Число судозаходов в порты Западной Арктики растет - Морские вести России

Число судозаходов в порты Западной Арктики растет

04.09.2023

Число судозаходов в порты Западной Арктики растет

В портах АМП Западной Арктики на фоне сокращения объемов перевалки наливных грузов объемы сухих растут в основном за счет переработки угля в Мурманском порту. Инфраструктура этого порта динамично развивается ввиду строительства крупных объектов федерального значения. Большое внимание уделяется также вопросам создания инфраструктуры Северного морского пути и обеспечения ледокольных проводок в Арктике.

О результатах работы портов Западной Арктики, обеспечении в них безопасности мореплавания и ледокольных проводок рассказывает руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» Сергей Диденко.

«МП»: С какими показателями завершили 2022 год порты АМП Западной Арктики? Как отразились западные санкции на работе основных круглогодично работающих портов и на их грузообороте?

– В январе-мае 2023 года объем перевалки грузов в портах АМП составил 41,1 млн тонн, что на 1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Наибольший объем грузоперевалки пришелся на порты Мурманск (61,1% от общего объема), Сабетта (28,8%) и Варандей (5,5%). Грузооборот Мурманска за пять месяцев увеличился на 8%, до 25,1 млн тонн, в основном за счет перевалки угля, количество судозаходов выросло на 554, до 4108. Порты Архангельск, Дудинка и Кандалакша имеют незначительный объем перевалки – менее 5%.

В целом по портам АМП наблюдается увеличение объема перевалки по сухогрузам на 18%, до 12,07 млн тонн (в основном за счет угля, цветных металлов, рефрижераторных и прочих грузов), и снижение по наливным грузам на 4,9%, до 29,03 млн тонн. Изменение объемов грузоперевалки связано с геополитической обстановкой и введением против России санкций, которые включают запрет на импорт российской нефти с декабря 2022 года и запрет морских грузоперевозок.

Работу морских портов следует рассматривать в контексте с количеством судозаходов. В целом по портам АМП за январь-май их было совершено 5819, что на 535 больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года (+10,1%).

Основной прирост судозаходов наблюдался в портах Мурманск (+16%), Архангельск (+4%), Онега (27%) и Диксон, причем в порту Диксон на участке №2 впервые были совершены заходы транспортных судов в сопровождении ледокола. В портах Сабетта и Варандей количество судозаходов снизилось на 6% и 28% соответственно.

В 2023 году увеличение числа судозаходов связано с ростом судозаходов рыболовных и рыбопромысловых судов в заграничном и каботажном плавании, сухогрузов (балкеров), танкеров в каботажном плавании, газовозов под иностранным флагом в порт Мурманск, а также маломерных катеров и буксиров, которые выходят за границы порта и работают на ВРПК СПГ и терминале «Ура-Губа».

«МП»: Изменились ли планы по снабжению, ремонту или строительству объектов АМП в филиалах, закупке техники и оборудования?

– В зоне ответственности АМП – 12 морских портов от Мурманска до Хатанги: Мурманск, Кандалакша, Онега, Архангельск, Варандей, Витино, Мезень, Нарьян-Мар, Сабетта, Диксон, Дудинка, Хатанга. Соответственно, основной задачей АМП в этих портах является обеспечение бесперебойной работы служб капитанов портов.

В составе Администрации также осуществляют деятельность морские спасательно-координационные цент-ры (МСКЦ) «Мурманск» и «Диксон», а также Морской спасательный подцентр (МСПЦ) «Архангельск». На них возложены функции по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море.

Специфику работы АМП определяют в основном географическое положение и суровые климатические условия. За последние годы изменился ряд нормативных положений в деятельности Администрации, в правилах судоходства и плавания по Севморпути, границы отдельных морских портов и другое. А вот ответственность портовых властей и повышенное внимание к должностным требованиям по-прежнему остаются на высоком уровне.

«МП»: Какой была прошедшая зимняя навигация, чем характеризовалась? Как осуществлялись ледокольные проводки, достаточно ли было ледоколов, своевременно ли они подавались? Были ли неординарные случаи проводок?

– В зимнюю навигацию 2022-2023 годов в Белом море ледокольные проводки осуществляли ледоколы Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт» «Диксон», «Капитан Чадаев», «Капитан Евдокимов» и «Капитан Драницын». Также работали буксиры «Моржовец», «Жижгин», «Сергей Сердаков» (АО «Портофлот»), «Тритон» ( ОАО «Северное морское пароходство»), «Алмаз» и «Марс», которые использовались на швартовках судов. Количество буксиров в зимнюю навигацию было оптимальным, при увеличении судозаходов возможен недостаток буксирного обеспечения.

Осенью 2022 года в условиях повышенного температурного фона ледо-образование в портах и портопунктах Белого моря началось на 10-15 дней позже среднемноголетних значений. В первой декаде января наблюдалось значительное понижение температуры воздуха и активное ледообразование, заливы и горло моря покрылись льдами до половины ширины.

Во второй декаде января подул выносной юго-западный ветер и температура воздуха повысилась до аномально высоких значений для января. Дрейфующий лед начало выносить из Онежского и Двинского заливов в горло моря. К концу месяца в вершине Двинского залива и вдоль Зимнего берега наблюдались ниласовые и начальные виды льда, а также выносной лед в форме полей крупнобитого и мелкобитого льда 4-6 баллов.

В первой половине февраля интенсивность выносного дрейфа льда снизилась, наблюдалось слабое ледообразование. Ледовитость моря на середину февраля была близка к самым минимальным значениям за весь период наблюдений. В силу повторного ледообразования в акватории моря толщина припая значительно превышала толщину дрейфующего льда, такая ситуация сохранялась до конца зимнего периода.

К середине третьей декады апреля большая часть акватории Белого моря очистилась ото льда, что раньше среднемноголетних сроков на 15-20 дней. 27 апреля 2023 года завершился период ледокольных проводок судов в Белом море.

Формирование и состав Архангельской оперативной группы – Штаба ледокольных проводок (ШЛП) – были утверждены распоряжением капитана порта Архангельск 1 ноября 2022 года. В состав ШЛП традиционно вошли: капитан порта, его заместители, представители службы капитана порта и представители Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт», при необходимости привлекались капитаны ледоколов и представители ФГБУ «Северное УГМС».

ШЛП в своей работе стремился максимально учитывать интересы судовладельцев и фрахтователей. Представители судовладельцев и агенты судов регулярно приглашались на заседания Штаба для совместного обсуждения возникавших в период ледокольной кампании вопросов. Заявки на ледокольное обеспечение принимались ежедневно до 10:00 часов мск в сети Интернет на сайте www.portcall.marinet.ru. На основании этих заявок Штаб вырабатывал суточный график расстановки и движения судов, который утверждался начальником ШЛП – капитаном порта.

На основании сведений, полученных от гидрометеоцентра и судов, вырабатывались рекомендованные курсы следования в Белом море, которые сообщались ледоколам, а также судам, следовавшим в Белом море. Ежедневно на сайте АМП www.mapm.ru размещалась информация о ледовой обстановке, местоположении точки формирования каравана, введенных ограничениях по режиму ледового плавания, о положении ледоколов и т.п.

«МП»: Как развивается инфраструктура порта Мурманск и других портов АМП?

– В зоне ответственности АМП сегодня ведется создание новых инфраструктурных объектов, наиболее крупным из которых является угольный терминал «Лавна». Изначально выход терминала на проектную мощность был запланирован на 2022 год, затем график строительства был скорректирован и ввод в эксплуатацию перенесен на 2023 год.

«Лавна» станет одним из самых высокотехнологичных морских терминалов в стране. Проект предусматривает использование специализированной технологии, позволяющей минимизировать экологическое воздействие на окружающую среду. На терминале будет построена закрытая конвейерная система транспортировки угля, аспирационная система и система пылеподавления на всех узлах пересыпки. Терминал «Лавна» выступает якорным проектом Мурманского транспортного узла, цель которого заключается в создании круглогодично действующего глубоководного морского хаба по переработке грузов.

Кроме того, в границах ответственности Администрации ведется создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), где строятся основания гравитационного типа (ОГТ) для завода по сжижению природного газа компании «Новатэк» в Мурманской области, в п. Белокаменка также будет построена база и причал для стоянки аварийно-спасательных судов.

В порту Диксон на побережье Енисейского залива в настоящее время возводится угольный терминал «Енисей» в рамках реализации проекта ООО «Северная Звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре. Терминал предназначен как для отгрузки угля (антрацит) на суда и отправки его потребителям, так и для доставки грузов и техники для функционирования промышленного кластера. Производственная мощность терминала – 7 млн тонн с возможностью развития до 15 млн тонн в год. В октябре 2022 года на терминале уже начались первые отгрузки экспортного угля.

Наряду с морским терминалом проект предусматривает строительство обогатительной фабрики, автодороги, электростанции, аэродрома, вахтового поселка и других объектов. На 2023 год запланирован выход терминала на объем грузооборота 12 млн тонн и количество судозаходов – 325 в год.

Компания «Роснефть» приступила к строительству приемо-сдаточного пункта нефти и основного грузового терминала для морских судов «Порт «Бухта Север» вблизи порта Диксон в рамках проекта по добыче и транспортировке нефти на экспорт «Восток Ойл». На первом этапе строительства возводятся 3 грузовых и 2 нефтеналивных причала, приемо-сдаточный пункт на 27 резервуаров объемом 30 тыс. кубометров каждый, технологические объекты и сооружения вспомогательной инфраструктуры.

Нефтеналивной терминал «Порт «Бухта Север» обеспечит перевалку нефти с месторождений «Восток Ойл» и ее транспортировку по Севморпути. Расчетный грузооборот терминала – 25 млн тонн нефти в год, количество судозаходов – 230 в год. Окончание строительства терминала запланировано на октябрь 2024 года.

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ