Преодолевая шторма морские, торговые и экономические - Морские вести России

Преодолевая шторма морские, торговые и экономические

12.03.2023

Преодолевая шторма морские, торговые и экономические

Морской порт Тамань сегодня один из наиболее динамично развивающихся портов. Наперекор бушующим вокруг России «штормам» политическим, торговым, экономическим, наряду с природными, здесь существенно наращивают грузооборот и активно расширяют инфраструктуру, увеличивая перегрузочные мощности. Темпы развития эффективно поддерживает Служба капитана порта, создавая все необходимые условия для безопасного мореплавания, деятельности терминалов, модернизации и строительства объектов портовой инфраструктуры. Только за последнее время Службой рассмотрено 6 деклараций о намерениях инвестирования и выданы заключения на них.

Подробности работы портовых властей, в том числе по обеспечению транспортной безопасности, рассказал капитан морского порта Тамань ФГБУ «АМП Черного моря» Сергей Лебедев.

«МП»: Сергей Анатольевич, каковы показатели работы порта Тамань за 10 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года? Какова динамика грузооборота, в том числе по видам грузов: по каким наблюдается прирост, по каким снижение объемов? Какие прогнозы по грузообороту по итогам года?

– По результатам работы порта за 10 месяцев текущего года операторами морских терминалов перевалено более 34,9 млн тонн грузов. Если сравнивать с показателями аналогичного периода прошлого года, когда было перевалено почти 29,5 млн тонн, то грузооборот порта увеличился на 18,5%.

На протяжении 13 лет с момента открытия порта динамика грузооборота остается стабильно положительной. Хотя в показателях перевалки отдельных видов груза присутствуют сезонные снижения. Так, за 10 месяцев 2022 года в сравнении с таким же периодом предыдущего года увеличились объемы перевалки угля – на 25,3%, серы – на 16,8%, сжиженных углеводородных газов (СУГ) – на 8,0%, но снизились объемы перевалки пищевых грузов наливом – на 39,6%, нефтепродуктов – на 10,1%, шрота – на 8,7%, зерна – на 1,8%.

Общее количество судозаходов в порт уменьшилось на 1,2%, с 924 в 2021-м до 912 в 2022-м. Количество же судозаходов коммерческих судов осталось на уровне прошлого года – 545.

В связи с тем, что морской порт не имеет волнозащитных гидротехничес-ких сооружений, погодный фактор вносит свои коррективы в его работу. Если за 10 месяцев прошлого года было объявлено 69 штормовых предупреждений, то в нынешнем году за этот же период было объявлено уже 78 таких предупреждений.

Но даже в условиях частых зимних штормов у порта есть реальная перспектива в этом году превысить итоговый показатель 2021 года – 35,9 млн тонн, перевалив более 40 млн тонн грузов.

«МП»: Какие объекты инфраструктуры компании «ОТЭКО-Портсервис», введенные в эксплуатацию в прошлом году, уже дали прирост грузооборота и в каком объеме?

– В ноябре 2021 года компанией ООО «ОТЭКО-Портсервис» были оборудованы и запущены в работу два участка протяженностью по 216 метров на причалах №1 и №2 Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ), что увеличило длину обоих причалов до 864 метров и дало возможность обработки на них по два судна одновременно. Проводимые работы по дноуглублению в операционных акваториях причалов и на подходных путях к терминалу позволили загружать суда до осадки 18,5 метра.

Все это в совокупности позволило принимать суда типоразмера Capesize длиной до 300 метров, шириной до 50 метров, дедвейтом до 220 тыс. тонн, что в итоге при одинаковом количес-тве обработанных грузовых судов на четверть увеличило грузооборот терминала.

На этих же причалах были установлены дополнительные судопогрузочные машины повышенной производительности, процесс монтажа которых продолжается. Сейчас их готовность составляет более 70%, что в перспективе позволит увеличить скорость погрузки угля и уменьшить время обработки судов.

В настоящее время в порту эксплуатируется 13 освидетельствованных причалов. Суммарная длина причального фронта составляет 4333,5 метра общей мощностью перевалки 63,1 млн тонн грузов в год. В текущем году введение новых объектов в порту не планируется.

«МП»: Как Вы охарактеризуете развитие портовой инфраструктуры, в том числе объектов федеральной собственности?

– Возведение объектов портовой инфраструктуры в порту Тамань осуществляется на средства частных инвесторов. В настоящее время почти полностью реализован первый этап проекта строительства ТТНГ, включающий: грузовые причалы, складские площади, подъездные пути и другие объекты.

В активной фазе находится подготовка инвестором АО «Таманьнефтегаз» проекта «Реконструкция Таманской базы сжиженных углеводородных газов. Строительство причального комплекса сжиженных углеводородных газов и технологической эстакады».

Инвестором АО «ОХК «Уралхим» начаты работы по ревизии построенных объектов портовой инфраструктуры терминала №1 ПАО «Тольяттиазот» с намерением возобновления строительства перегрузочного комплекса по перевалке аммиака и карбамида суммарной мощностью 5 млн тонн.

В рамках дальнейшего развития порта рассмотрены 6 деклараций о намерениях инвестирования и выданы заключения на них.

В федеральную собственность переданы такие гидротехнические сооружения, как подходной канал к терминалу №2, операционные акватории причалов №5 и №6 АО «Таманьнефтегаз».

«МП»: Каковы итоги работы ИГПК за 10 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года?

– За 10 месяцев 2022 года 914 судам было выдано разрешение на выход из порта (+1,4%), в 2021 году – 927 судам. Выдано 199 разрешений судам вспомогательного флота на право плавания в порту и выхода из порта на 72 часа (+22,8%), в 2021 году – 162 разрешения.

Все разрешения выдавались с проверкой судовых документов, квалификационных документов экипажей и мореходного состояния судов. Оформление судов производилось с использованием информационной системы госпортконтроля Модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации».

За это же время было осмотрено 355 судов (+9,6%), в 2021 году – 324 судна. Из них под флагом РФ осмотрено 25 судов (-10,8%), в 2021 году – 28 судов.

В ходе проведения осмотров в рассматриваемый период в этом году было выявлено 1074 несоответствия (+4,8%), в 2021 году – 1026, из них на судах под иностранными флагами выявлено 981 несоответствие, в 2021 году – 953, под флагом РФ – 93, в 2021 году – 73.

В текущем году 6 судам под иностранными флагами и 1 судну под флагом РФ с выявленными сущес-твенными несоответствиями было отказано в выдаче разрешения на выход из порта, в 2021 году – 9 судам под иностранными флагами и 1 судну под флагом РФ.

«МП»: Как проводится проверка судов, в том числе со стороны служб транспортной безопасности? Как это сказывается на времени пребывания (приема, обработки) судна в порту?

– Осмотры судов под флагом РФ и под иностранными флагами проводятся согласно процедурам контроля судов государством флага и государством порта соответственно. При осмотрах особое внимание уделяется готовности судов к выходу в море, неукоснительному выполнению судовыми администрациями требований международного и национального законодательств в части безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и предотвращения загрязнения окружающей среды.

На сегодняшний день на объекте транспортной инфраструктуры «Акватория морского порта Тамань» установлен уровень безопасности (охраны) №2. Специалисты отдела транспортной безопасности ежедневно осуществляют контроль судов, следующих в зону транспортной безопасности соответствующего объекта порта.

Капитаны судов до планируемого захода в порт представляют в адрес капитана порта предварительную информацию об охране судна, которая обрабатывается специалистами отдела транспортной безопасности. На основании полученной информации от капитана судна в рамках установленного уровня безопасности (охраны) между портовым средством и судном заключается Декларация об охране, которая, в свою очередь, является достижением соглашения по мерам охраны, принятым в соответствии с планами охраны и ответственности каждой из сторон.

Процедура осмотра судов проводится во время нахождения судна в порту и не влияет на время его обработки.

«МП»: Создана ли в филиале своя служба транспортной безопасности? Какие дополнительные меры приняты в порту в сфере ТБ? Участвуют ли специалис-ты службы ТБ в осмотрах судов, причалов порта, прилегающей территории и акватории?

– В соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности в 2021 году в филиале ФГБУ «АМП Черного моря» в порту Тамань создан отдел транспортной безопасности. Основные задачи подразделения – организация, обеспечение и осуществление функций капитана порта:

– по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, в том числе принятие мер по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в акватории порта;

– по информированию уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в порту.

Специализированной экспертной организацией проведена дополнительная оценка уязвимости порта, как объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ), на основании которой специалистами отдела транспортной безопасности и Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» разрабатывается План обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

В рамках реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности капитаном порта сформировано подразделение для реагирования на подготовку или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Специалисты отдела транспортной безопасности ежедневно ведут мониторинг выполнения требований ТБ, МК ОСПС, внутриобъектового и пропускного режимов, антитеррористической защищенности.

«МП»: Какие изменения в работе филиала ожидаются в ближайшей перспективе по планам Росморречфлота?

– В 2022 году вступили в силу приказы Минтранса России, имеющие важное значение для работы служб капитанов морских портов РФ:

– с 01.03.2022 г. приказ Минтранса России от 08.11.2021 г. №378 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»;

– с 01.09.2022 г. приказ Минтранса России от 12.11.2021 г. №395 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним»;

– с 01.09.2022 г. приказ Минтранса России от 16.05.2022 г. №179 «Об утверждении Правил буксировки».

В филиале ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Тамань на регулярной основе проводится техническая учеба с инспекторами гос-портконтроля касательно изменений действующего законодательства. И в настоящее время осуществляется реализация требований вышеуказанных приказов в деятельности ИГПК по обеспечению безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и охраны окружающей среды.

Морские порты №10 (2022)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ