Удары кризиса приняли достойно - Морские вести России

Удары кризиса приняли достойно

19.06.2023

Удары кризиса приняли достойно

Прошлый год в портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» был отмечен снижением грузооборота по причине ухода с рынка одного из крупных иностранных портовых операторов – компании «Эксон Нефтегаз Лимитед». Это отрицательным образом сказалось не только на работе порта Де-Кастри, но и на доходах АМП от портовых сборов. Трудности пришлось преодолевать серьезным сокращением расходов Администрации и приостановлением некоторых ремонтных работ в учреждении. Однако это не сказалось на качестве исполнения функций по обеспечению безопасности мореплавания филиалами АМП, даже несмотря на тяжелый характер периода ледокольных проводок 2022-2023 годов в портах АМП. Об этом и других аспектах деятельности портовых властей – в интервью руководителя ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» Николая Татаринова.

«МП»: Николай Петрович, как отработали порты АМП по итогам 2022 года в сравнении с предыдущим годом (грузооборот, судозаходы)? Каковы тенденции в перевалке традиционных видов грузов, новых грузопотоков?

– За 2022 год в морских портах Хабаровского края и Магаданской области перевалено 45,2 млн тонн грузов, это почти на 10% меньше, чем в 2021 году, когда грузооборот составил 49,7 млн тонн. Основная причина такого снижения – остановка деятельности компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» в порту Де-Кастри. В период с мая по октябрь из-за санкций и ухода с рынка иностранной компании перевалка нефтепродуктов в порту не производилась, в связи с этим произошло снижение грузооборота на 57,8% – с 11,8 млн тонн в 2021-м до 5 млн тонн в 2022-м. В октябре 2022 года постановлением Правительства РФ №1808 все имущество иностранной компании было передано ОАО «Сахалинморнефтегаз-Шельф» и перевалка нефтепродуктов возобновилась.

Наряду со снижением грузооборота в портах Де-Кастри, Советская Гавань (-18,8%) и Охотск (-19%), произошло увеличение переработки грузов в портах Ванино, Магадан и Николаевск-на-Амуре. В порту Ванино грузооборот вырос на 6,4%, до 37,6 млн тонн (за счет перевалки угля), в порту Магадан – на 8,9%, до 1,87 млн тонн, в Николаевске-на-Амуре – на 33%, до 56,8 тыс. тонн.

Морские порты, подведомственные АМП, специализируются на переработке практически всех видов грузов, но основную долю составляет перевалка угля и сырой нефти: уголь – 73%, нефть и нефтепродукты – 17%, руда (глинозем) – 2,5%, прочие – 7%. Отрадно отметить, что продолжили увеличиваться объемы перевозок грузов в контейнерах, рост составил 13%, до 1,01 млн тонн.

При общем сокращении объемов перевалки грузов количество судозаходов в порты АМП увеличилось на 9% и составило 5690 (в 2021 г. – 5221). Увеличение произошло во всех портах, кроме Советской Гавани и Де-Кастри. В порту Де-Кастри количество судозаходов уменьшилось на 40%. Значительное увеличение произошло в Николаевске-на-Амуре – с 2258 в 2021-м до 2838 в 2022-м – преимущественно за счет судов на воздушной подушке, которые дополнительно осуществляли пассажирские перевозки с июня 2022 года. В порту Ванино количество судозаходов выросло на 1,2%, до 1660.

Анализ грузооборота в портах АМП по направлениям перевозок показывает, что произошло снижение объемов перевалки грузов по экспорту и незначительное увеличение по импорту и каботажу.

«МП»: Каким образом повлияли на работу портов и морские перевозки западные санкции и уход иностранных компаний из России? Повлияла ли эта ситуация на работу АМП, ее филиалов и служб?

– Если смотреть динамику грузооборота портов АМП, то в 2022 году мы наблюдаем общее снижение впервые с 2006 года. Так, если в 2006 году грузооборот составлял 14,3 млн тонн, в 2015-м – 38,3 млн, в 2021-м – 49,7 млн, то в 2022-м – 45,2 млн тонн. Большую долю общего грузооборота составляют объемы перевалки в порту Ванино – 83%. В 2022 году они выросли на 6,4%, до 37,6 млн тонн.

Снижение грузооборота в значительной степени повлияло на финансовое состояние АМП. Портовый сбор с заходящих судов, за счет которого осуществляется деятельность учреждения, снизился в 2022 году на 9,1% по сравнению с 2021-м. Потери АМП от недополученного корабельного сбора в прошлом году составили более 29 млн рублей. Для стабилизации финансового состояния был разработан антикризисный план и предприняты меры по снижению расходов.

Из-за недостатка доходов, единственным источником которых является портовый сбор, Администрация не могла в полном объеме нести расходы на содержание имущества, переданного ей Российской Федерацией в оперативное управление. Не было возможности произвести ремонтные работы в ряде служебных помещений, обновить компьютерную и другую оргтехнику. Обучение сотрудников осуществлялось только в дистанционном режиме и посредством видео-конференц-связи.

Все обращения в ФАС России об увеличении ставок корабельного сбора, которые не менялись с 2018 года, остались без внимания.

Несмотря на сложное финансовое положение, были предприняты все меры по недопущению задержек заработной платы работникам и обязательных социальных выплат. Службы капитанов портов филиалов АМП в полном объеме выполнили свои задачи.

«МП»: Насколько сложным был зимний период? Расскажите о работе портов в условиях зимней навигации? Как осуществлялись ледокольные проводки, швартовные работы? Какие случаи разбирались на Штабе ледокольных операций?

– Все порты ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» замерзающие. Два порта – Охотск и Николаевск-на-Амуре – зимой полностью прекращают навигацию, в остальных она осуществляется с помощью ледоколов. Ледокольные проводки проходят под руководством Бассейновых комиссий по организации ледокольных проводок судов в морских портах.

В прошлый зимний период согласно Плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов 2021-2022 годов в замерзающих портах РФ, утвержденному руководителем Росморречфлота, ледокольные проводки в порту Ванино обеспечивали ледоколы «Новороссийск» и «Капитан Хлебников», а в порту Магадан – ледокол «Москва».

Ледокол «Новороссийск» прибыл в порт Ванино 11 января 2022 года и, выполнив работу, 2 апреля ушел в порт базирования. Ледокол «Капитан Хлебников» прибыл в порт 15 марта и в связи с благоприятной ледовой обстановкой, по решению Бассейновой комиссии, 23 марта ушел во Владивос-ток. За период ледокольных проводок в 2022 году было проведено в порт и выведено из него 81 судно: 38 на вход и 43 на выход. Распространение льда в Татарском проливе в зимний период 2021-2022 годов можно охарактеризовать как среднестатистическое.

В порту Магадан в прошлый период ледокольных проводок границы максимального распространения льда на подходах к порту и по ледопроходимости можно отнести к категории относительно легких. По продолжительности период ледокольных проводок был самый короткий с 2017 года и составил 140 суток, тогда как в среднем это составляет 152 суток.

Ледокольные проводки крупнотоннажных танкеров компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» в Татарском проливе от ледовой кромки в порт Де-Кастри и обратно обеспечивали ТБС «Норманн» и ТБС «Помор» с ледовым классом Icebreaker 6. Период ледокольных проводок 2021-2022 годов в порту можно отнести к относительно легким по сравнению с периодами начиная с 2015 года.

Период ледокольных проводок 2022-2023 годов распоряжением капитана порта Ванино объявлен с 12.01.2023 г., в порту Советская Гавань – с 12.12.2022 г. (на 6 дней раньше, чем в прошлый период), в порту Де-Кастри – с 20.12.2022 г. и в порту Магадан – с 15.12.2022 г. Согласно Плану расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов в порт Ванино так же выделено 2 ледокола, один из них – «Магадан» – прибыл в порт 16 января 2023 года. Второй ледокол «Капитан Хлебников» прибыл по запросу Бассейновой комиссии раньше намеченного срока – 9 февраля – в связи с осложнением ледовой обстановки в акватории порта Ванино и на подходах к нему.

В порту Магадан, как и в прошлом году, ледокольные проводки осуществляет ледокол «Москва», прибывший в порт в конце декабря. Распространение льда в период февраля-марта этого года более обширное, чем в прошлом году. Удаленность кромки льда от порта доходит до 200 миль, а в зимний период 2021-2022 годов доходила только до 100 миль.

Говорить о результатах нынешнего периода ледокольных проводок пока рано, но на данный момент складывающуюся ледовую обстановку в порту Ванино можно охарактеризовать как тяжелую. Ежедневно проводятся заседания оперативного штаба ледокольных проводок, на которых прорабатываются самые сложные ситуации и проводится анализ ледовой обстановки.

Наиболее сложным был период во второй и третьей декадах февраля. Было несколько дней, когда ледоколы проводили в порт только суда с ледовым классом Arc4, а 14 февраля – только суда с ледовым классом Arc5.

«МП»: На какой стадии находится программа очистки акваторий портов от затонувших судов, какова ситуация в целом по подъему и утилизации таких судов? Какие вопросы тормозят программу и как они решаются?

– Очистка акваторий от затонувших судов проходит в двух субъектах РФ, расположенных в зоне ответственности Администрации: Хабаровском крае и Магаданской области. Эти работы активно начали проводиться после визита сюда премьер-министра России Михаила Мишустина в августе 2020 года. Общее количество затонувших судов, согласно приказу Минтранса России от 05.10.2022 г. №404, составляло 46 единиц: в Магаданской области – 22, в Хабаровском крае – 24. На сегодня уже поднято 13.

В соответствии со статьей 111 Кодекса торгового мореплавания все затонувшие суда переданы субъектам РФ. В порту Магадан на данный момент поднято 9 судов, в 2023 году запланированы работы по разделке 11, в 2024 году – 2 судов.

Ситуация в портах Хабаровского края складывается следующим образом. В порту Ванино общее количес-тво затонувших судов, подлежащих подъему, – 12, в 2023 году планируется поднять 5 единиц, 2024-м – 7. В Советской Гавани 5 затонувших судов, в 2022 году поднято 2, в планах на 2023 год поднять оставшиеся 3. В порту Де-Кастри подлежит подъему 1 судно, подъем планируется осуществить в 2024 году. В Николаевске-на-Амуре затонувших судов, подлежащих подъему, – 3, их подъем запланирован на 2024 год. В порту Охотск – 3 затонувших судна, в 2022-м поднято 1, подъем остальных планируется на 2024 год.

Данный вопрос находится на постоянном контроле Правительства РФ и Минтранса России. В настоящее время на осенне-зимний период работы по подъему и утилизации судов приостановлены. Планируемое возобновление работ во всех портах – май 2023 года.

Морские порты №3 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ