Порты Сахалина и Курил работают в полную мощь - Морские вести России

Порты Сахалина и Курил работают в полную мощь

09.04.2023

Порты Сахалина и Курил работают в полную мощь

Морская отрасль Сахалинской области имеет для региона стратегическое значение как в сфере экономики – морские внешнеторговые грузоперевозки через порты, шельфовая нефтедобыча, рыбодобыча приносят в областную казну существенный доход, так и в социальной сфере – основные поставки товаров народного потребления и пассажироперевозки на остров Сахалин и Курильские острова происходят морским путем. Именно поэтому островные порты активно развиваются. Особый интерес инвесторов к портовой инфраструктуре региона связан главным образом с энергетическими проектами, несмотря на уход ряда крупных западных компаний. О том, как развивается портовый комплекс, каковы инициативы властей региона в части развития транспортной отрасли и чего ждет региональное правительство от федерального центра, рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.

«МП»: Валерий Игоревич, каково значение портового комплекса для экономики Сахалинской области и какова его роль в транспортной сфере региона? Какую долю в бюджете региона составляют доходы от работы портов?

– Сахалинская область полностью расположена на островах. Других таких регионов в России больше нет. Транспортная схема, связывающая нашу территорию с Большой землей, очень сложная. Естественно, в этих условиях ведущую роль играет портовый комплекс и морской транспорт. Практически все грузы на Сахалин и Курилы и обратно, а также в сопредельные государства доставляются морем.

Островной портовый комплекс образуют пять морских портов: Корсаков, Холмск, Пригородное, Невельск и Шахтерск. Они включают в себя ряд морских терминалов. Например, в состав порта Невельск входят терминалы на Курильских островах: Курильск, Южно-Курильск, Малокурильск, Крабозаводск, Северо-Курильск. Таким образом, портовая инфраструктура расположена в 13 из 18 районов области. Погрузо-разгрузочные услуги оказывают 12 стивидорных компаний.

«МП»: Как отработали порты Сахалина в 2022 году?

– Перевалка грузов в морских портах Сахалина составила около 32 млн тонн. Это на полтора миллиона тонн больше в сравнении с предыдущим годом. Половина грузооборота в 2022 году традиционно пришлась на неф-теналивные грузы – 16 млн тонн, из них 11,5 млн тонн – сжиженный природный газ с терминала в Пригородном, другая половина – на сухие грузы, в том числе уголь – 12,7 млн тонн, контейнерные грузы – около 1 млн тонн, или 70,1 тыс. ДФЭ.

На линии Корсаков – Курилы теплоходами «Адмирал Невельской», «Павел Леонов» и «Игорь Фархутдинов» за прошлый год перевезено порядка 30 тыс. тонн грузов. Это на 72% больше, чем годом ранее. Пассажиропоток на этом направлении вырос на 8,3%, перевезено более 20 тыс. человек.

«МП»: Что происходит с малыми портами, каковы их перспективы?

– Малым портам мы уделяем особое внимание. У них зачастую незначительные показатели по перевалке грузов. Но они имеют большое значение для социально-экономического развития муниципальных образований.

Поэтому мы вместе с Минтрансом России и Росморречфлотом принимаем меры, чтобы в ходе оптимизации не допустить закрытия малых портов и, соответственно, сохранить рабочие места. В результате морские порты Александровск-Сахалинский, Поронайск, Москальво вошли в состав порта Корсаков. Они используются как объекты транспортной инфраструктуры, но уже в качестве терминалов.

«МП»: В каком состоянии сегодня в целом транспортная система области, прежде всего авто- и железные дороги? Насколько она задействована в обеспечении грузовых и пассажирских перево-

зок через порты, насколько удовлетворяет потребностям морских перево-зок? Каковы планы областного правительства по ее развитию?

– На долю железной дороги приходится пятая часть всех грузовых перево-зок внутри области и около 3% – пассажирских. Общий же объем перевозок по железной дороге составляет около 1,5 млн тонн в год. Основная масса грузов в область и обратно поступает через железнодорожно-паромную переправу Ванино – Холмск.

Следует отметить, что мы стремимся повысить роль стальной магистрали в сфере пассажирских перевозок. Такое решение связано в первую очередь с перегруженностью автодорог на юге Сахалина. Особенно это явление характерно для областного центра.

Южно-Сахалинск – крупный транспортный узел. Здесь расположен международный аэропорт, сходятся железнодорожные и автомобильные маршруты, связывающие между собой порты острова. Поэтому пропускная способность города имеет ключевое значение для развития экономики всего региона. Чтобы разгрузить дороги Южно-Сахалинска от личного транспорта, мы построили два транспортно-пересадочных узла (ТПУ). Жители пригородов получили возможность быстро добираться в центр, используя поезда и автобусы. В этом году построим еще три ТПУ и три остановочных пункта на других направлениях.

В прошлом году с мая по октябрь на железной дороге были введены дополнительные рейсы, связывающие областной центр и Корсаков. Они синхронизировались с расписанием теплоходов, которые ходят на Курилы. В результате сахалинские туроператоры получили возможность быстро и безопасно доставлять в порт группы гостей.

Что же касается автомобильных дорог области, их общая протяженность составляет 3927 километров. Почти половина – с твердым покрытием. Существующая сеть справляется с трафиком грузовых автомобилей, в том числе занятых перевозкой грузов для морских портов. Но объемы перевозок растут. Поэтому в этом году мы начинаем крупный проект. Будем строить новую дорогу, которая обойдет Южно-Сахалинск с запада. Это позволит вывести за пределы города грузовой транспорт, передвигающийся между портами Корсаков и Холмск.

«МП»: Назовите наиболее крупные инвестпроекты, которые реализуются и планируются к реализации на Сахалине в ближайшее время. На какой стадии они находятся? Чего ожидает от этих проектов область?

– Современная портовая инфраструктура – один из наших приоритетов. Сейчас мы работаем над несколькими инвестиционными проектами.

Подписано соглашение между Правительством РФ и ООО «Многофункциональный грузовой район» о создании многофункционального грузового порта на границе Макаровского и Поронайского районов вблизи села Новое. Это, кстати, первая в нашей стране федеральная концессия, касающаяся строительства морского терминала. В рамках проекта будет возведена портовая инфраструктура. Появятся нефтяной, угольный, газоконденсатный и бункеровочный терминалы, а также сопутствующая инфраструктура, причалы. Строительные работы намечены на 2023-2026 годы. Постепенный запуск терминалов в эксплуатацию будет происходить до 2028 года. Работу в порту получат 450 человек.

Проект «Логистический технопарк (Корсаковский порт)» запущен по инициативе правительства области. Он предусматривает создание многофункционального глубоководного порта на базе действующего транспортного узла. Цель – увеличить внутренний грузопоток, обеспечить устойчивое развитие региона. Запланирована реконструкция инфраструктурных объектов действующего порта. Сегодня глубины у причалов – 3-6 метров. Этого недостаточно для приема судов с большой осадкой. В результате дноуглубительных работ глубины будут увеличены до 11,9 метра у причала контейнерного терминала и до 9,9 метра – у рыбного.

В порту появится грузовой пирс с контейнерным терминалом, рассчитанным на 840 тыс. ДФЭ в год, рыбный логистический терминал по хранению и переработке рыбной продукции до 1 млн тонн в год с дальнейшим экспортом в Европу и страны АТР, а также строительство судоремонтного комплекса для технического обслуживания и ремонта флота. Ожидается, что в 2023 году «Главгосэкспертиза России» выдаст положительное заключение по проекту, реализация которого запланирована до 2027 года.

Группа компаний «ВГК» создает инфраструктуру для транспортировки, хранения и отгрузки угля на западном побережье Сахалина с Солнцевского разреза через морской порт Шахтерск. Непосредственно в порту появится автоматизированный склад мощностью до 3 млн тонн единовременного хранения. Он будет оснащен современным оборудованием – тремя стакер-реклаймерами, производительностью каждого 4000 тонн в час в качестве стакера и 400 тонн в час при работе в виде реклаймера.

Цифровые сервисы обеспечат интеллектуальное управление складом, а также позволят полностью автоматизировать отгрузку с многофакторной системой контроля эффективности. Внедрение системы маршрутизации загрузочных челноков и оптимизированного распределения мощностей даст возможность достигнуть оптимальных показателей загрузки судов. Проект по модернизации Шахтерского порта сейчас в активной фазе – ведутся строительно-монтажные работы. Завершить их планируется в 2024 году.

«МП»: Для полноценной деятельности портов, как известно, нужна грузовая база. На чем основывается грузовая база Сахалина сегодня и каковы перспективы ее развития? Какие объемы, относящиеся к грузовой базе, могут находиться за пределами Сахалина и какой могут дать прирост?

– Основную часть грузовой базы портов Сахалинской области составляют российские внешнеторговые и каботажные грузы. К числу экспортных относится продукция топливно-энергетического комплекса: нефть, сжиженный газ, уголь. Еще одна статья – морепродукты.

К числу импортных грузов относятся продовольственные товары, оборудование, а также товары массового спроса.

Рост экономики России повысил внутренний спрос на энергетические и сырьевые ресурсы, поэтому сегодня мощности портов региона задействованы в полном объеме.

«МП»: В каком состоянии находится обсуждаемый ранее проект создания мостового перехода на Сахалин со строительством порта-хаба? Есть ли окончательное решение о его реализации? О чем говорят расчеты грузовой базы нового порта-хаба и железнодорожного перехода, на какие объемы грузооборота и каких грузов они рассчитаны?

– Проект строительства железнодорожной линии Селихин – Ныш с транспортным переходом через пролив Невельского отвечает интересам не только нашей области, но и всего Дальневосточного федерального округа. Ресурсы прилегающих территорий будут максимально вовлечены в хозяйственный оборот. Вырастут темпы социально-экономического развития за счет увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок.

Сейчас в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» подготовлено обоснование выбора трассировки линии, выполнены инженерные изыскания для основных проектных решений, разработаны проектные решения с обоснованием выбранных технических параметров железнодорожной линии и типа транспортного перехода через пролив Невельского. Готов и предварительный расчет предельной стоимости строительства.

По подсчетам экспертов, грузовая база для перевозок между материком и Сахалином составит 62,7 млн тонн. В основном это будет уголь, следующий транзитом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что позитивно скажется на загрузке портовых мощностей островного региона. Стоит отметить, что необходимо принятие отдельного решения о параметрах финансирования проекта на уровне Правительства РФ.

«МП»: Помимо названных крупных инвестпроектов развития портового комплекса, как продвигаются проекты модернизации переправы Холмск – Ванино и строительства для нее современных паромов? Когда они будут завершены?

– Сейчас на достроечной верфи «Амурского судостроительного завода» во Владивостоке проходит испытания паром «Александр Деев». Судно сможет перевозить 28 железнодорожных вагонов, 12 грузовых автомобилей и до 200 пассажиров.

Длина парома – 131 метр, ширина – 22 метра, дедвейт – более 4 тыс. тонн. Высокий ледовый класс позволит «Александру Дееву» работать на линии, соединяющей Сахалин и материк, круглый год. По сравнению с предшественниками советской постройки паром может перевозить в два раза больше грузов и почти в три раза больше пассажиров. Планируется, что на линию судно выйдет в 2023 году. Также продолжается строительство аналогичного парома «Василий Ощепков».

Началась реконструкция паромной переправы в морском порту Холмск. Она позволит принимать как действующие суда типа «Сахалин», так и новые паромы. Сейчас на причале №1 демонтирована часть конструкций, проведено дноуглубление, продолжается реконструкция железобетонного основания мостового перехода и причала, а также ремонт технологических зданий.

Попутно идет реконструкция входных молов. Она улучшит навигационную обстановку в Южной гавани, усилит защиту акватории от волнения, а также даст возможность новым паромам беспрепятственно входить в порт.

«МП»: Как сказался на работе портового комплекса уход из энергетических проектов, в частности из «Сахалин-2», ряда западных инвесторов, а также западных морских перевозчиков? Какие инвесторы остаются в регионе, кто приходит на смену ушедшим? Как с ними складываются взаимоотношения?

– В ответ на действия недружественных стран руководство нашей страны приняло ряд мер для защиты национальных интересов, в том числе в нефтегазовой сфере. Они затронули и Сахалинскую область, на территории которой ведется масштабная добыча углеводородов и производство сжиженного природного газа (СПГ).

Оператором нефтегазового проекта «Сахалин-1» стало отечественное ООО «Сахалин-1». Единоличный исполнительный орган – АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф». Прежде роль оператора исполняла иностранная компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» – «дочка» американской корпорации «Эксон Мобил». Акционерами проекта остались: японская компания «Сахалин Ойл энд Гэс Девелопмент Компани, Лтд.» («СОДЕКО»), индийская «ОНГК Видеш Лимитед», а также российские АО «РН-Астра» и АО «Сахалинморнефтегаз-Шельф». Пока остается нераспределенной 30%-процентная доля, ранее принадлежавшая «Эксон Нефтегаз Лимитед». После оценки она будет продана отечественному юридическому лицу.

Российское ООО «Сахалинская Энергия» стало оператором проекта «Сахалин-2». Ему перешли все права и обязанности иностранной компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.». Правительство РФ разрешило передать японским компаниям «МИТ СЭЛ Инвестмент ЛТД» и «Ди Джи Эс Джапан Ко., Лтд.» доли в новом операторе проекта. Мажоритарным акционером проекта осталась отечественная компания «Газпром Сахалин холдинг». Как и в первом случае, российскому юридическому лицу будет продана доля уставного капитала в 27,5%. Ранее она принадлежала «Шелл Девелопмент Сахалин Б.В.» – «дочке» британо-голландской корпорации «Ройял Датч Шелл».

Сейчас операторы сахалинских нефтегазовых проектов активно занимаются импортозамещением срочных и критичных материалов, подбирают замену иностранным подрядчикам, прекратившим работу в России. Несмот-ря на новые вызовы, «Сахалинская Энергия» в 2022 году отправила через порт Пригородное, как уже говорил, 11,5 млн тонн СПГ, что на 10,5% больше, чем годом ранее, плюс еще около 3,7 млн тонн нефти. Компания в полном объеме выполнила обязательства перед покупателями, в том числе обес-печила надежное газоснабжение потребителей и объектов Сахалинской области и Дальнего Востока на время остановки проекта «Сахалин-1».

Только 5% сервисных работ для островных предприятий нефтегазовой отрасли выполняются непосредственно на территории региона. Большую часть технически сложных операций проводили иностранные подрядчики. Поэтому мы поставили перед собой задачу – снизить зависимость от зарубежных партнеров. С этой целью в прошлом году начали строить в Южно-Сахалинске нефтегазовый индустриальный парк.

Здесь будут работать отечественные компании, которые заменят иностранные предприятия. Резиденты будут, в частности, оказывать услуги по восстановлению трубопроводов без остановки технологических процессов, ремонтировать газовые турбины, электродвигатели и генераторы, производить подводно-техническое обслуживание объектов, выполнять перевозки негабаритных грузов и оборудования. В парке появится более тысячи новых рабочих мест. Доля сервисных работ и услуг для отрасли, выполняемых в нашем регионе, вырастет в пять раз, до 25%.

«МП»: Насколько активны российские инвесторы в деле развития портового комплекса региона? Какие преференции они имеют?

– Портовая инфраструктура – отрасль, привлекательная для инвесторов. Объясняется это прежде всего политикой государства, нацеленной на развитие российских портов, повышение их конкурентоспособности и переориентацию потоков внешнеторговых грузов на отечественные мощности.

В прошлом году Группа компаний «Дело» приобрела контрольный пакет акций «Сахалинского морского пароходства» (SASCO), которое имеет 13 морских судов: контейнеровозы, сухогрузы и паромы. Все они имеют ледовый класс, находятся под техническим надзором Российского морского регистра судоходства и ходят под отечественным флагом. В планах Группы – развитие транспортно-логистической отрасли региона, в том числе каботажных перевозок, инфраструктуры морских портов Холмск и Корсаков, грузоперевозок на переправе Ванино – Холмск. Возможности и компетенции пароходства будут использоваться также в рамках логистических проектов Северного морского пути.

Перспективный проект инициировала компания «Юматекс» – структура «Росатома». Инвестор собирается вложить 6,5 млрд рублей в создание верфи. Он планирует на базе портовых сооружений бывшего рыбоконсервного завода в Корсаковском порту развернуть строительство морских судов малой категории из композитных материалов. При помощи правительства области компания получит земельный участок и станет резидентом преференциального режима.

Инициаторы проектов по развитию портовой инфраструктуры могут воспользоваться поддержкой в рамках режима свободного порта Владивосток (СПВ). Он предусматривает таможенные и налоговые преференции, а также упрощенные административные процедуры. В Сахалинской области режим СПВ распространяется на территории Корсаковского и Углегорского районов, включая территории и акватории портов. Для резидентов установлены следующие льготы:

– налог на прибыль по ставке 0% в первые 5 лет и 10% в следующие 5 лет;

– налог на имущество организаций по ставке 0% в первые 5 лет и 1,1% в следующие 5 лет;

– земельный налог по ставке 0% в первые 5 лет;

– страховые взносы в размере 7,6% в первые 10 лет;

– возможность привлечения иностранной рабочей силы вне квот.

«МП»: С какими инициативами, просьбами выходит Сахалинская область в этом году к федеральному центру, Президенту РФ? Какой поддержки ожидаете в части развития энергетических, инфраструктурных и социальных проектов, решение которых зависит от федеральных властей?

– Недавно во время рабочей встречи с Президентом РФ я поднял вопрос о поддержке наших проектов, которые имеют большое социальное значение.

Мы живем на островах. Поэтому основная часть пассажирских перевозок между областью и материком приходится на воздушный транспорт. А в этой сфере ключевую роль играет аэропорт Южно-Сахалинск. Покрытие концевых участков взлетно-посадочной полосы, построенной в 1964 году, исчерпало свой ресурс. Также в те времена при проектировании таких объектов не учитывалась возможность 9-балльного землетрясения на Сахалине.

Поэтому мы разработали проектно-сметную документацию на строительство новой полосы. Стоимость объекта – 23,9 млрд рублей. Строительно-монтажные работы начались осенью 2021 года. Ведутся они за счет областного бюджета. Мы хотим, чтобы Правительство РФ включило наш объект в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и предусмотрело в 2023 году финансирование из федерального бюджета в размере 14,2 млрд рублей.

Корсаковский порт – ключ к развитию Сахалина. Но необходимо выполнить работы по дноуглублению, провести реконструкцию гидросооружений. Мы подготовили проект, на его реализацию запрашиваем из федерального бюджета в ближайшие два года 6,5 млрд рублей. Эта сравнительно небольшая сумма позволит решить очень важную государственную задачу.

Правительство области долго добивалось, чтобы на Курилах был установлен преференциальный налоговый режим для компаний, реализующих инвестиционные проекты. И вот с прошлого года инвесторы, зарегистрированные на территории трех островных муниципалитетов, были на 20 лет освобождены от налогов на прибыль и имущество.

При этом возник вопрос – как обеспечить энергетическую безопасность Курил? Исполняя поручение председателя Правительства РФ М.В. Мишустина, мы разработали и согласовали с Минэнерго России комплексную схему энергоснабжения. Она предусматривает строительство новых электростанций и объектов сетевого хозяйства на островах Парамушир, Итуруп, Кунашир, Шикотан. Оценочная стоимость – 11,2 млрд рублей. Теперь необходимо включить эти стройки в федеральную адресную инвестиционную программу на 2023-2025 годы.

Мы создаем в регионе кампус «Сахалинтех». В его состав войдет научно-образовательный центр и комфортабельный студенческий городок на 1500 студентов. Центр объединит учебный корпус, научно-лабораторный блок с технопарком, библиотеку, зал собраний, общественно-деловые пространства и даже оранжерею. В кампусе будут готовить высококвалифицированных специалистов для предприятий области, научные кадры. Мы рассчитываем, что они, получив рабочие места с достойной заработной платой, останутся жить на островах и будут развивать экономику и социальную сферу области.

Как я уже говорил, вскоре на линию Ванино – Холмск выйдет паром «Александр Деев». По нашим расчетам, чтобы эксплуатация судна была рентабельной, требуется ежегодное финансирование в размере 650 млн рублей. При этом Сахалинская область не имеет полномочий для организации и финансирования межрегиональных морских перевозок. Нам необходимо, чтобы Правительство РФ издало постановление, которое закрепит за регионом соответствующие полномочия и обеспечит финансирование из федерального бюджета.

Глава государства одобрил наши проекты и предложения и обещал свою поддержку.

«МП»: В 2021 году Вы презентовали пилотный проект Сахалинской области по углеродной нейтральности. Реализуется ли он в настоящее время и в каком объеме? Насколько он сейчас актуален?

– Давайте сначала отвечу на последний вопрос. Люди всегда нуждаются в чистом воздухе и воде, здоровой пище и благоприятном климате. Поэтому тема защиты окружающей среды не теряет актуальности.

Наш регион первым в стране поставил перед собой задачу – достичь углеродной нейтральности не позднее 2025 года. И 1 сентября прошлого года на островах стартовал «климатический эксперимент». Его цель – снизить выбросы и увеличить поглощение парниковых газов, настроить системы их учета и оценки и в итоге сформировать комфортную экологичную среду для жителей области.

Добиваться результата будем, в частности, за счет газификации жилищно-коммунального хозяйства, развития новой энергетики, повышения энергоэффективности городского хозяйства, перевода транспорта на альтернативные источники энергии, улучшения системы обращения с отходами, квотирования выбросов предприятий.

Мы уже сделали серьезные шаги по методологии и оценке углеродного баланса, реализуем первые проекты, запустили рынок торговли углеродными единицами. Уверен, в будущем наш опыт применят и другие субъекты Российской Федерации.

Морские порты №1 (2023)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ