следует отметить четкое исполнение такой функции капитана порта, как контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода и выхода судов в/из порта с учетом прохода через акваторию судов, следующих из Астрахани и с внутренних водных путей и обратно. За 2022 год через акваторию порта Оля было проведено около 5000 судов под контролем системы управления движением судов (СУДС).

«МП»: Прошлая зима была довольно суровой и продолжительной, а резкое похолодание фактически с первого зимнего дня стало причиной того, что в акватории северных портов Каспийского моря сложились сложные ледовые условия. Как справилась Служба капитана порта Оля с трудностями прошедшей зимней навигации с точки зрения организации ледокольных проводок и обеспечения безопасности мореплавания?

– Первый зимний месяц на Северном Каспии обычно бывает достаточно теплым, зачастую с положительными температурами днем и незначительным «минусом» ночью. Декабрь 2022 года оказался холодным для нашего региона, 5 декабря температура воздуха достигла -12°С, что способствовало ускоренному льдообразованию. Период ледокольных проводок был объявлен 6 декабря, а закончился 10 марта 2023 года. Таким образом, длился он тоже дольше обычного – 94 суток.

За этот период в акваториях морских портов Астрахань и Оля тремя ледоколами было проведено 737 судов при среднесуточной проводке 8 единиц. Навигационную доступность портов, а также ВКМСК обеспечивали ледоколы «Капитан Букаев», «Капитан Мецайк» и «Капитан Чечкин». Служба капитана порта Оля во время ледовой навигации работала в штатном режиме. Чрезвычайных ситуаций не было.

Следует отметить, что особенность и сложность данного периода ледокольной проводки были связаны с нестабильностью температурного режима: сильные морозы чередовались с потеплениями и наоборот, что способствовало сплаву льда сверху и образованию труднопроходимых участков (заторов) в районе 117-

150 км ВКМСК. Проводка судов также была осложнена дрейфующими ледовыми полями в открытой части канала на участке 150-170 км ВКМСК под воздействием ветров северо-восточного, восточного и юго-западного направлений, в связи чем наблюдались простои судов в ожидании ледокольной проводки.

По итогам периода ледокольных проводок судов в 2022-2023 годах в ФГБУ «АМП Каспийского моря» в апреле текущего года прошло региональное координационное совещание в режиме видео-конференц-связи с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, государственных контролирующих органов, судоходных и стивидорных компаний. В ходе совещания работа Бассейновой комиссии по организации ледокольных проводок судов в портах северной части Каспийского моря и на подходах к ним и Штаба ледокольных проводок была признана удовлетворительной.

«МП»: Известно, что судоходство в порту Оля осложняется гидрометеорологическими условиями, а также снижением уровня моря. Как это сказывается на обеспечении безопасности мореплавания в порту Оля?

– Действительно, уровень Каспия приблизился к отметке минус 29 метров от «0» Балтийской системы высот (БСВ). Снижение уровня моря оказывает отрицательное влияние на судоходство. В первую очередь уменьшаются глубины в морской части ВКМСК и на подходах к нему, что негативно влияет на возможность судоходства крупных судов, ограничивает их проходную осадку и в целом доступность порта.

Кроме того, судоходство в порту зависит от следующих факторов: изменения глубин вследствие ветровых сгонно-нагонных и паводковых явлений; ветров со скоростью до 20 м/сек и выше; пыльных бурь, способствующих ухудшению видимости; частых туманов в ночное и утреннее время в период с ноября по февраль.

Для обеспечения безопасности судоходства в сложных навигационных и гидрологических условиях Служба капитана порта ведет постоянный контроль глубин в акватории порта и доводит до мореплавателей оперативные сведения о фактических глубинах и проходных осадках для судов на участках ВКМСК. Информация размещается на сайте ФГБУ «АМП Каспийского моря» в разделе «Навигационная обстановка».

В целях поддержания глубин на ВКМСК, минимизации негативного влияния природных факторов ведется работа по дноуглублению ВКМСК. Нужно отметить, что углубление канала для обеспечения проходной осадки судов до 4,5 метра является одним из поручений Президента РФ. В связи со складывающейся геополитической ситуацией оно приобретает еще большую актуальность.

В рамках скорректированного проекта «Проведение ремонтных дноуглубительных работ на акватории ВКМСК на период до 2027 года с разработкой природоохранных мероприятий и продлением срока выполнения работ до 2032 года. Корректировка №2» (разработан Астраханским филиалом АО «ДАР/ВОДГЕО»), получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы, в настоящее время Астраханским филиалом ФГУП «Росморпорт» ведутся ремонтные дноуглубительные работы на ВКМСК. Служба капитана порта согласовала технические задания на проведение дноуглубления и с марта 2023 года выдала 20 разрешений на ремонтные дноуглубительные работы, в которых задействованы 17 земснарядов.

Работы по приведению глубин в соответствие с паспортными данными ВКМСК ведутся в первую очередь на проблемных участках 140-176 км канала. Ранее объем этих работ составлял 3-3,5 млн кубометров грунта в год. В 2022 году ремонтные дноуглубительные работы выполнены в объеме 5 млн кубометров. На 2023 год запланировано порядка 9,2 млн кубометров. Основной объем работ приходится на морскую часть в районе 130-180 км ВКМСК.

«МП»:С 2022 года развитие порта Оля как перспективного российского порта на Каспии и ключевого для МТК «Север – Юг» находится на контроле у Президента РФ. Какие инфраструктурные вопросы в этой связи решаются в порту?

– Вот некоторые из инфраструктурных вопросов, наиболее актуальных для морского порта Оля. Первоочередным является вопрос реконструкции ВКМСК и обеспечения на нем постоянной проходной осадки судов 4,5 метра, о чем я уже говорил ранее. ВКМСК играет важную роль в транспортной инфраструктуре не только портов Оля и Астрахань, но и всего региона. Работы по обслуживанию, ремонту и модернизации канала обеспечивают необходимые навигационные условия для судоходства.

Развитие порта Оля в рамках проекта МТК «Север – Юг» предполагает модернизацию и расширение причалов, складских помещений, оснащение их современной перегрузочной техникой, развитие инфраструктуры подходных путей, а в целом создание необходимых условий для эффективной переработки, хранения, приема и отправки большого объема грузов, следующих как в экспортном, так и в импортном направлениях.

Вопросы создания баз и пунктов обслуживания судов, таможенных и логистических центров, обеспечения устойчивого энергоснабжения, доступа к коммунальной инфраструктуре, включая вопросы экологии, и другие инфраструктурные вопросы решаются правительством Астраханской области в рамках активизации развития МТК «Север – Юг». Но это уже сфера ответственности других организаций и структур.

Служба капитана морского порта Оля, как и другие подразделения ФГБУ «АМП Каспийского моря», отвечающие за безопасность мореплавания, ежедневно в полном объеме выполняет функции, установленные российским законодательством и международными договорами РФ в области торгового мореплавания.

Морские порты №6 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ