Экспертное мнение - Морские вести России

Экспертное мнение

26.09.2023

Экспертное мнение


С переориентацией логистических цепочек в прошлом году изменились и требования к морским портам – необходимо увеличивать интенсивность грузооборота и обрабатывать суда крупного тоннажа. Отечественные производители подъемно-транспортного оборудования (ПТО) это хорошо понимают и активно разрабатывают новые решения. Но для достижения реального результата необходимо не только мотивировать стивидоров использовать отечественное оборудование, но и продвигать это оборудование вместе с разработчиками. Для этого нужны не прямые дотации государства, а снижение налоговых издержек. Об этом в ходе VIII ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» рассказал председатель Комитета по технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Дмитрий Тарасов.

«МП»: Дмитрий Борисович, каковы сегодня тенденции изменения технологий погрузочно-разгрузочных работ в морских портах?

– С изменением и ориентацией логистических цепочек на страны Латинской Америки, Индию и Китай более выгодными становятся перевозки судами с большим дедвейтом. Ранее порты России на Балтике были ориентированы на суда, перевозящие грузы в Европу. Сегодня мы должны везти груз дальше.

Новые тенденции отсюда и следуют – к портовикам предъявляются требования по увеличению интенсивности погрузки и возможности обработки судов крупного тоннажа, а перед железнодорожниками стоит задача увеличения интенсивности перевозок и их объемов, что достигается большим весом грузовых поездов и вагонов в частности.

Также существуют технологические изменения: внедряются новые требования, связанные с цифровизацией, применением новых автоматических систем и уходом от ручного труда. Это тенденции, затрагивающие производителей оборудования.

«МП»: Как Вы оцениваете предложения по импортозамещению ПТО, которые прозвучали на форуме?

– Предложения интересные, <...> предлагаются неординарные решения, причем вносятся из смежных областей. Сегодня мы увидели здесь производителей с Урала, которые были сильно далеки от портов, но к нам приблизились, предлагают что-то новое, что ранее в портах не применялось.

В портах издавна используется много комбинированных интересных решений для усовершенствования ПРР. Сегодня люди ищут и находят решения по импортозамещению портового оборудования.

«МП»: Можно ли говорить о том, что в основе оснащения портов будет создание своего оборудования, а не поставки техники с Востока?

– Все самим сделать не получится, такого не было и в Советском Союзе. Мы понимаем, что не будут производиться погрузчики четырех марок. <...> Но конкуренция все-таки должна присутствовать, решения должны быть комбинированные.

При этом для производителей важно, чтобы реализация продукции была не только внутри страны – нужно, чтобы российское оборудование приобретали и дружественные страны. А мы как стивидоры должны помочь им, чтобы это оборудование было хорошо обкатанное, положительно зарекомендовавшее себя в работе.

Сегодня ряд производителей говорит об этом. Я знаю, кто-то в Чехии проект закончил, кто-то поставлял оборудование во Францию, Пакистан. Портовое оборудование потихоньку продвигают коллеги – надо им помочь. Наверное, форум как раз и будет помогать продвигать на Восток оте-чественное оборудование встречным потоком.

«МП»: Какие у Вас есть пожелания к Минпромторгу? Каким образом он мог бы помочь и каким образом он участвует в решении проблем импортозамещения?

– В прошлом году состоялось открытое мероприятие, организованное Комитетом Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, на котором присутствовали представители Минпромторга России. Ассоциация морских торговых портов выступала с докладом по импортозамещению и выдвинула свои предложения.

Нужна не только прямая поддержка производителя, но и поддержка спроса и внедрения оборудования у стивидоров. Мы говорим о возможности заниматься совместно научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами. Подобный опыт может быть не очень удачным, а это дело затратное. Так что нужно мотивировать стивидоров использовать отечественное оборудование и вместе с разработчиками его продвигать.

Я знаю, что наши предложения попали в Госдуму. Также у нас их попросил Минпромторг. Это набор неких инициатив, связанных с налогообложением, – не прямые дотации, а стимулирование стивидора на внедрение оборудования за счет снижения издержек. Будем надеяться, что нас услышат.

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ