Вызовы, решения и перспективы развития
16.04.2025
Речной транспорт

Фото: Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр/uk-alliance.org
В 2024 году концепция логистических центров на базе речных портов перешла из разряда обсуждений в стадию реализации, открывая новые горизонты для транспортной инфраструктуры России.
Алексей Смирнов, председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства
Безусловно, эти хабы должны стать ключевыми узлами для интеграции грузовых потоков, увеличивая их эффективность и сокращая издержки. Одновременно с этим остро встал вопрос импортозамещения в сфере радиосвязи и навигационного оборудования, что стало одной из главных тем подведения итогов речной навигации текущего года. Несмотря на вызовы, связанные с уходом зарубежных производителей, отечественные компании уже демонстрируют впечатляющие результаты.
Логистические центры
Идея логистических центров на базе речных портов давно обсуждается как перспективное направление развития транспортной инфраструктуры. В 2024 году она начала воплощаться в жизнь. Основными факторами, способствующими этому, стали:
Рост объемов перевозок. Экономическая активность в регионах требует эффективной транспортной инфраструктуры.
Поддержка на уровне правительства. Речной транспорт признан стратегически важным для страны.
Готовность собственников инвестировать. Понимание коммерческой выгоды от развития мультимодальных центров делает проекты привлекательными.
Следует отметить, что эти вопросы обсуждались на состоявшемся в конце ноября Всероссийским речном форуме-выставке «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста». Одним из ключевых кейсов стал Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр в Татарстане. Этот объект уже демонстрирует эффективную работу, развивая причальную инфраструктуру и модернизируя портовые мощности для современных задач.
Свияжский центр интегрирует речные, железнодорожные и автомобильные перевозки. Это снижает зависимость от сезонности: зимой, когда реки покрыты льдом, грузопотоки продолжают обрабатываться через другие виды транспорта. Мультимодальные центры минимизируют простои и обеспечивают круглогодичную загрузку объектов.
Речные порты обладают рядом преимуществ. Это расположение в крупных городах, что упрощает организацию логистики и доступа к рынкам. Достаточные площади для инфраструктуры: порты традиционно занимают просторные территории, что позволяет без сложностей размещать склады, транспортные узлы и терминалы.
Подводя итоги года, можно с уверенностью сказать, что создание логистических центров на базе речных портов станет одним из ключевых направлений в 2025 году. Эти проекты не только поддерживают развитие регионов, но и формируют новую модель грузоперевозок, более устойчивую и эффективную. Как отметил один из участников форума, «мы идем семимильными шагами в развитии речной логистики, и это только начало».
Результатом семимильных шагов станет увеличение судопотока и, как следствие, плотности информационных потоков. Реакцией на такое уплотнение должна быть оптимизация и автоматизация передачи дополнительной информации участникам движения. Один из способов оптимизации – внедрение ASM (Application Specific Message), с помощью таких сообщений по каналам АИС осуществляется оперативная передача информации о навигационной обстановке, колебаниях уровня воды, течениях, доступных вертикальных габаритах, воздушных зазорах, прогнозах погоды и прочей информации.
Радиосвязь и навигация
Кроме того, вопросы радиосвязи и навигационного оборудования стали важной частью обсуждений итогов речной навигации 2024 года. Российский рынок столкнулся с серьезными вызовами после ухода зарубежных производителей, но уже сейчас можно говорить о значительных достижениях.
Ситуация с радиосвязью в речном и морском диапазонах остается стабильной. Оборудование, используемое в этой сфере, хотя и содержит импортные элементы, в основном производится в России и соответствует всем необходимым стандартам. Проблем с обеспечением базовой радиосвязи не наблюдается.
Однако следует учитывать наличие маломерного флота. Есть мнение, что такой флот необходимо включить в общую информационную инфраструктуру реки, чтобы обеспечить безопасность как больших судов, так и маломерных. Такое решение позволит отслеживать положение малых плавсредств с больших судов (на экране СОЭНКИ/ЭКС) и на берегу. Очевидно, что такой подход должен позволить однозначно идентифицировать маломерное судно в целевой обстановке, но при этом не быть избыточно дорогим. То есть это не должна быть обязательная установка АИС на катера и яхты. Попытка подобного – внедрение радиостанции с функцией ЦфССБ компании «Навмарин».
Сложности возникли в области навигационных систем, особенно после 2022 года, когда ключевые зарубежные компании покинули российский рынок. Этот период стал серьезным испытанием, но в течение двух лет удалось добиться полного импортозамещения.
Аппаратная часть. Были разработаны и внедрены российские аналоги профессионального оборудования для судов, таких как системы Voyager и МИРАН.
Программное обеспечение. Создано специализированное ПО для ЭКНИС, СОЭНКИ, ЭКНС компаниями «Эволюция», «Транзас Навигатор», «ССГ Навигация», способное конкурировать с ранее популярными иностранными продуктами, такими как C-MAP и Navionics.
Правда, для полноценной конкуренции требуется доступ по адекватной цене к электронным навигационным картам ВВП. При наличии практически полного покрытия ВВП электронными картами закупить их частному лицу практически негде. Это крайне необходимо крупнотоннажному флоту и крайне интересно маломерному флоту, в том числе и туристам. Отсутствие доступа к актуальным, особенно откорректированным ЭНК, в значительной мере снижает интерес к водному туризму.
Сегментирование рынка. Импортозамещение охватило все сегменты: от профессионального оборудования для крупнотоннажных судов до бесплатных решений для маломерного флота, включая промежуточные варианты.
Уход зарубежных производителей стал стимулом для российских компаний. Если ранее рынок был насыщен удобными импортными продуктами, которые сдерживали развитие отечественного производства, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Разработка собственных решений получила мощный импульс, и российские продукты выходят на уровень мировых стандартов.
Особенно примечательны успехи в производстве навигационных систем Voyager,
МИРАН, «Эволюция», «Транзас Навигатор». Эти системы обеспечивают полноценное функционирование как аппаратной, так и программной части, включая дисплеи и интерфейсы для работы с электронными картами.
Еще одним трендом уходящего года можно назвать рост туристических продуктов на рынке речных перевозок, что связано с активным развитием внутреннего туризма с 2022 года. В частности, это стимулирует рост речного судостроения, включая как круизные, так и грузовые суда. На данный момент в процессе строительства находится 15 судов, что подтверждает повышенный интерес и инвестиции в эту сферу.
Морские вести России №18 (2024)