Растущий порт стратегического значения для ТЭК - Морские вести России

Растущий порт стратегического значения для ТЭК

11.07.2023

Восточный – крупнейший порт России на Дальнем Востоке, его развитие во многом определено перспективами международных торговых отношений в сфере ТЭК. Однако сегодня, в условиях переориентации грузопотоков на Дальневосточное направление, прежде всего контейнерных, порт загружен более чем на 95%. Грузооборот порта со второй половины 2022 года динамично рос, несмотря на снижение количества судозаходов, и сейчас продолжает расти. Причем в прошлом году в моменты пиковой загрузки были случаи, когда суда стояли на рейде по 5 дней в ожидании очереди на обработку. Об актуальных моментах работы порта и обеспечения безопасности мореплавания в его акватории рассказывает капитан морского порта Восточный ФГБУ «Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Вайбузов.

«МП»: Андрей Анатольевич, каковы итоги работы порта в 2022 году и в первом квартале текущего года? Перевалка каких видов грузов увеличилась в объемах, а каких уменьшилась, по каким причинам? Какой прогноз грузооборота по итогам 2023 года?

– Со второй половины 2022 года, после формирования новых логистических цепочек из-за разрушения старых в связи с проводимой Западом санкционной политикой, многие грузопотоки пошли через Дальний Восток и грузооборот порта по итогам года вырос на 5,8%, до 82,3 млн тонн. При этом рост отмечен по всем направлениям: экспорт – на 4,3%, импорт – на 42,7%, транзит – на 34,5%.

Основными видами грузов традиционно остаются уголь, нефть, контейнеры и генеральные грузы. Так, объем перевалки угля по итогам прошлого года составил 31,7 млн тонн (+26,8%), нефтеналивных грузов – 39,97 млн тонн (+14,2%), контейнерных – 8,52 млн тонн, или 593 тыс. TEU (+25,8%), в 2021 году было переработано 471,2 тыс. TEU.

За первый квартал 2023 года в порту переработано 22,8 млн тонн различных грузов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 14,9%. В лидерах роста – сырая нефть (+18,8%), контейнеры (+40,8%), генеральные грузы (+25,1%). Объем переработки угля вырос на 5,7%. В то же время резко упал экспорт нефтепродуктов – на 67,7%, переработка черных металлов сократилась на 16,2%.

Объемы перевалки нефти выросли в связи с отказом Евросоюза от закупки энергоресурсов и перенаправлением грузопотока восточным партнерам, прежде всего в Индию и Китай. Рост контейнерооборота тоже связан с санкционной политикой и перенаправлением контейнерных потоков с западных портов России на Дальний Восток. Перевалка генеральных грузов увеличилась по причине роста поставок сырья из Китая для металлургической промышленности.

В направлении грузопотоков в порту преобладает экспорт, на его долю приходится 93,5%, в основном это уголь и нефть, на долю импорта приходится 5,2%, доля каботажа – 0,6%, транзита – 0,7%.

Исходя из результатов работы порта за первые три месяца текущего года, можно ожидать, что итоговый объем перевалки грузов за 2023 год составит более 90 млн тонн.

«МП»: Насколько был загружен порт в пиковый период прошлого года? Что сделано для нормализации работы порта?

– Загрузка производственных мощностей порта в прошлом году приблизилась к предельным показателям, составив более 82 млн тонн в год, при том что проектная пропускная способность грузовых терминалов порта составляет 84,7 млн тонн в год.

Нужно отметить, что терминалы по перевалке угля и нефти справлялись с возросшими грузопотоками и у них простоев судов под погрузку практически не наблюдалось. А вот у контейнерного терминала в период пиковой загрузки в сентябре были случаи простоя судов на рейде до пяти дней в ожидании разгрузки.

Для более стабильной работы контейнерного терминала в 2023 году оператором было установлено современное перегрузочное оборудование.

Однако причина была не столько в перегрузочных возможностях терминала, сколько в неспособности железной дороги вывезти возросший объем контейнеров и в отсутствии достаточного количества подвижного состава.

«МП»: Чего ожидать от реализации перспективных инфраструктурных проектов в порту в ближайшее время? К чему готовиться грузовладельцам, перевозчикам и железной дороге?

– В настоящее время в порту реализуется первый этап строительства угольного терминала «Коулстар» мощнос-тью 1,5 млн тонн, расположенного в поселке Врангель. Запуск запланирован на 2023 год. Ожидаемый доход от взимания корабельного сбора – порядка 5 млн рублей.

Кроме того, ведется строительство Находкинского завода минеральных удобрений, береговых объектов терминала отгрузки метанола и карбамида с этого завода. Окончание первого этапа производительностью метанола 1,8 млн тонн запланировано на 2025 год. Увеличение дохода от корабельного сбора составит около 6,6 млн рублей.

Также существенный рост мощности и грузооборота порта ожидается после завершения строительства третьей очереди терминала высокотехнологичной перевалки угля АО «Восточный Порт». С пуском ее в эксплуатацию в 2025 году планируется увеличение грузооборота на 13,7 млн тонн.

«МП»: Каковы тенденции в судоходстве, если рассматривать результаты прошлого года и первого квартала этого года?

– В 2022 году общее количество судозаходов составило 3924, что на 8,2% меньше, чем за предыдущий год (в 2021 г. – 4273). Из общего количества судозаходов 2269 – суда под флагом РФ, 1655 – суда под иностранными флагами.

По итогам первого квартала 2023 года наблюдается рост заходов судов под иностранными флагами на 20,2%, с 396 в 2022-м до 476 в 2023-м. В настоящее время в порту обрабатываются суда семи международных контейнерных линий: пять линий связаны с портами Китая и по одной с портами Южной Кореи и Японии.

«МП»: Как сработала инспекция госпортконтроля в прошлом году и какова ситуация сегодня?

– При проверке судов в рамках администрации государства флага (FSC) в 2022 году было проведено 56 осмот-ров судов под флагом РФ, выявлен 151 недостаток. За четыре месяца 2023 года проведено 24 осмотра судов под флагом РФ, выявлено 83 недостатка, по результатам проверки задержано 1 судно.

В рамках администрации государства порта (PSC) в 2022 году было проинспектировано 523 судна под иностранными флагами, выявлено 1939 несоответствий, задержано 7 судов. За четыре месяца 2023 года осуществлено 202 инспекции, выявлено 706 несоответствий, задержано 2 судна.

Основные недостатки, приведшие к задержанию судов: неудовлетворительное состояние спасательных шлюпок; недостаточное обеспечение экипажа индивидуальными спасательными средствами; нерабочее состояние системы пожаротушения в машинно-котельном отделении; неисправное состояние противопожарных дверей и заслонок; нарушение целостности корпуса судна и водонепроницаемости (трещины в наружной обшивке судна); сепаратор льяльных вод в нерабочем состоянии и прочее.

«МП»: Какие меры предпринимает Служба капитана порта по совершенствованию работы в области обеспечения безопасности мореплавания и экологической безопасности?

– Между капитаном порта и региональными управлениями Ространснадзора и Росприроднадзора, Находкинской транспортной прокуратурой, Дальневосточным филиалом Российского морского регистра судоходства налажены рабочие связи для проведения совместных мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания и защите окружающей среды.

Службой капитана порта осуществляется портовый контроль за судами в рамках национального законодательства и Токийского меморандума. Для обеспечения безопасности мореплавания ведется постоянный контроль за состоянием системы навигационного обеспечения, проводится аттестация лоцманов и операторов СУДС.

Мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды направлены прежде всего на предотвращение загрязнения моря нефтью и нефтепродуктами. Нефтеналивные операции в акватории порта осуществляются с обязательной установкой боновых заграждений. Организации, осуществляющие транспортировку, хранение, перевалку нефти и нефтепродуктов, бункеровку судов, имеют действующие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН). А филиал ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» в морском порту Восточный имеет план ЛРН федерального уровня.

В соответствии с требованиями законодательства проводятся комплексные учения с участием представителей федеральных структур по отработке взаимодействия при ликвидации максимального расчетного разлива нефти и нефтепродуктов. Для предупреждения загрязнений и минимизации последствий организовано несение аварийно-спасательной готовности, осуществляемое профессиональными аварийно-спасательными формированиями, такими как ФГБУ «Морспасслужба», АО «Роснефтефлот», ООО «Транснефть-Сервис», и нештатными аварийно-спасательными формированиями – ООО «Восточный нефтехимический терминал» и ООО «Наяда».

Снятие отходов с судов в порту осуществляется специализированными судами СЛВ и НМС. Услуги по очистке акватории от загрязнения, по приему, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению судовых отходов оказывает региональный филиал ФГУП «Росморпорт» и другие лицензированные организации.

При получении информации о загрязнении акватории порта и других подобных происшествиях Служба капитана порта своевременно сообщает о случившемся в уполномоченные федеральные органы.

«МП»: Как организована работа в филиале по обеспечению транспортной безопасности?

– Восточный – это крупный, растущий порт стратегического значения, где осуществляются масштабные инвестиционные проекты, и вопросам транспортной безопасности Служба капитана порта уделяет особое внимание. Работа ведется по разным направлениям, в том числе в рамках распоряжений и указаний Росморречфлота по усилению мер безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Базовое направление – проверка выполнения портовыми средствами требований главы ХI-2 Конвенции СОЛАС-74, Международного кодекса ОСПС (МК ОСПС) и планов охраны портовых средств. Другой немаловажный аспект – контроль судов, совершающих международные рейсы, которые обязаны предоставлять стандартизированные перечни данных об охране в соответствии с конвенциальными требованиями.

Во взаимодействии с органами ФСБ и МВД Служба капитана порта контролирует выполнение операторами морских терминалов и судами правил режима в пункте пропуска через государственную границу РФ. Кроме того, с помощью современных инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) осуществляется постоянный мониторинг обстановки в акватории порта с целью выявления признаков подготовки актов незаконного вмешательства и принятия мер по их предупреждению.

Морские порты №4 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ