Сергей Куликов: «Принимаем взвешенные решения и готовы к строительству высокотехнологичного флота вместе со всей страной» - Морские вести России

Сергей Куликов: «Принимаем взвешенные решения и готовы к строительству высокотехнологичного флота вместе со всей страной»

12.02.2023

Сергей Куликов: «Принимаем взвешенные решения и готовы к строительству высокотехнологичного флота вместе со всей страной»

О влиянии санкций, исключении из МАКО* и мерах, предпринятых Регистром для помощи морской отрасли страны, журналу «Морской флот» рассказал исполняющий обязанности генерального директора Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр) Сергей Куликов.

«МФ»: Сергей Анатольевич, в этом году Регистр столкнулся с серьезными вызовами. Как исключение из МАКО отразилось на международной работе и на повседневной деятельности классификационного общества, какие последствия ощутил Регистр?

– Напомню, что Российский морской регистр судоходства принял активное участие в становлении МАКО и состоял в ассоциации с 1969 года, поэтому исключение было для нас неожиданным известием, ведь оно произошло по мотивам, не связанным с качеством работы РС и безопасностью судов в нашем классе.

Мы предприняли все необходимые с нашей стороны действия для восстановления членства и еще в апреле 2022 года подали апелляцию, которая совсем недавно была рассмотрена Комиссией независимых арбитров. В начале 2023 года ожидаем новое решение Совета МАКО по этому вопросу, оно должно учесть рекомендации арбитров.

Устав ассоциации не предоставляет комиссии полномочий по отмене решений Совета, но вынесенные рекомендации позволяют МАКО принять другие решения.

За все время существования ассоциация следовала принципам содействия безопасности мореплавания, защиты человеческой жизни на море и сохранности морской среды и никогда не совершала действий, которые бы поставили под сомнение ее беспристрастность и объективность. Мы надеемся на продолжение продуктивного взаимодействия.

В результате решения Совета МАКО более чем 50-летняя история работы Регистра в международном клубе ведущих классификационных обществ оказалась прервана.

При этом многие годы РС был активно вовлечен в процессы разработки технических документов ассоциации, председательствовал как в рабочих, так и в управляющих органах. Четырежды мы исполняли функции председательствующего в МАКО общества, с 2021 года были избраны на пост председателя Комитета по качеству. Статьи специалистов РС вошли в Годовой отчет о работе МАКО за 2021 год.

Привожу эти примеры из совсем недавнего прошлого, чтобы подчеркнуть: ни у кого не вызывает сомнения высокий уровень качества услуг РС. Очевидно, что Регистр является компетентным классификационным обществом и исключение из членов ассоциации не повлияет на безопасность мореплавания судов в классе РС.

Регистр создал нормативную и техническую базу, которая отвечает самым высоким международным стандартам, что подтверждено результатами многочисленных аудитов со стороны ведущих органов по сертификации, морских администраций и других проверяющих организаций.

Мы приняли решение продолжать поддерживать систему менеджмента качества РС в соответствии с высочайшими стандартами МАКО и, как и раньше, проходить все необходимые проверки, внедрять в наши правила актуальные документы ассоциации, оставаясь на уровне полноценного члена МАКО.

РС имеет действующие договоры признания с морскими администрациями и соглашения о сотрудничестве с обществами – членами МАКО, что существенно оптимизирует процедуру перехода из класса в класс.

Опыт взаимодействия с участниками ведущих меморандумов о взаимопонимании в области государственного портового контроля, а также понимание нормативной базы и процедур позволяют Регистру оказывать поддержку судовладельцам в части предотвращения задержаний судов.

Регистр продолжает выполнять все обязательства перед клиентами в установленные сроки и оказывает, как и прежде, весь спектр услуг, направленных на повышение стандартов безопасности мореплавания, сохранности человеческой жизни на море и предотвращение загрязнения окружающей среды.

Кроме того, Регистр продолжает быть вовлеченным в международное нормотворчество в рамках рабочих органов ИМО.

Так, в ноябре 2022 года наши специалисты в составе делегации РФ приняли участие в 106-й сессии Комитета по безопасности на море, где обсуждалась разработка Международного кодекса для морских автономных надводных судов. Эксперты РС работают над формированием этого документа в рамках Совместной рабочей группы ИМО по автономным судам.

В декабре наш специалист очно работал на 79-й сессии Комитета по защите морской среды ИМО. Комитет рассматривает вопросы декарбонизации и снижения выбросов парниковых газов с судов и в настоящее время сфокусирован на пересмотре стратегии ИМО по сокращению выбросов парниковых газов.

«МФ»: Насколько значительны ограничения, которые ввел против РС принятый осенью очередной пакет санкций ЕС?

– К сожалению, последствия от 8-го пакета санкций ЕС мы ощутили достаточно остро. Регистр оказался по сути заложником вовлеченности в процессы мирового торгового судоходства и судостроения, присутствия на глобальной арене. Введен запрет на транзакции с РС, с 8 апреля 2023 вступает в силу запрет на посещение портов ЕС судами с документами РС.

Важно подчеркнуть, что ограничения распространяются только на взаимоотношения Регистра с лицами под юрисдикцией ЕС и не касаются других контрагентов. В ряде случаев возможно снятие ограничений, например, компетентные органы ЕС могут выдать судну разрешение на заход в порт, если речь идет об определенных видах грузов. В этой связи подготовили подробные разъяснения для клиентов. С материалами можно ознакомиться на нашем сайте rs-class.org.

Кроме того, морские администрации (МА) государств ЕС отзывают свои поручения, при этом без их учета Регистр сохраняет признание от более чем 50 государств флага. Таким образом, мы по-прежнему предоставляем судовладельцу широкий выбор флага судна, в том числе из лидирующих морских администраций.

Мы были вынуждены остановить деятельность ряда европейских офисов РС, при этом оптимизировали логистику передвижения инспекторов и продолжаем оказывать услуги по всему миру.

«МФ»: Морская индустрия оказалась сегодня перед лицом ряда трудностей. Как в сложившихся условиях Регистр помогает своим клиентам?

– Мы имеем возможность оказать ощутимую помощь судовладельцам благодаря поручению МА РФ, которое направлено на то, чтобы обеспечить исключение задержек в эксплуатации судов.

При всесторонней поддержке Министерства транспорта РФ внедрены конкретные меры по оптимизации процедур классификации и освидетельствования судов в отсутствие прямой угрозы безопасности мореплавания.

В случаях, когда изготовитель отозвал лицензию на сервисное обслуживание оборудования, на основании поручения МА мы имеем право принимать результаты работ, выполненные компаниями, которые ранее имели эти лицензии или разрешение на проведение работ по аналогичному оборудованию.

При переходе в класс РС из класса общества – члена МАКО мы можем зачесть данные по замерам остаточных толщин и освидетельствованиям подводной части судна, если нет дефектов и невыполненных условий теряющего общества.

Если нет возможности поставить судно в док, то в обоснованных случаях проводим освидетельствование подводной части на плаву, с применением средств подводного телевидения, причем без ограничения по возрасту судна. Для принятия решения есть ряд критериев, основной принцип – целостность подводной части и винторулевого комплекса, т.е. отсутствие повреждений, значительной коррозии, необходимости ремонта.

На 2022 год РС имеет хорошо отлаженную за период пандемии систему проведения дистанционных освидетельствований – 17 видов. У нас есть не только необходимое для этого оборудование, но и практические навыки, а нормативная база Регистра по дистанционным освидетельствованиям полностью соответствует Унифицированному требованию МАКО Z29.

По ряду существенных вопросов, таких как согласование методов ремонта, допуск поставщиков услуг, не имеющих признания, выставление и контроль выполнения требований, мы делегировали полномочия по принятию решений региональным офисам, повысив таким образом оперативность работы.

Несколько сложнее ситуация обстоит с оборудованием из ЕС, и здесь стараемся максимально пойти навстречу отрасли, конечно при должном рассмотрении всех факторов риска.

Так, при анализе сертификатов, выданных иными классификационными обществами, учитываем тип продукции: насколько оборудование критично в отношении безопасности. Кроме того, принимается во внимание то, каким требованиям объект должен соответствовать: если международным конвенциям, то правила едины для всех классификационных обществ и мы не будем требовать большего объема документации или дополнительных испытаний.

Если продукция должна отвечать правилам класса, то необходимо тщательно изучить документацию, конструкцию изделия, для поставки на какие суда оно сертифицировано. Например, нельзя допустить к эксплуатации в полярных условиях оборудование, которое не было проверено на возможность работы при низких отрицательных температурах или под определенными нагрузками.

Западные проектные бюро покидают российские проекты в середине пути, и мы даем возможность плавного перехода к новому проектанту: готовим письмо-заключение и после подписания договора продолжаем работу, даже если проект поменял название или код.

В качестве дополнительной помощи судовладельцам приняли решение выполнять инженерное сопровождение судов в эксплуатации, в режиме единого окна.

«МФ»: Речь идет о разработке судовой документации?

– Да. Регистр много лет занимается рассмотрением и одобрением технической документации, которая в обязательном порядке должна быть в наличии на борту судна. Требования о наличии таких документов установлены в том числе и международными документами. Нами накоплен достаточный опыт, есть и современное программное обеспечение. При разработке документации Регистром будут учтены все актуальные требования наших правил, таким образом исключен риск замечаний со стороны РС, в итоге – сокращение временных и финансовых затрат.

Сегодня специалисты РС могут разработать эксплуатационную документацию для экипажей судов, документацию для изменения символа класса, выполнить расчеты прочности корпуса. Исключение составят документы, которые РС уполномочен одобрять от имени и по поручению морских администраций.

«МФ»: В продолжение темы дистанционных освидетельствований, насколько сегодня цифровизированы процессы взаимодействия РС с судовладельцем?

– Каждый клиент получает пароль к личному кабинету на сайте РС, с доступом к файлу судна. Сервис предоставляет технические и финансовые документы, позволяет в режиме реального времени отслеживать сроки освидетельствований судов, оформлять заявки, при этом отображается статус их выполнения. Классификационные документы и документы, предусмотренные международными конвенциями, мы можем выдавать в электронном виде.

Через личный кабинет доступен онлайн-калькулятор выбросов углерода, с помощью которого можно рассчитать рейтинг углеродной интенсивности судна по Приложению VI Международной конвенции МАРПОЛ.

Сделать процесс освидетельствования судов более прозрачным и, как следствие, повысить оперативность и качество предоставления услуг РС позволяет программное обеспечение для оценки результатов замеров остаточных толщин и параметров дефектов корпусных конструкций.

Серьезно усовершенствована форма доступа к нормативно-технической базе РС, которую мы регулярно обновляем, оперативно реагируя на меняющиеся условия: появление новых материалов и технологий, вступление в силу международных требований и рекомендаций. По мере выхода изменений к правилам переиздаем документы и публикуем их версии на текущую дату онлайн.

«МФ»: Заметная часть ярких обновлений правил РС за последние несколько лет касается вопросов проектирования и строительства нового флота. Какие проекты Регистра Вы бы отметили?

– Да, действительно, Регистр сформировал компетенции по всему спектру судов высокотехнологичного флота, который сегодня мы готовы строить вместе со всей страной. Это суда ледового плавания большого водоизмещения: арктические газовозы СПГ, плавучие газохранилища, атомные ледоколы, а также современные рыбопромысловые суда.

Немало значительных обновлений было в нашей нормативно-технической базе. За последние несколько лет мы издали ряд принципиально новых документов, которые касаются автономного судоходства и кибербезопасности, альтернативных источников энергии. Существенно расширен диапазон дополнительных нотаций для судов ледового плавания, разработаны отдельные правила по мембранным системам хранения сжиженного природного газа и правила, касающиеся винторулевых колонок судов полярных классов.

Получили развитие темы полимерных композиционных материалов и аддитивного производства.

«МФ»: Масштабные изменения внешних условий работы зачастую требуют большей гибкости в переформатировании бизнес-процессов и структуры услуг. Обсуждались ли в Регистре возможности расширения спектра деятельности?

– Регулярно пересматриваем спектр услуг в соответствии с действующей конъюнктурой рынка. В части ряда направлений оказываем дополнительные инженерные экспертные услуги в качестве третьей стороны, обладающей необходимыми компетенциями и знаниями.

При постройке судна мы проводим экспертную оценку соответствия фактического состояния параметрам спецификации.

В связи с уходом с российского рынка мировых лидеров в области инспекций и сертификации предлагаем нашим компаниям полноценную замену по сертификации систем менеджмента на соответствие стандартам ISO 9001, 14001, 45001. Чтобы перейти в РС, необходимо иметь сертификат соответствия с незавершенным сроком действия и поддерживать функционирование системы менеджмента организации, а также предоставить комплект отчетных документов по ранее проведенным проверкам. Сертификат Российского морского регистра судоходства со сроком действия аналогично отозванному будет выпущен по результатам трансферного аудита.

Обширный опыт и квалификация наших экспертов в области технического наблюдения за морскими операциями и строительством морских нефтегазовых сооружений, а также специализированное программное обеспечение для проверочных расчетов позволили предложить крупнейшим игрокам рынка услугу морского гарантийного сюрвея. Рассмотрение технической документации, оценка пригодности судов для участия в проектах (Suitability survey), наблюдение и контроль выполнения согласованных проектных решений в процессе транспортировки, буксировки, грузовых операций (в том числе pо-pо-способом) и иных морских операций являются обязательными условиями страхования при реализации масштабных инфраструктурных проектов.

Для того чтобы судовладельцы и МА могли быть уверенными в эффективности подготовки моряков на специализированных тренажерах, а также в соответствии тренажерных комплексов и учебных курсов требованиям международной конвенции, ПДНВ РС готов предложить услугу по их сертификации.

«МФ»: Насколько активно РС сотрудничает с образованием и наукой?

– В Регистре действует специализированный орган – Научно-технический совет. Он объединяет порядка 350 членов из более чем 100 организаций отрасли, в том числе научных и образовательных, которые работают по 15 секциям. Тематика отражает наиболее острые вопросы судостроения и судоходства.

Задача совета – формирование научно-технической политики Регистра в тесном взаимодействии с морским сообществом. Специалисты дают рекомендации по изменению действующих документов РС и по проведению научных исследований, результаты которых интегрируются затем в нашу нормативно-техническую базу. Можно сказать, что НТС содействует внедрению в практику разработок отечественных научных центров и инженерных компаний.

В 2022 году мы пересмотрели подход к формированию совета и пригласили к сотрудничеству больше «практиков», в частности судовладельцев, открыли новую секцию, которая будет заниматься острыми, наукоемкими вопросами технической эксплуатации флота.

Активно сотрудничаем и с вузами – от развития интереса молодежи к деятельности РС через конкурс выпускных и магистерских работ до содействия открытию профильных аудиторий.

«МФ»: Что нового появилось в Регистре за последние несколько лет из области ИТ?

– Мы активно развиваем механизмы удаленного взаимодействия с клиентом в части сопровождения проектирования и строительства судна, одобрения материалов и изделий. Пожалуй, главное наше приобретение за последние несколько лет – новый программный комплекс для проверки расчетов корпусных конструкций на соответствие требованиям правил Регистра, а также Общих правил МАКО. В рамках комплекса реализованы также отдельные модули для проверки расчетов рулевых устройств, размеров емкостей типа С.

«МФ»: Планируете ли вы продолжить вектор открытости в отношении профильного сообщества, например, в мероприятиях РС серии «Открытый диалог»?

– В новых условиях поддержка и открытость особенно важны. Мы ведем открытый диалог с отраслью и намерены продолжить этот вектор. Санкции подтолкнули РС к дальнейшему развитию в новых реалиях. Благодаря совместной работе с предприятиями морской индустрии мы сможем заново выстроить все необходимые процессы для того, чтобы не просто соблюдать правила, а вместе находить пути и методы решения нестандартных задач, вносить в наши документы хорошо взвешенные требования, создавая прогнозируемые и понятные перспективы для участников морской индустрии.

Приказом Министерства транспорта РФ № 1735/к исполнение обязанностей генерального директора ФАУ «Российский морской регистр судоходства» с 22.12.2022 г. возложено на Куликова Сергея Анатольевича. Ранее С.А. Куликов занимал должность заместителя генерального директора РС по флоту в эксплуатации

Онлайн-калькулятор РС позволяет рассчитать индекс интенсивности выбросов углерода на основании данных о расходе судном топлива за календарный год и пройденном расстоянии, а также определить рейтинг углеродной интенсивности судна. Требования по расчету в соответствии с Приложением VI МК МАРПОЛ вступают в силу с 1 января 2023 года. Ежегодный расчет необходим для судов конкретных типов валовой вместимостью 5000 и более, совершающих международные рейсы.

РС предлагает услуги сертификации по ISO 9001, 14001, 45001 для компаний с отозванными сертификатами иностранных классификационных обществ, с сохранением графика проведения аудитов. Сертификат соответствия РС со сроком действия аналогично отозванному будет выпущен по результатам трансферного аудита.

Условия для перехода в РС:

функционирующая система менеджмента;

сертификат соответствия системы менеджмента с незавершенным сроком действия;

комплект отчетных документов по ранее проведенным аудитам.

* МАКО – Международная ассоциация классификационных обществ, www.iacs.org.uk.

Морской флот №6 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ