Углеводороды и контейнеры сделают Корсаков лидером на Сахалине - Морские вести России

Углеводороды и контейнеры сделают Корсаков лидером на Сахалине

14.08.2023

Углеводороды и контейнеры сделают Корсаков лидером на Сахалине

Морской порт Корсаков в 2022 году увеличил объемы перевалки грузов на 5%, до 1,8 млн тонн. При удачном сценарии реализации инвестиционных проектов и стратегии развития Северного морского пути через пять-семь лет грузооборот порта может вырасти в 20 раз. О текущей ситуации по развитию порта, итогам работы и обеспечению безопасности мореплавания рассказал Сергей Быков, капитан морского порта Корсаков ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки».

«МП»: Сергей Владимирович, каковы итоги работы порта в 2022 году и тенденции текущего года?

– В прошлом году грузооборот порта составил 1,77 млн тонн, что на 5% больше, чем в 2021-м, и на 10% меньше, чем в 2020-м.

Традиционно большая часть грузов приходится на каботажные перевозки, в 2022 году их доля составила 95%, или 1,68 млн тонн. Экспорт сократился почти вдвое – примерно до 57 тыс. тонн, импорт составил более 37 тыс. тонн.

Основная доля грузооборота – сухогрузы, порядка 1,53 млн тонн, из них грузы в контейнерах – более 909 тыс. тонн, генеральные – 478 тыс. тонн, насыпные – 97 тыс. тонн, лесные – 41 тыс. тонн. Объем перевалки наливных грузов, представленных нефтепродуктами, составил около 251 тыс. тонн.

В 2023 году динамика сохраняется. За четыре месяца обработано порядка 536 тыс. тонн грузов. В целом по номенклатуре не произошло сущес-твенных изменений, поскольку она зависит от потребностей экономики региона. Например, весной прибыло более 50 единиц крупногабаритной строительной техники из КНР для инвестпроекта на Сахалине.

«МП»: Таможня сообщает о росте ввозимых через порт автомобилей. Что можете сказать об этом грузопотоке?

– В 2022 году количество ввезенных автомобилей выросло в 2,5 раза, сос-тавив более 3,7 тыс. штук. За первый квартал 2023 года оформлено около 1,7 тыс. автомобилей, что почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В основном это легковые автомобили из Японии.

В связи с повышением спроса было увеличено количество судов, работающих на данном направлении. Для сравнения: по статистике прошлого года, среди стран назначения по количеству оформленных судов лидирует Япония, куда отправились 84 российских и 43 иностранных судна, затем Республика Корея – 52 и 21 судно соответственно, КНР – 3 и 6, Сингапур – 1 и 6 и Вьетнам – 2 судна.

«МП»: Как сработала в минувшем году инспекция государственного портового контроля (ИГПК)?

– Главный итог – это безаварийная работа морского порта. ИГПК выявляет несоответствия, которые напрямую или косвенно могут негативно сказаться на уровне безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, и принимает соответствующие меры.

В 2022 году сотрудниками ИГПК проведено 148 инспекций, в том числе осмотрены 16 российских и 2 иностранных судна, следующих в страны Токийского меморандума. В результате сделано 1247 замечаний. Для сравнения: в 2021 году было проведено 117 инспекций и сделано 948 замечаний.

Основные категории нарушений: КТМС-2006 (193 замечания), судовые свидетельства и документы (184), спасательные средства (154), безопасность мореплавания (145), МАРПОЛ (111), радиосвязь (108), пожаробезопасность (89), грузовая марка (84), аварийное оборудование (70), пропульсивная установка и вспомогательные механизмы (33) и другие.

Задержано 4 судна под флагом РФ: буксир «Шахтерск-6», рыболовное судно «Форикс», самоходная баржа «Восток-01» и танкер «Феникс-II». Основные претензии к задержанным судам – недостаточный контроль за техническим состоянием судов и недоукомплектованность экипажей судов со стороны судовладельцев.

«МП»: Какие количественные изменения происходят в судозаходах и типах судов?

– В этом году отмечается рост судозаходов. Так, за первые четыре месяца показатель вырос почти на 41%, до 683. Традиционно наиболее активный период наступает в конце лета – начале осени. Вероятно, по итогам года будет превышен прошлогодний показатель.

В 2022 году количество судозаходов сократилось на 14%, до 2324. Наибольшее количество судов принимает непосредственно порт Корсаков, в 2022 году – 1696 судозаходов, участок в Поронайске – 447, в Набиле – 180, в Москальво – 1, в Александровске-Сахалинском – 0.

Основная часть судов, заходящих в порт, – рыболовные (687), далее пассажирские (313), контейнеровозы (217), суда, перевозящие генеральные грузы (188), суда обеспечения (187), танкеры (156), рефрижераторные (68), буксиры (43), ро-ро (38), спасательные (34), яхты (19), НИС (13), балкеры (6) и суда спецназначения (6).

Порядка 95% судов, заходящих в порт, – российские. Иностранные суда – это 76 судов с генеральными грузами, 6 балкеров, 5 контейнеровозов и одно научно-исследовательское судно. Из них 52 под флагом Сьерра-Леоне, 17 – Монголии, 7 – Ямайки, по три – Панамы и КНР, по одному – Японии, Филиппин, Камеруна, Мальты, Доминиканской Республики, Палау и Белиза.

«МП»: Какие линии связывают Корсаков с другими портами региона?

– Основная действующая линия, обеспечивающая грузооборот, – это Владивосток – Корсаков, на которой в прошлом году работало 7 судов четырех судоходных компаний. В начале текущего года данное направление было расширено за счет запуска интермодального сервиса по маршруту Москва – Владивосток – Корсаков – Сахалин с участием «Сахалинского морского пароходства».

Также существенное значение имеет линия, связывающая Корсаков с Курильскими островами. Основные зарубежные направления – Япония, Республика Корея и КНР.

«МП»: Не так давно пассажирский флот региона пополнился новыми судами. Как обстоят дела в части пассажирских перевозок?

– В 2022 году количество перевезенных пассажиров выросло более чем на 22%, до 30,7 тыс. человек. За два года поток пассажиров вырос в 2,5 раза, достигнув оптимального на данный момент показателя.

Основная доля пассажирских перевозок в прошлом году пришлась на новые суда: «Адмирал Невельской» перевез более 12 тыс. человек, «Павел Леонов» – около 11,7 тыс. человек. Теплоход «Игорь Фархутдинов» обслужил более 6,8 тыс. пассажиров. Кроме того, было перевезено порядка 200 пассажиров специальных категорий, таких как ученые, члены экипажей, работающие в 12-мильной зоне, и другие. Стоит добавить, что в 2022 году к порту был приписан пассажирский катамаран «МСС Авангард» 2021 года постройки, который позволил наладить круизные поездки на знаменитый остров Монерон.

Помимо прихода новых судов, развитию пассажирских перевозок способствует улучшение инфраструктуры. Если раньше в Корсакове обслуживание пассажиров производилось на причале №4, то с увеличением пассажирского флота оператором причалов №3, БПН-2, БПН-3 была проведена работа по расширению их специализации, и сегодня они успешно принимают пассажирские суда.

В апреле текущего года на территории Корсаковского морского порта был открыт новый пассажирский терминал, предназначенный для линии, связывающей Корсаков с Курильскими островами. По итогам четырех месяцев текущего года порт обслужил около 5 тыс. пассажиров.

«МП»: На Ваш взгляд, как будет развиваться маломерное судоходство?

– Отличительная особенность порта – преобладание маломерных судов. Так, в реестрах морского порта зарегистрировано 1763 судна, из них большой тоннаж имеют 162 торговых и 17 рыбопромысловых, остальные – маломерные суда.

Из 1558 маломерных судов 96% составляют рыболовные, занимающиеся добычей водных биологических ресурсов в прибрежных водах. Такой вид промысла хорошо развит в Сахалинской области, и, полагаю, он и дальше будет набирать обороты.

Также развитию маломерного судоходства будет способствовать реализация судостроительных и инфраструктурных проектов.

«МП»: Какими темпами продвигаются проекты реконструкции и расширения порта, создания здесь логистического хаба Северного морского пути, подразумевающего увеличение грузооборота почти в 20 раз к 2030 году?

– Насколько мне известно, в настоящее время разработана проектная документация на реконструкцию порта, она проходит экспертизу.

На первом этапе предлагается реконструировать сооружения Южного пирса, обустроить подходной канал, гидротехнические сооружения рыбного порта и рыбный терминал. Как сказал губернатор Сахалинской области, в случае положительного решения вопроса с государственным финансированием работы могут быть начаты во второй половине 2023 года.

Помимо увеличения мощностей рыбного терминала до 1 млн тонн в год, проект предполагает создание логистического хаба Севморпути и развитие контейнерной перевалки, которая, как планируется, к 2030 году может достичь 24 млн тонн. Кроме того, будет строиться еще один глубоководный порт в Поронайске с оборотом до 14 млн тонн, в том числе нефти – 5,5 млн тонн, угля – 5,5 млн тонн и газового конденсата – 2,8 млн тонн. Ввод запланирован на 2027 год. Сейчас он на стадии проектирования.

На данный момент наиболее заметное событие состоялось в марте текущего года: оператор морского терминала приобрел портальный кран грузоподъемностью 60 тонн, который будет обслуживать причалы №4 и №5 и даст возможность увеличить тоннаж обрабатываемых грузов.

 

Морские порты №5 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ