Порт Архангельск помогает развивать Арктические проекты - Морские вести России

Порт Архангельск помогает развивать Арктические проекты

29.05.2023

Порт Архангельск помогает развивать Арктические проекты

Грузооборот Архангельского порта существенно вырос за счет перевалки увеличившихся объемов строительных грузов, в частности песка, в связи со строительством федеральных дорог в регионе. И если в морском сообщении объем перевозок не изменился, то существенно, на 115%, приросли речные перевозки. По-прежнему большое количество генеральных грузов идет на реализацию Арктических проектов.

В связи со сложной внешнеполитической обстановкой Служба капитана порта усилила работу по обеспечению транспортной безопасности, как результат – количество незаконных перемещений в акватории морского порта заметно снизилось.

Об этих и других итогах работы порта и портовых властей в прошлом году и начале текущего года рассказал капитан морского порта Архангельск ФГБУ «АМП Западной Арктики» Николай Нестеров.

«МП»: Николай Вячеславович, каковы итоги работы порта Архангельск за 2022 год, каковы объемы грузооборота в сравнении с предыдущим годом? По каким грузам наблюдалось снижение, а по каким рост грузооборота? На какие объемы нацелен порт в этом году?

– Грузооборот порта в 2022 году составил 7 млн тонн, что на 31,2 % больше, чем в предыдущем. Если в морском сообщении грузооборот остался на уровне прошлого года, то по реке прирост составил 1,69 млн тонн, или 115,7%. Это обусловлено возросшей потребностью Архангельска в больших объемах песка в связи со строительством федеральных дорог.

Традиционно через порт переваливаются генеральные грузы в направлении портов, находящихся на берегах Северного морского пути, на Новой Земле, а также архипелаге Земля Франца-Иосифа. Значительный объем груза был отправлен в направлении пункта Харасавэй, который расположен в Байдарацкой губе Карского моря, где идет активное освоение Бованенковского месторождения.

Постоянный круглогодичный грузопоток идет в направлении портов Дудинка, Диксон, Сабетта. Правда, в связи с введением санкций упали отправки продукции лесопромышленного комплекса, наливных грузов. Однако нужно отметить, что в этом году отправки наливных грузов возобновились.

«МП»: Насколько изменилось количество судозаходов в морской порт с учетом ухода западных перевозчиков из России? Как изменились флаги судов, направления перевозок, типы заходящих судов, их состояние?

– В 2022 году было зарегистрировано 3284 судозахода, что на 1114 больше, чем в предыдущем году. Прирост дали речные суда. Если по морским судам наблюдался спад (минус 144 судозахода), то по речным прирост составил 1258 судозаходов.

Западные перевозчики всегда играли незначительную роль в порту Архангельск, поэтому их уход не особо сказался на объемах перевозок.

В 2022 году в морской порт зашло 65 судов под иностранными флагами, что значительно меньше, чем в предыдущем. При этом чаще стали заходить суда большего тоннажа. Из 160 судов под иностранными флагами в 2021 году в порт зашло 109 судов под флагом Нидерландов, которые перевозили лесоматериалы.

По лесным грузам изменилось направление перевозок: если раньше грузы шли в основном в европейские страны, то сейчас они идут в страны Северной Африки и Турцию.

«МП»: Какими особенностями сопровождался северный завоз, если учесть повышенное внимание государства к этому направлению перевозок?

– В прошлом году северный завоз проходил в штатном режиме. Традиционное направление – портопункты Белого и Баренцева морей. Данные перевозки осуществляются судами смешанного река – море плавания, зачастую выгрузка производится на необорудованный берег. Северный завоз начинается с окончанием прохождения ледохода и заканчивается в октябре-ноябре.

«МП»: Насколько сложно проходит в порту зимняя навигация? Какова статистика ледокольных проводок и перевозок грузов зимой в сравнении с предыдущей зимней навигацией?

– В этом году ледовая обстановка в Белом море благоприятная, задержек судов, следующих в/из морского порта, нет.

Период ледокольных проводок судов в акватории порта начался 1 декабря, а с 10 января и в Белом море, где судам помогал ледокол «Диксон». В порту проводки осуществляют ледоколы «Капитан Евдокимов» и «Капитан Чадаев» Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт».

В порту функционирует Штаб ледокольных операций – информация о ледовой обстановке, точке формирования каравана, порядке ледокольной проводки оперативно доводится до капитанов судов.

На конец марта текущего года в порту проведено 140 судов, в Белом море – 36. К сожалению, с началом периода ледокольных проводок за аналогичный период прошлого года грузооборот порта снизился на 36%. Это обусловлено снижением отправок лесных грузов, перенаправлением части генеральных грузов для нужд северных портов в незамерзающий порт Мурманск, что делает его более привлекательным для грузовладельцев.

«МП»: Расскажите об обеспечении транспортной безопасности в порту и на подходах к нему в современных условиях. Какие меры приняты в связи с напряженной обстановкой в мире?

– В 2022 году был утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Архангельск», создано структурное подразделение транспортной безопасности. Акватория порта оснащена инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ), ведется круглосуточный мониторинг акватории порта.

Службой капитана порта разработан и внедрен план взаимодействия с Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт», Архангельским линейным отделом МВД на транспорте, Пограничным управлением ФСБ по западному арктическому району, с центром ГИМС, СУГМРН по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта.

В случае обнаружения незаконного перемещения или стоянки неустановленных судов, в том числе маломерных и иных плавательных средств без опознавательных знаков, незамедлительно задействуются все силы и средства для пресечения незаконного перемещения и идентификации нарушителя. Как результат – количество незаконных перемещений в акватории порта заметно снизилось.

«МП»: Учитывается ли инспекторами госпортконтроля при осмотрах судов повышенная опасность террористических угроз? В чем это выражается? Какова статистика осмотров за 2022 год в сравнении с предыдущим годом, в том числе по флагу и характеру нарушений?

– В 2022 году было проведено 680 осмотров судов под российским флагом и 9 осмотров судов под иностранными флагами. Для сравнения: в 2021 году было осмотрено 811 и 8 судов соответственно.

При проведении осмотров особое внимание уделяется несению вахтенной службы, организации пропускного режима на суда. В ночное время в рамках контрольных мероприятий проводится постоянный мониторинг несения вахтенной службы на судах, стоящих у причалов порта.

«МП»: Каковы показатели работы отделов дипломирования, регистрации судов в сравнении с предыдущим годом? Чем характеризовался отчетный период данных отделов, выполнен ли план и насколько качественно (были ли жалобы со стороны моряков)?

– В 2022 году отделом дипломирования Службы капитана порта было выдано 1579 дипломов, 389 квалификационных свидетельств, 48 документов специалистов для работы на танкерах, 447 документов специалистов по эксплуатации судов, эксплуатирующихся в полярных водах, 315 подтверждений знаний Международных правил предупреждения столкновения судов в море 1972 года и Международной морской системы навигационно-гидрографического обеспечения. Также в прошлом году было выдано 1551 удостоверение личности моряка и оформлено 149 мореходных книжек. Жалоб со стороны моряков не поступало.

В порту Архангельск зарегистрировано 849 судов, из них 5 строящихся. В 2022 году отделом государственной регистрации судов было выдано 144 свидетельства о минимальном составе экипаже судна, 299 свидетельств о страховании гражданской ответственности судовладельцев.

«МП»:Какие важные события в жизни порта произошли в прошлом году, какие ожидаются в ближайшем будущем?

– Прошлый год в порту Архангельск был отмечен началом работы нового грузового терминала «СП-Терминал» (бывшего лесозавода №14). Терминал специализируется на перевалке генеральных грузов для портов Арктического бассейна. Кроме того, были сданы в эксплуатацию реконструированные причалы №134 и №135 ФГБУ «Северное УГМС».

В настоящее время продолжается реконструкция причалов и дальнейшее развитие Соломбальского терминала, прорабатывается организация туристических маршрутов к Новодвинской крепости.

Морские порты №2 (2023)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ