Вывозят новые паромные линии - Морские вести России

Вывозят новые паромные линии

26.06.2023

Вывозят новые паромные линии

По итогам 2022 года морской порт Туапсе занимает третье место по грузообороту среди портов Азово-Черноморского бассейна после Новороссийска и Тамани, обеспечивая внешнеторговые перевозки нефтепродуктов, навалочных и генеральных грузов. Несмотря на то что объемы перевалки нефтепродуктов и некоторых навалочных грузов в прошлом году сократились вследствие жестких западных санкций, восполнить грузооборот в начале этого года помогли перевозки генеральных и плодоовощных грузов новыми паромными линиями.

В связи с открытием в порту в 2022 году трех морских паромных линий и использованием на них судов типа Ro-Pax Службой капитана порта были согласованы схемы маневрирования, швартовки/отшвартовки и безопасной стоянки этих судов у причалов порта. Об этих и других особенностях работы порта и портовых властей в интервью «МП» рассказал капитан морского порта Туапсе ФГБУ «АМП Черного моря» Игорь Хочолава.

«МП»: Игорь Борисович, каковы итоги работы порта в 2022 году и в I квартале 2023 года? Какие грузопотоки выросли, какие снизились и как изменилась структура грузооборота? Каких показателей ожидаете к концу года?

– По итогам 2022 года грузооборот порта в сравнении с предыдущим годом снизился на 12%, с 24,7 млн тонн до 21,7 млн тонн, то есть на 3 млн тонн.

Но уже в I квартале 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось увеличение грузооборота на 19,5%, с 5,05 млн тонн до примерно 6 млн тонн.

Количество судозаходов в порт в 2022 году по сравнению с предыдущим годом сократилось на 4,4%, с 1495 до 1429. Однако в I квартале 2023 года в сравнении с I кварталом 2022 года наблюдалось увеличение на 37%, с 272 до 373.

Снижение показателей грузооборота и судозаходов в прошлом году обусловлено временным сокращением перевалки нефтеналивных и некоторых сухих грузов вследствие введения западных санкций.

Планируемый грузооборот по итогам 2023 года ожидается на уровне 2022-го.

«МП»: Как изменились перевозки грузов после ухода ряда иностранных перевозчиков, какие компании пришли им на смену?

– В ноябре 2022 года в порту увеличилась номенклатура грузов в связи с внесением дополнений в Технологическую схему организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском пункте пропуска в части технологии обработки судов типа Ro-Ro и Ro-Pax на морском терминале АО «ТМТП» на причалах №13, 14, 15, вследствие чего увеличился грузооборот генеральных грузов и плодоовощной продукции.

Также в 2022 году зарегистрировано 3 морских паромных линии: «Кавказ – Карасу-2», «UGS – Туапсе», «Samsun Line – Туапсе». В связи с открытием данных линий и использованием судов типа Ro-Pax Службой капитана порта были согласованы схемы маневрирования, швартовки/отшвартовки и безопасной стоянки этих судов у причалов порта.

«МП»: Как обеспечивается экологичес-кая безопасность с точки зрения контроля за отгрузкой нефтяных грузов, бункеровкой, контроль разливов, аварийных ситуаций, готовность порта к обеспечению ликвидации разливов?

– Службой капитана порта осуществляется строгий контроль за экологической безопасностью и по вопросам охраны окружающей среды в морском порту. Перевалкой нефтепродуктов в порту занимаются два оператора морских терминалов – АО «Туапсинский морской торговый порт» и ООО «РН-Морской терминал Туапсе».

При контроле бункеровочной деятельности Служба капитана порта производит проверку наличия необходимых разрешительных документов. Также перед бункеровкой судна специалист ИГПК осуществляет контроль за выполнением правил противопожарной и экологической безопасности и выдает разрешение на осуществление бункеровки судна.

Деятельность по защите береговой черты и реки Туапсе от загрязнения и по ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов обеспечивают профессиональные аварийно-спасательные формирования – аварийно-спасательная группа морского спасательного подразделения Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морспасслужба», филиал АО «Роснефтефлот» в г.Туапсе, а также нештатные аварийно-спасательные формирования – АСФ на базе Службы управления флотом АО «Туапсинский морской торговый порт», ООО «РН-Морской терминал Туапсе». Эти формирования аттестованы и имеют достаточное количество личного состава, специализированного флота, средств ЛРН для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регионального уровня. Все хозяйствующие субъекты порта, оперирующие с нефтью и нефтепродуктами, имеют действующие планы ЛРН.

В порту в 2022 году было проведено два учения: 26 июля – тренировочные учения по проверке готовности подразделения АСФ филиала АО «Роснефтефлот» в г.Туапсе по локализации и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов в рамках проведения периодической аттестационной проверки; 20 октября – специальные учения подразделения АСФ «Морспасслужбы» по локализации и ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов и спасению людей в акватории порта.

Контроль за перевалкой опасных грузов, а также зерна, угля и сухих минеральных удобрений ведется круглосуточно дежурной сменой инспекции госпортконтроля и специалистами Службы капитана порта. Осуществляется круглосуточный мониторинг как с использованием системы инструментального контроля и видеонаблюдения, так и при осуществлении инспектирования судов и осмотра экологического состояния акватории морского порта и районов якорных стоянок №417 и №418, что практичес-ки исключает возможность сбросов с судов загрязняющих веществ.

В порту несут круглосуточное дежурство плавсредства и персонал, готовые в кратчайшие сроки приступить к оказанию помощи терпящим бедствие людям и судам, ликвидации аварийных разливов нефти, нефтепродуктов и иных химических веществ в акватории порта.

«МП»: Каковы итоги работы ИГПК в 2022 году, сколько судов проинспектировано, сколько было нарушений и каков их характер?

– В прошлом году проведено 218 инспекций судов под иностранным флагом, выявлено 768 несоответствий, оформлено 13 задержаний судов. Основные несоответствия: спасательные средства (доля в общем объеме – 20,2%), противопожарная безопасность (18,6%), швартовное оборудование (15,3%), навигация и безопасность мореплавания (10,5%). Кроме того, имелись нарушения по предотвращению загрязнения окружающей среды по Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве, по грузовым операциям и аварийным системам. В I квартале этого года проведена 71 инспекция судов под иностранными флагами, выявлено 305 несоответствий, оформлено 8 задержаний судов.

В отношении судов под флагом РФ в прошлом году проведено 82 инспекции, выявлено 233 несоответствия, оформлено 8 задержаний судов. Основные несоответствия: условия жизни и труда (23%), навигация (15%), средства борьбы с пожаром (12%), аварийные системы (10%), спасательные средства (10%), свидетельства и документация (6%), предотвращения загрязнения МАРПОЛ (6%) и другие. В I квартале этого года проведено 15 инспекций судов, выявлено 47 несоответствий, задержаний судов не было.

Проверки иностранных судов проводятся в обычном режиме на основании законодательства РФ и требований международных правил. Выбор иностранного судна для проведения инспекции определяется в соответствии с его приоритетом, который проверяется в системе BSIS MoU (Black Sea Information System). Проверка судов под российским флагом проводится в соответствии с определением фактора риска в «Информационной системе государственного контроля судов, оперирующих под российским флагом».

«МП»: Как обеспечивается транспортная безопасность акватории порта, организация взаимодействия различных служб и ведомств со Службой капитана порта?

– Филиал ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Туапсе постоянно проводит работу по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств порта.

Непосредственных прямых угроз и фактов совершения актов незаконного вмешательства в порту в прошлом году не зафиксировано.

Службой капитана порта разработан План обеспечения транспортной безопасности акватории порта (далее – План ОТБ), утвержденный Росморречфлотом. В соответствии с Планом ОТБ и во взаимодействии с Туапсинским управлением АЧБФ ФГУП «Росморпорт» проводятся мероприятия по оснащению (дооснащению) акватории инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ).

Реализуются мероприятия в области транспортной безопасности, направленные на обеспечение устойчивой работы порта. Проводятся антитеррористические учения и тренировки на объектах транспортной инфраструктуры порта. Сотрудники транспортной безопасности филиала согласно указаниям Минтранса, Росморречфлота, Ространснадзора участвуют в мероприятиях по обеспечению установленных уровней безопасности и охраны, транспортной и антитеррористической защиты порта.

Во взаимодействии со службами обеспечения транспортной безопасности компаний, организованы сбор, обработка и анализ данных об обстановке на объектах транспортной инфраструктуры и в акватории порта.

Сотрудники транспортной безопасности совместно с государственными контролирующими органами ежеквартально участвуют в комиссионных проверках систем физической защиты и ИТСОТБ объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В 2022 году совместно с представителями субъектов транспортной инфраструктуры в порту проведено 7 заседаний Координационного совета морского пункта пропуска Туапсе по выполнению требований транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий) в морском порту.

«МП»: Как развивается инфраструктура порта: какие проекты завершены, какие ведутся, что в планах?

– В части развития инфраструктуры порта Туапсе завершены работы по дооборудованию зернового причала отбойными устройствами, в результате чего стало возможно принимать суда с низким надводным бортом; выполнены работы по объекту «Реконструкция объектов: акватория и разворотный круг в акватории порта, причал №9, причал №10 морского порта Туапсе – береговая часть»; ведутся подготовка к капитальному ремонту причала №15 (расширение пандуса), капитальный ремонт глубоководного причала №1 ООО «Предприятие Туапсинский морской коммерческий порт», работы по замене швартовного оборудования на причалах №1-6.

Перспективные инвестиционные проекты развития порта Туапсе планируются в ходе дальнейшего развития уже намеченных ранее направлений. В 2021 году выполнены:

– отчет о научно-исследовательской работе по математическому моделированию подхода, швартовки, обработки и отхода от зернового причала морского порта судов с осадкой до 12,9 метра;

– отчет о научно-исследовательской работе по математическому моделированию подхода, швартовки, обработки и отхода от причалов №10 (глубоководная часть) и №11 морского порта судов с осадкой до 12,9 метра;

– отчет о научно-исследовательской работе по математическому моделированию движения судов с проведением швартовных операций у причалов ООО «Туапсинский балкерный терминал».

Также в 2021 году выполнены проектные работы по объекту «Реконструкция (удлинение) юго-восточного (Первомайского) волнолома»; рассмотрено ходатайство (декларация) о намерениях инвестирования в строительство объекта «Увеличение пропускной способности глубоководного причала №1 ООО «ПТМКП» в г.Туапсе».

В настоящее время ведется строительство железнодорожных путей на территории бывшего Туапсинского судоремонтного завода с развитием сопутствующей инфраструктуры необщего пользования АО «Туапсинский морской торговый порт».

«МП»: Развивается ли в порту инфраструктура пассажирских перевозок, внутреннего туризма в сфере водного транспорта? Как осуществляется контроль в этом сегменте перевозок?

– Регулярные пассажирские перевозки в порту Туапсе не осуществляются. В курортный сезон работает экскурсионный маршрут для туристов и жителей города от причала №7а до скалы Киселева и обратно.

Контроль за пассажирскими перевозками осуществляется дежурной сменой инспекции госпортконтроля как с использованием системы инструментального контроля и видеонаб-людения, так и при осуществлении инспектирования пассажирского судна. Всего в курортный сезон 2022 года было перевезено 21658 пассажиров.

Морские порты №4 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ