КМЗ: «Свои задачи решаем – да и не можем не решить!» - Морские вести России

КМЗ: «Свои задачи решаем – да и не можем не решить!»

02.04.2023

КМЗ: «Свои задачи решаем – да и не можем не решить!»

АО «Кронштадтский морской завод» – ведущее судоремонтное предприятие Северо-Запада России, одно из самых авторитетных в нашей стране. Каждый год он демонстрирует увеличение количества выполненных заказов и стабильный рост выручки, а также открывает все новые направления деятельности. И все это на фоне преодоления объективных и субъективных проблем, которые то и дело возникают как на пути самого предприятия, так и всей отечественной судоремонтной отрасли.

Как же кронштадтским судоремонтникам удается добиваться успехов даже в самых сложных ситуациях? Об этом журналу «Морской флот» откровенно рассказал генеральный директор завода Анатолий Белоев.

«МФ»: Чем Кронштадтскому морскому заводу особо запомнится 2022 год?

– В уходящем году мы завершили реализацию сразу нескольких знаковых проектов. Одним из них стал ремонт и подготовка к переделке в корабль-музей (т.н. музеефикации) легендарного подводного крейсера К-3 «Ленинский комсомол» – первой отечественной атомной подводной лодки. Эти работы стали достойным развитием соответствующего нашего опыта и компетенций, полученных в предшествующие годы. Например, в первом десятилетии 2000-х завод успешно подготовил к музеефикации подводную лодку Б-440 для г. Вытегры и подводную лодку Б-307 для Паркового комплекса истории техники в г. Тольятти. Оба музея стали одними из самых популярных местных достопримечательностей. За последние же годы мы участвовали в ремонте и реставрации таких знаменитых кораблей-музеев, как крейсер «Аврора», ледокол «Красин», маяк «Ирбенский».

Работы на К-3 продолжались примерно полгода. Для нас они были весьма интересными, объемными и... непростыми. Например, пришлось почти полностью (на 90%!) заменить проржавевший легкий корпус – а ведь это означало демонтировать до 30 тонн дефектных металлоконструкций, сменить порядка 24 тонн элементов набора и 1000 квадратных метров его обшивки. Да еще при этом была произведена очистка и окраска более 9 тысяч квадратных метров прочного и легкого корпусов, а в завершение подводный крейсер закрепили на восьми опорных блоках общим весом 240 000 кг, на которых он теперь, кстати, и стоит на суше. Не скрою, очень доволен, что коллектив успешно справился с таким ответственным заказом как по объему, так и по срокам, включая оперативную организацию транспортировки субмарины к месту стоянки – на площадку строящегося в Кронштадте Музея военно-морской славы туристско-рекреационного кластера «Остров фортов».

В целом удовлетворен также финансово-экономическими итогами работы Кронштадтского морского завода в 2022 году: выручка и прибыль предприятия оказались заметно выше прошлогодних, при этом численность работников не уменьшилась, а загрузка и средняя зарплата – выросли.

Так, мы выполнили порядка 175 заказов – на 10% больше, чем в 2021 году, и к тому же существенно расширили географию ремонтов.

«МФ»: А какие результаты показывает газотурбинное производство? Ведь именно Кронштадтский морской завод представляет собой основную ремонтную базу по подготовке газотурбинных двигателей.

– За последние пять лет производственные результаты по данному направлению выросли почти в два раза. Если ранее наши турбинисты ремонтировали 10-11 двигателей и агрегатов в год, то по итогам 2022-го их число достигло уже двух десятков. Выручка также увеличилась, и мы ожидаем ее дальнейшего роста в новом году.

Это связано с тем, что многолетнее плодотворное сотрудничество, пунктуальность в соблюдении договорных обязательств и высокое качество работы наших специалистов стимулировали ПАО «Газпром» упрочить отношения с Кронштадтским морским заводом, признав его постоянным исполнителем своих заказов. Теперь с нашим предприятием заключен крупный трехлетний рамочный договор на выполнение работ по капитальному ремонту газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов.

«МФ»: Повлияли ли санкции на работу завода?

– Конечно, да и не могли не повлиять. Ведь до сих пор на флоте российском служат корабли и суда, построенные в Польше, Восточной Германии (имеется в виду Германская Демократическая Республика, существовавшая в период 1949–1990 годов. – Прим. ред.) и Финляндии, а значит, достаточно велика и доля импортных комплектующих. Однако мы решаем эти проблемы комплексно, сразу по нескольким направлениям. Во-первых, это замена на качественные отечественные аналоги, которую наши технологи производят в тесном взаимодействии с проектирующими организациями. Во-вторых, активное использование закупок по схемам так называемого параллельного импорта. Конечно, логистика при этом усложняется, сроки поставок увеличиваются, но задачу мы все равно решаем – да и не можем не решить!

«МФ»: Возможно ли, по Вашему мнению, достичь полного технологического суверенитета?

– Мы много лет занимаемся практическим импортозамещением, проблема эта для нас не новая, и Кронштадтский морской завод всегда с ней справлялся. Кстати, дело не в санкциях. Немало судов и кораблей, которые мы ремонтируем, имеют большой срок эксплуатации. И детали к ним зачастую не производятся уже давно. Поэтому приходится искать адекватную замену.

Разумеется, делаем мы это в самом тесном сотрудничестве с проектными организациями и другими смежными отечественными предприятиями. Находить аналоги, возможности конструктивных изменений – наша задача.

Конечно, обострившаяся проблема с импортозамещением чувствительно стимулирует всю нашу промышленность и судоремонт не является исключением. Главное, чтобы качество соответствовало и сроки при этом не затягивались.

«МФ»: Как работается в новых условиях Вашему подразделению, производящему рыбоперерабатывающее оборудование?

– Довольно молодое подразделение Кронштадтского морского завода, специализирующееся на создании судовых и береговых фабрик по переработке морепродуктов и оборудования для хозяйств аквакультуры, добилось первых заметных производственных успехов.

В частности, его специалисты приняли самое деятельное участие в производстве конвейеров и принимающих емкостей для судового обрабатывающего комплекса краболова «Вайгач», который был построен в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово».

Кстати, это первый в серии из пяти краболовов-процессоров полного цикла, сооружение которых ведется по заказу «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» – одного из крупнейших российских объединений промысловых компаний. В 2022 году оснащенный новым перерабатывающим оборудованием отечественного производства краболов «Вайгач» был спущен на воду.

Кроме того, по заказу крупного хозяйства аквакультуры ООО «Арлан Фиш» из Северной Осетии была изготовлена станция для дегазации и оксигенации, позволяющая на 50% повысить объемы выращивания рыбопродукции.

Производство хорошо укомплектовано всем необходимым оборудованием, однако из-за санкций наш партнер – норвежская компания «Бьордал» – вынужден был приостановить сотрудничество, причем не только с нами. Но мы активно ищем возможных отечественных партнеров-проектантов, и эти поиски уже приносят определенные успехи. Так что в будущее смотрим с оптимизмом.

Что касается непосредственно производственного подразделения, то оно не простаивает, а в рамках диверсификации уже начато изготовление металлической мебели, судовых дверей и прочих необходимых комплектующих.

«МФ»: Есть ли у Кронштадтского морского завода проблемы с квалифицированной рабочей силой? Ведь кадры, как известно, решают всё...

– На сегодняшний день у нас уже сложился кадровый костяк, тем не менее квалифицированные специалисты всегда нужны. Безусловно, существует и естественная текучесть, однако на нашем предприятии она далеко не критична.

К тому же отдел персонала Кронштадтского морского завода непрерывно занимается поиском специалистов, так что в целом потребности подразделений в кадрах удовлетворяются. В особых же случаях мы оперативно прибегаем к помощи контрагентов или аутстаффинговых компаний.

«МФ»: А как себя чувствуют на заводе молодые специалисты?

– Они, конечно, более требовательны к условиям труда, к оплате. Имеются у них и особые запросы на инновационную деятельность. И нам есть что им предложить. Так, на предприятии многие из недавних «молодых» уже успели дорасти до руководителей подразделений среднего, а то и крупного звена.

Кто-то покидал в свое время завод, но уже успел вернуться. Ведь на Кронштадтском морском рутинной, отупляющей своим однообразием работы нет, задачи всегда непростые, а значит – интересные! Их решение неизбежно требует нестандартного творческого подхода, смекалки, изобретательности, создавая таким образом столь любимый молодежью профессиональный драйв.

Да и по заработной плате в целом картина складывается достаточно привлекательная. Так, в прошлом году средний уровень зарплаты на Кронштадтском морском заводе достиг порядка 82 тысяч рублей, а его реальный ежегодный прирост составляет 5-7%.

«МФ»: Каковы основные производственные планы Вашего предприятия на 2023 год и на последующую ближнесрочную перспективу?

– 2023 год у нас предстоит непростой. Во-первых, заводу исполняется 165 лет. Мы гордимся нашими традициями качественного судоремонта и стремимся не стареть, а значит, модернизировать производство, искать новые заказы, овладевать новыми компетенциями. По этим направлениям повседневно и действуем.

А еще, 2023-й важный сдаточный год – после заводского ремонта передаем флоту российскому большой десантный корабль. Весной начнутся швартовные испытания.

Затем приступим к заводскому ремонту с модернизацией корвета проекта 22380. Успешная реализация проекта позволит говорить о нас как о предприятии, которое поднялось еще на одну ступень в сфере судоремонта – проведение заводских ремонтов современных высокотехнологичных боевых кораблей класса «корвет».

Кстати, доковые и сервисные ремонты балтийских корветов мы начали проводить еще с 2020 года. В 2022 году была проведена подробная дефектация еще одного заказа подобного типа, а в новом, 2023-м, твердо определившись с составом и ценой работ, планируем начать его заводской ремонт с модернизацией.

Далеко не простые, зато безусловно интересные работы предстоят и по завершению музеефикации подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», с которых мы начали интервью. Снаружи необходимо восстановить рули, винты, надстройку. Внутренние же работы предполагают частичный демонтаж оборудования субмарины.

И это при том, что она уже находится на суше – то есть нет привычных судоремонтникам дока, кранов и прочей вспомогательной инфраструктуры. Все работы придется выполнять на берегу под крышей: прокладывать энерголинии, заказывать грузоподъемные средства, проводить особую подготовку производства.

Близок к окончательному одобрению и еще один перспективный для Кронштадтского морского завода проект – достройка судна совместно с одним из волжских предприятий. Если он будет успешно реализован, то в перспективе мы сможем широко развернуть достроечные работы, возродив таким образом еще и наши судостроительные компетенции.

Ведь еще в XIX – начале XX века наш завод весьма активно участвовал в достройке многих кораблей и судов. Можно сказать, что кронштадтских доков в те времена не миновал ни один корабль Балтийского флота. Так что, думаю, 2023 год будет весьма насыщенным важными производственными событиями.

«МФ»: Что могло бы затруднить осуществление этих масштабных планов? Какие могут быть риски?

– Планы уже сверстаны, бюджет рассчитан. Если не возникнут какие-либо форс-мажорные обстоятельства, то все, что намечено на 2023 год, безусловно, будет выполнено!

«МФ»: Чем бы могли помочь в решении существующих в отрасли проблем журнал «Морской флот» и газета «Морские вести России»?

– Продолжайте рассказывать о предприятиях. Всегда с интересом изучаю все номера вашего журнала и газеты. Как руководителю, мне и любопытно, и полезно ознакомиться с тем, что происходит на других заводах и верфях. Внимательно читаю все статьи, в том числе и о нашем заводе. Информация о достижениях и проблемах Кронштадтского морского всегда интересна и нашим соисполнителям, и нашим контрагентам, и нашим заказчикам. Это важно для нашей репутации, а также позволяет непрерывно наращивать портфель заказов.

Приглашаю журнал «Морской флот» и газету «Морские вести России» на 165-летие Кронштадтского морского завода, которое мы будем праздновать в марте 2023 года.

Желаю вашим изданиям в новом году как можно больше интересных публикаций и как можно больше новых читателей! А редакции – здоровья и творческих успехов!

Всем коллегам – судостроителям и судоремонтникам – здоровья, счастья и благополучия! С Новым годом!

«МФ»: Спасибо, Анатолий Владимирович! Позвольте и Вашему коллективу пожелать в наступающем году удачи, счастья и добра и чтобы все, что задумывается, – сбывалось!

Морской флот №6 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ