В бассейне Амура - Морские вести России

В бассейне Амура

13.09.2022

Речной транспорт

В бассейне Амура

Фото: Пассажирские суда РФ и КНР у причалов пункта пропуска на речном вокзале Хабаровска/ ФБУ «Администрация Амурводпуть»

Амурский бассейн простирается за пределы Хабаровского края и захватывает смежные районы Приморья, Амурской и Читинской областей, северо-восточных провинций Китая и Монголии. На Хабаровский край приходится 17%, т.е. примерно шестая часть от площади водосбора Амура, равной 1 855 000 км2. В пределах КНР расположено 820 тыс. км2 (44,2%), за пределами России находится около 46% бассейна Амура. Оставшиеся 36% расположены в Приморском крае, Амурской и Читинской областях.

На основе высокотехнологичного оборудования и новых методов работ

Александр Савин, руководитель ФБУ «Администрация Амурводпуть»

У Амура семь крупных притоков площадью водосборов более 55 000 км2. Это реки Аргунь, Шилка, Зея, Бурея, Сунгари, Уссури, Амгунь. В сумме они составляют около 80% от водосбора Амура. Амур подразделяют на три примерно равных участка: Верхний – от слияния рек Шилка и Аргунь до устья Зеи у Благовещенска (883 км), Средний – от устья Зеи до устья Уссури у Хабаровска (995 км) и Нижний Амур – от устья Уссури до Амурского лимана (966 км).

Водные пути рек Аргунь, Амур и Уссури общей протяженностью 2744 км расположены в пограничной с КНР зоне. Здесь навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов, содержание и обслуживание судовых ходов и навигационных знаков Администрация осуществляет совместно с центром по делам развития судоходства провинции Хэйлунцзян (Харбин, КНР) и Хулунбуирским управлением по делам судоходства и портов автономного района Внутренняя Монголия (Хайлар).

Для содержания пограничных водных путей и судоходства 2 января 1951 года между СССР и КНР было заключено Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача и озеру Ханка и установления судоходной обстановки. (далее – Соглашение). На его основании образована Смешанная советско-китайская комиссия по судоходству на пограничных реках, российская часть комиссии работает на базе ФБУ «Администрация Амурводпуть».

Каждое судно под контролем

На балансе учреждения 93 судна, в т.ч. 40 обстановочных, 7 изыскательских, 4 земснаряда, 3 буксировщика (шаландера), 4 шаланды, 4 мотозавозни, 7 служебно-вспомогательных, в т.ч. 2 судна для лоцманских проводок и работы ИГПК, а также специальный и стоечный флот. Средний возраст судов 43,8 года. Четырем обстановочным судам присвоены наименования в честь ветеранов – заслуженных работников учреждения: «Капитан Сизоненко», «Юрий Кушнаренко», «Механик Овчинников» и «Петр Елизов».

В навигацию 2022 года запланирована приемка в эксплуатацию 80 судов, в т.ч. 5 обстановочных проектов 3050 и 3050.1 «Чистик», «Павлин», «Чиж», «Ремез», «Турач», а также гидрографического «Механик Овчинников» проекта 21232, построенного в 2009 г. на Амурском судостроительном заводе.

В рамках федпрограммы ежегодно производится капремонт флота с заменой обшивки корпуса, надстройки, систем, механизмов и оборудования. В 2022 году будет отремонтировано 10 судов проектов 1741, НС_440, 220В, 1051А, 912А, Т-63М, Р376У, 169-Г, 480. На 2023 год запланирован капремонт на 14 судов проектов 220В, 391Б, Р376У, 3510 Р3, 259196, 183ВМ, Т-4 и 480.

На сегодня запланировано или ведется строительство 8 судов: 2 обстановочных проекта 3052 в Благовещенске, 2 обстановочных проекта 3050.1А в Кингисеппе, 2 промерных проекта 3330 и 1 промерного проекта RDB 66.62, а также 1 несамоходного землесоса проекта 4395 в Хабаровске.

Необходимо отметить, что на судах установлено оборудование системы контроля расхода топлива и мониторинга СКРТ «Река», а в службе связи – сервер с программой СКРТ «Река», через которую наши специалисты удаленно в реальном времени через WEB-интерфейс интернета с использованием ГНСС и системы связи GSM/GPRS контролируют расположение судов на ВВП, скорость движения, работу главных и вспомогательных двигателей, расход топлива и другие параметры их работы.

Современное оборудование и новейшие методы

Для эффективного и качественного выполнения путевых работ и навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов осуществляется внедрение в производство современного высокотехнологического оборудования и новейших методов работ.

На обстановочные, изыскательские суда и земснаряды установлено 15 судовых обстановочных комплексов (СОК), 9 автоматизированных промерных комплексов (АПК/ААПИК) и 2 системы координированного управления позиционированием земснарядов, которые поступили к нам в рамках мероприятий ФЦП «ГЛОНАСС» и «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы».

Путевые работы по содержанию судовых ходов, выставлению и перестановке плавзнаков, промерам, русловым изысканиям, созданию и обновлению навигационных карт, в т.ч. ЭНК, а также по контролю расстановки и габаритов судовых ходов выполняются с применением судовых технологических комплексов (СТК) с программными комплексами «Дельта-П (О и Д)» и установленными на них электронными навигационными картами (ЭНК), созданными на ВВП бассейна.

Русловыми изыскательскими партиями филиалов и отделом русловых изысканий Администрации в соответствии с мероприятиями «Субсидия-Карта-Река» в 2021 году с использованием АПК со спутниковым ГЛОНАСС/GPS выполнены русловые изыскания на участках Верхнего, Среднего Амура, Амурской протоки, реках Зея и Тунгуска общей протяженностью 482 км с целью обновления здесь ЭНК.

В 2022 году картографической службой выполнена работа по переименованию под единый код производителя Росморречфлота 8R и новый «Классификатор кодов ЭНК ВВП РФ» всех имеющихся ячеек ЭНК на ВВП бассейна с их обновлением (корректурой) – перекодировкой. Все эти ячейки ЭНК также прошли верификацию в региональном картографическом центре ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и в количестве 258 ячеек направлены в фонд пространственных данных Росморречфлота при ФБУ «Служба морской безопасности» для хранения, распространения и дальнейшего использования. Аналогичные русловые изыскательские и картографические работы по созданию обновленных ячеек ЭНК на 360 км ВВП бассейна запланированы на 2022 год.

Эксплуатация контрольно-корректирующей станции (ККС) ГНСС, расположенной на территории РОП в Хабаровске, введенной в эксплуатацию в 2018 году и передающей на суда дифференциальные поправки, позволила при использовании АПК и СОК в комплектации КТДЛ, установленных на суда, более качественно и с большей точностью определять их положение при выполнении путевых работ, в т.ч. положение промерных точек, осей судовых ходов и навигационных знаков.

В 2021 году после завершения монтажа, пуска-наладки оборудования и дополнительных работ для предотвращения затопления при высоких уровнях воды введена в эксплуатацию ККС в Комсомольске-на-Амуре, а также с заменой части оборудования восстановлена работоспособность ККС в Благовещенске, принятая в эксплуатацию в 2008 году. Продолжается выполнение мероприятий по строительству ККС в с. Екатерино-Никольское, что в Еврейской автономной области, оборудование для которой поступило в 2020 году.

Два берега одной реки

В границах Амурского бассейна расположено несколько пунктов пропуска с сопредельной Китайской Народной Республикой: Амурзет – Лобэй, Благовещенск – Хэйхэ, Джалинда – Мохэ, Нижнеленинское – Тунцзян, Покровка – Жаохэ, Поярково – Сюнькэ, Пашково – Цзяинь, Хабаровск – Фуюань.

Представители ФБУ «Администрация Амурводпуть» совместно с администратором пункта пропуска ФГКУ «Росгранстрой» участвуют в работе координационных советов пунктов пропуска. Службой портового контроля организовано регулирование движения судов в границах пункта пропуска, организация лоцманской службы в порту, оф ормление прихода и отхода судов, проверка судовых документов, контроль над соблюдением требований по заходу и выходу судов, надзор за безопасностью судоходства, проверка готовности судов к выходу в рейс.

Кроме того, инспекция ведет мониторинг погодных условий, просматривает и анализирует карты и прогнозы погоды на предстоящие сутки по маршрутам, что позволяет обеспечить безопасность движения флота, стоянки судов в порту, снизить риски возникновения аварийных ситуаций, избежать остановок в пути.

Через речной пункт пропуска идет оформление судов, следующих в порты КНР или прибывающих оттуда. Так, 18 мая 2022 года началось оформление грузовых судов под флагом РФ в направлении речных портов КНР. Одним из первых с грузом угля отправился теплоход АО «Амурское пароходство».

Как поднимать затонувшие суда

По оценкам ООН, в мире под водой находится более трех миллионов судов. Так что подъем и утилизация флота – это проблема, которая копилась десятилетиями, в том числе и у нас, в ДФО.

Хотелось бы поделиться своим «наболевшим» по этому вопросу. Редакцией п. 1 ст. 49 КВВТ РФ до 2012 г. было закреплено, что Администрация бассейна имеет право поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. Обязанности поднять, удалить или уничтожить его у Администрации бассейна, согласно КВВТ РФ, не было.

В редакции п. 1 ст. 49 КВВТ РФ с 28.07.2012 речь идет уже о подъеме, удалении или уничтожении затонувшего имущества Администрацией бассейна. То есть обязанность подъема, удаления или уничтожения затонувшего имущества у Администрации бассейна возникла с 28.07.2012 и только после проведения определенной процедуры, установленной КВВТ РФ.

В период с 2018 года Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой подано несколько исков о признании незаконным бездействие ФБУ «Администрация Амурводпуть» в подъеме и утилизации затонувших судов в разных районах Хабаровского края (г. Николаевск-на-Амуре, Николаевский-на-Амуре муниципальный район, Ульчский район) и Амурской области.

Задача и цели прокуратуры ясны. Только непонятно, почему отсутствует доказательство прокурорами в судебном порядке факта причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, а также препятствием рыболовству, водному транспорту и путевым работам.

Да, суды удовлетворяют иски природоохранного прокурора. Тем не менее хотелось бы задать ряд вопросов. А кого-нибудь и когда-нибудь заинтересует вопрос, на какие средства, какими силами бюджетное некоммерческое учреждение может поднимать затонувший десятилетия назад (с «советских» времен) флот?

Напомню, Администрация работает на основании утвержденного учредителем на каждый год госзадания. И в нем отсутствует задание и, соответственно, финансирование на подъем, удаление либо утилизацию затонувшего имущества, не принадлежащего Администрации.

Если собственников нет либо установить их невозможно, а администрации субъектов, где находятся затонувшие суда, не дают информации об их владельцах, возникает вопрос, на какие средства бюджетное учреждение должно их поднимать?

Почему при отсутствии реальной возможности исполнить решение суда никого не волнует, сколько денег уже тратится и будет потрачено бюджетным учреждением на оплату административных штрафов за неисполнение решений суда? И еще надо помнить об уголовной ответственности за неисполнение судебных решений…

Постановлением правительства от 08.07.2022 № 1222 «О внесении изменений в государственную программу РФ «Охрана окружающей среды» утверждены правила предоставления субсидий на подъем затонувших судов в ДФО (начало действия документа – 19.07.2022). Субсидии предоставляются по результатам отбора субъектов РФ, который осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта 2 раза в год.

Это, конечно, хорошо, но мало. Считаю, что без полноценной программы с обеспечением финансирования на подъем, удаление и утилизацию затонувших судов проблему исками и штрафами в адрес бюджетного учреждения не решить.

На рейдах Хабаровского порта

Сергей Комков, первый заместитель руководителя – капитан Амурского бассейна ВВП

В минувшую навигацию инспекторы портконтроля работали в пунктах пропуска через государственную границу РФ на Амуре в Благовещенске, Поярково и Хабаровске и только на грузовых направлениях движения флота, т.к. пассажирское сообщение с сопредельной стороной в связи с пандемией коронавирусной инфекции было прекращено.

Надо пояснить, что многосторонний речной грузопассажирский пункт пропуска в Хабаровске является самым значимым, поскольку здесь происходит портовый контроль значительного количества судов, следующих в порты КНР либо прибывающих из Китая. Отрабатываются два направления – пассажирское и грузовое.

Пассажиры прибывают к нам из китайского порта Фуюань и туда возвращаются. Перевозками заняты как российские, так и китайские судоходные компании. С нашей стороны используются теплоходы «Полесье» проекта № 7091 и «Москва» проекта № Р-51Э. Протяженность маршрута из Хабаровска в Фуюань в прямом направлении 66 км. Время в пути для скоростного судна примерно 1 час 45 минут. Для теплохода «Москва» – около 4 часов с учетом погодных условий.

Грузовые перевозки ведут обе стороны. В Хабаровский порт прибывают различные грузы – от сельскохозяйственной техники, городских автобусов до электротехнического оборудования и металлического проката. Вывозится в КНР самая различная номенклатура народно-хозяйственных грузов.

В структуру службы портконтроля Хабаровска входит и лоцманская служба, имеющая в составе опытных специалистов с большим стажем работы на различных типах судов. Наши лоцманы осуществляют проводки пассажирских судов КНР как водоизмещающих, так и скоростных и при необходимости готовы работать в круглосуточном режиме.

Итак, лоцманская проводка начинается для китайских судов, следующих в порт Хабаровск, от рейда № 1 (карантинный) в районе 5-го км участка Среднего Амура. Грузовые теплоходы и составы, прибывающие на рейд № 1 порта, следуют под проводкой лоцмана до рейда № 2, где судно становится на якорь в ожидании оформления прихода.

Кстати, в условиях пандемии проводка лоцманами китайских судов к месту рейдовой стоянки осуществлялась методом лидирования. Завершив оформление и получив свободную практику, под проводкой лоцмана теплоход следует к месту швартовки в порт. Переход от якорной стоянки к причалу занимает не более 30-45 минут, включая время на швартовные операции. Скорость и время перехода к причалу зависят от течения, погодных условий. Приоритет движения к причалу и от причала имеет судно КНР, суда в районе порта по УКВ-радиосвязи предупреждаются о времени начала и окончания проводки судна под флагом КНР. Таковы требования безопасности судоходства.

Портовый контроль судов осуществляется у причалов или на рейдах, включенных в пределы пункта пропуска, а членов экипажей, как правило, на борту судна. Предварительная заявка на прибытие теплохода передается за 72 часа, а при длительности перехода менее 72 часов – до выхода судна из порта убытия. Планирование времени оформления судов на отход из Хабаровска осуществляется по заявке представителя судовладельца.

Грузовые работы в порту продолжаются до 20:00. К этому времени на теплоход КНР на лоцманском катере прибывает дежурный лоцман. Судно отводится на рейд № 2 до следующего рабочего дня. К выполненной лоцманом работе претензий со стороны китайского капитана нет.

Инспектирование судов КНР ограничивается установлением того, что судно в мореходном состоянии имеет действующие документы, дипломы членов экипажа в порядке. Осуществление инспекции не должно приводить к задержке судна. Инспектор должен не только контролировать постоянное соблюдение стандартов безопасности и предотвращение загрязнения в портах, но и стремиться оценить компетентность экипажей в отношении эксплуатационных требований.

Нужно отметить, что за последнее десятилетие случаев необходимости в детальной проверке судов под флагом КНР у инспекторов службы портового контроля не возникало, как и сомнений в высоком профессионализме коллег на сопредельной стороне.

Благодаря межведомственному взаимодействию, отлаженной работе службы портового контроля с коллегами служб в пунктах пропуска Амурского бассейна внутренних водных путей в навигацию 2021 года не поступило претензий или замечаний к работе инспекторов портового контроля и лоцманам, осуществляющим безопасные проводки судов и составов в порту Хабаровск.

С открытием навигации-2022 на Амуре начались трудовые будни, пошли первые баржебуксирные составы в КНР. Совместно с контрольными органами пунктов пропуска дежурные инспекторы ПК на высоком профессиональном уровне выполняют оформление судов на приход в порт и выход за рубеж.

Морские вести России №11 (2022)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ