В поисках решений для речного флота
05.05.2025
Речной транспорт

Фото: пресс-службы П.М. Федяева
В числе многих мероприятий на площадке форума «Транспортная неделя» 19 ноября состоялось и выездное заседание Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, на котором обсудили меры по развитию внутреннего водного транспорта.
Алина Азорцева
В работе заседания приняли участие депутаты Комитета Госдумы по транспорту в полном составе, советник президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Роман Старовойт, гендиректор ГТЛК Евгений Дитрих, замминистра промышленности и торговли Альберт Каримов, представители субъектов РФ, заместитель министра транспорта Александр Пошивай, руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко, председатель совета директоров компании «ВодоходЪ» Виктор Олерский и др.
По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Альберта Каримова в России на сегодняшний день средний возраст пассажирских судов в эксплуатации приближается к 50 годам, технического служебно-вспомогательного флота превысил 40 лет. Как задачу министерства он обозначил необходимость возродить и нарастить те компетенции, которые в свое время были созданы и утрачены, уже в современной действительности.
Замминистра привел статистику ведомства, согласной которой отечественные предприятия с 2008 года построили 923 судна для ВВП, включая 207 служебно-вспомогательных, 118 дноуглубительных, 450 грузовых и 147 пассажирских, включая паромы. Этих темпов недостаточно.
Он также пояснил, что на рост судостроения направлены меры господдержки, которые делятся на три главных пункта – субсидирование части затрат по кредитам и лизинговым платежам (Постановление №383), предоставление судового утилизационного гранта (Постановление №502), программа лизинга.
По постановлению №383 завершено субсидирование 63 судов, продолжается финансирование еще 104 судов различных классов, многие из которых эксплуатируются на ВВП. С момента запуска данной меры общий объем предоставляемых субсидий превысил 25 млрд рублей. По судовому утилизационному гранту субсидирование строительства прошло уже 31 судно.
Основные вопросы повестки заседания МВР прокомментировали депутаты-члены профильного комитета.
Первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев напомнил, что в России река исторически была основным видом транспорта, и это самый эффективный способ доставки грузов в мировой практике. За последние годы много сделано по дноуглублению, реконструкции гидротехнических сооружений. В 2024 году стартовал проект «Речные магистрали», в рамках которого запустили межрегиональное скоростное пассажирское сообщение.
Что касается грузовых перевозок по реке статистика сегодня такова: в конце 1980-х рекой перевозилось порядка 600 млн тонн грузов в сезон. В этом году цифра будет в районе 100 млн тонн. Минтранс доложил на комитете об упрощении госрегистрации речных судов, о развитии скоростных пассажирских перевозок, о работе по созданию регионального оператора пассажирских перевозок, об обнулении ставки НДС по реализации услуг перевозки пассажиров.
При содействии нашего комитета Госдумы по транспорту 27 ноября 2023 года вступил в силу Федеральный закон об упрощении приватизации имущества речных портов. Закон призван упростить и ускорить вовлечение в хозяйственный оборот портовых гидротехнических сооружений, в том числе причалов, перегрузочных комплексов и иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые не востребованы в качестве объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта или находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом инвестор берет на себя обязательства по восстановлению объектов по развитию порта в срок, не превышающий 5 лет.
Нормативно-правовая база также получила развитие в текущем году. Так, в целях реализации этого закона принято 4 подзаконных акта – 2 акта Правительства РФ и два приказа Росморречфлота, которыми установлены критерии отнесения объектов речных портов к невостребованным и находящимся в неудовлетворительном состоянии, что, в свою очередь, позволит приступить к практической реализации процессов приватизации.
Источниками финансирования создания причальной инфраструктуры могут быть инфраструктурные бюджетные и гибридные займы, программы по развитию туристической инфраструктуры с привлечением внебюджетных средств.
В целях законодательного закрепления порядка установления границ речного порта Минтрансом внесен в правительство законопроект, предусматривающий изменения в КВВТ. Законопроектом предусматривается ведение учета речных портов и их систематизация, в результате чего будет сформирован перечень речных портов. Установление границ речных портов позволит в дальнейшем сформировать условия для их развития заинтересованными инвесторами.
Для обеспечения необходимых глубин, снятия инфраструктурных ограничений на ВВП Минтрансом реализуются государственные проекты по строительству судоходных ГТС – строительство Багаевского и реконструкция Городецкого гидроузлов, обеспечивается содержание ВВП. Одна из ключевых составляющих обеспечения роста речных грузоперевозок – создание мультимодальных логистических центров у каждого бассейна. Сегодня мультимодальный логистический центр – это совокупность нахождения железных дорог, автомобильных дорог и реки.
С точки зрения депутата ГД РФ, руководителя подкомитета по водному транспорту Виктора Дерябкина, не хватает мер тарифной политики. Вспомним 2016 год, Волгоград, президиум Госсовета. Президент дает ряд поручений по развитию водного транспорта. Одно из них – рассмотреть возможности повышения в период навигации стоимости перевозки навалочных крупногабаритных тяжеловесных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом на направлениях, где перевозка таких грузов может осуществляться внутренним водным транспортом. Срок исполнения – 1 февраля 2017 г. Прошло 7 лет. Не выполнено. Хотя уже сегодня можно было переключить на воду около 100 млн тонн различных грузов. Увеличение объемов грузоперевозок по реке до 2030 г. в два раза даже не просматривается.
И второе, мне дали информацию о доходах и расходах четырех туристических компаний при перевозке пассажиров: АО «Северречфлот», ООО «Ленатурфлот» (Якутск), АО «Пассажирречтранс» (Красноярск), АО «Чебоксарский речной порт». В 4, в 1,7, в 1,5 и в 33 раза соответственно расходы превышают доходы. Разницу между полученными доходами и расходами на перевозках пассажиров компенсируют администрации из региональных бюджетов.
Считаю, что по итогам навигации 2024 года целесообразно провести анализ стоимости услуг по перевозке пассажиров и стоимости билетов. И конечно, ввести нулевую ставку по уплате НДС при перевозке пассажиров речным транспортом. Это будет существенной поддержкой.
У нас в Ростове в 80-х годах прошлого века работало 67 крылатых судов, в Керчь ходили «кометами». В начале 90-х компания разорилась, все суда продали. Это к тому, что если не будет поддержки регионов, если не будет поддержки центра, то никто не будет такие расходы нести. Временно – да, но не более.
Морские вести России №18 (2024)