Экспертное мнение - Морские вести России

Экспертное мнение

11.09.2023

Экспертное мнение

С уходом Maersk, MSC и CMA CGM Россию фактически отключили от мировой контейнерной транспортно-логистической системы. Для создания собственной необходимо наладить производство отечественного подъемно-транспортного оборудования (ПТО), которое практически отсутствует. Талантливые машиностроители в стране есть, но им крайне не хватает государственной поддержки в виде льготных кредитов и предоставления гарантий. Нередки случаи, когда российские производители в тендере ставятся в неравные условия с зарубежными. Для решения этих проблем необходима выработка стратегии протекционизма. Об этом в ходе VIII ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» рассказал профессор кафедры портов и грузовых терминалов ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова Александр Кузнецов.

«МП»: Александр Львович, какова сегодня ситуация с импортозамещением подъемно-транспортного оборудования для контейнеров?

– В настоящее время продолжается падение грузопотока (контейнеров) на севере страны, в портах Балтийского моря. На востоке же идет некоторое увеличение. Нас полностью отключили от мировой системы, и мы потихоньку, трудами Fesco например, переходим на собственную контейнерную систему.

Какое-то время мы проживем за счет миграции оборудования, к примеру за счет перевозки кранов из портов Ленинградской области на Дальний Восток или с помощью технического каннибализма, когда мы существующее оборудование будем разбирать для поддержки еще оставшегося в работе.

Но тут возникает вопрос: хотим ли мы переходить на новую контейнерную транспортно-логистическую систему? Потому что ранее она у нас была индуцирована только внешними грузопотоками.

Понятно, что контейнерные перевозки – это не прихоть, не мода – это экономически эффективно. Если мы все-таки решимся на это (создание своей контейнерной системы), тогда нужно будет переваливать контейнеры. На железной дороге мы можем обрабатывать их всего лишь на 0,5% станций, открытых по параграфу. Если все-таки будем расширять эту сеть, потребуется свое оборудование.

«МП»: Какое оборудование нужно изготавливать в первую очередь?

– Не буду говорить про виды оборудования, которые могут быть изготовлены и разработаны, скажу проще – у нас нет никакого. Наша дорога очень простая: сначала нужно определить, каким оборудованием мы можем очень быстро покрыть наши минимальные потребности, а потом уже думать дальше.

Есть фирмы, частные компании, которые могут это делать. Например, упоминавшееся нами много раз ЗАО «СММ». Они говорят: «Покажите нам любое оборудование, и мы через пять лет будем его производить». И я верю в это, потому что они показали на баланс-кран, которого у нас не было, и сказали: «Мы сделаем», и построили за пять-шесть лет, стоит в Мурманске.

А почему же тогда не делают? Когда они начали выполнять госзаказ, под него вынуждены были взять кредит. Несмотря на то что заказ был государственный, им не дали госгарантий, велели обратиться в частный коммерческий банк. По этому кредиту они выплатили 800 млн рублей процентов. На эти деньги они могли провести абсолютно любые фундаментальные или опытно-конструкторские разработки.

«МП»: Что должно сделать государство?

– Смотрите, берем любую сложную контейнерную машину. Что там будет: приводы, электромоторы, гидравлика. Мы их делаем? Нет. Почему?

Вроде начнем делать, но все равно бежим в Китай. <...> Производителям нужно дать доступ к деньгам, недорогим по масштабам государства. <...> Дать гарантии хотя бы... Помогите предприятиям!

Если им помочь – у нас будут и редукторы, и гидромоторы, и трансмиссия – все что угодно. А не так, когда предприятие из чужеродных компонентов создает какую-то новую машину... Тогда будет действительно локализованная на 100% машина.

Защита производителя называется протекционизмом. Но у нас он ориентирован в другую сторону. Мы почему-то защищаем не нашего производителя, а иностранного. Причины, если цитировать Булгакова, – «у нас в голове». И нам даже не нужно каких-то супермер (для решения проб-

лем импортозамещения) – нужно изменить политику.

«МП»: Можете привести пример протекционизма в пользу иностранцев?

– Например, когда объявляется тендер на портовое оборудование, зарубежного производителя избавляют от налогов, а нашего нет. Это постановка участников тендера в неравные условия.

Мы могли бы создать хорошую машину из наших компонентов, а их нет. Почему? Кто-то не может сделать какой-то узел от машины, потому что нет какой-то детали. Чтобы решить эти проблемы, нужно не просто выбрать ряд предприятий и давать им деньги – нужно изменить и стратегию.

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ